решение о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-48/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Посёлок Залегощь, 10 апреля 2012 года.

Залегощенский районный суд Орловской области в составе: председательствующего – федерального судьи Быковой Г.В.,

с участием истца Шутова В.И.,

представителя ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Бадритдиновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Залегощенского районного суда гражданское дело по иску Шутова ФИО7 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Шутов В.И. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>, в котором просил обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В обоснование иска указал, что, имея трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача – офтальмолога в <адрес> он обратился в ГУ УПФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако ему было в этом отказано ввиду отсутствия у него необходимого для этого стажа. Из стажа его работы были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Всего, таким образом, ему не засчитано в льготный стаж в календарном исчислении 10 месяцев 23 дня.

В судебном заседании истец Шутов В.И. свои требования по изложенным выше основаниям в части включения в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации поддержал, от требований в части включения в льготных стаж отпуска без содержания в количестве 29 дней отказался и суду пояснил, что исключение указанных периодов из стажа, дающего ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, считает необоснованным. Повышение квалификации медицинскими работниками является обязательным условием для выполнения их работы. По его мнению, на момент обращения с заявлением в Пенсионный фонд на 17 февраля 2012 года, у него имелся необходимый стаж для назначения ему пенсии по старости на льготных основаниях как работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в количестве 25 лет. Однако ответчик необоснованно исключил указанные выше периоды из стажа, дающего ему право на назначение досрочной пенсии по старости. В связи с чем, просил суд обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня первоначального обращения за ним, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Уплаченную при подаче искового заявления госпошлину в сумме 200 рублей просил не взыскивать с ответчика.

В судебном заседании представитель ответчика – ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> ФИО5 исковые требования не признала и суду пояснила, что истцу законно и обоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием у него необходимого специального стажа, который на момент обращения за назначением досрочной пенсии составлял 24 года 1 месяц 17 дней. Время обучения на курсах повышения квалификации по специальности засчитывалось в специальный стаж работы на основании Положения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР ОТ 17.12.1959 года №1397, которое отменено с 01.10.1993 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. №953. Поэтому указанные истцом периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпуск без содержания были исключены из специального стажа, в связи с чем, права на указанную пенсию у него на момент подачи заявления не имелось.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно п. п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 ФЗ (в редакции от 30.12.2008г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста (п.п.20 введён Федеральным законом от 30.12.2008 №319-ФЗ).

Стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, исчисляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п.5 утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж в календарном порядке (год за год). Однако до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29 октября 2001 года №781 действовали Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет» от 06.09.1991 года №464 и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» от 21.09.199 года №1066, утратившие свою силу лишь 14 ноября 2002 года.

Названные Постановление Совета Министров РСФСР №464 и Постановление Правительства РФ №1066 были приняты во исполнение Федерального Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года №340-1, статья 81 которого предусматривала назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в сельской местности и посёлке городского типа при выслуге 25 лет. Постановление Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года при этом предусматривало исчисление сроков выслуги врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно – профилактических учреждений всех форм собственности из расчёта один год за один год и три месяца. С 1 ноября 1999 года Постановлением Правительства РФ от 21.09.1999 года №1066 были утверждены новые Правила исчисления сроков выслуги и новый Список должностей, работа на которых даёт право на пенсию за выслугу лет. Они также предусматривали зачёт медицинскому персоналу одного года работы в сельской местности и посёлке городского типа за один год и три месяца.

Следовательно, лица, исполнявшие обязанности по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения на должностях и в учреждениях, указанных в Списках должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, вправе требовать оценки своих пенсионных прав за работу в периоды времени до 14 ноября 2002 года с зачётом одного года работы за один год и три месяца.

Согласно трудовой книжке РОС №0283942, истец Шутов В.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности врача – офтальмолога <адрес>ной больницы, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность врача – нарколога в распоряжение ТМО «Наркология» и принят переводом на должность участкового врача психиатра – нарколога по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией ТМО «Наркология» уволен переводом в Залегощенскую ЦРБ и принят в порядке служебного перевода на должность участкового врача психиатра – нарколога, с совместительством 0,5 ставки врача – офтальмолога, ДД.ММ.ГГГГ переведён на должность врача – офтальмолога, с совместительством 0,5 ставки врача психиатра – нарколога, в соответствием с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Залегощенская центральная районная больница переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения «Залегощенская центральная районная больница», на основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ путём изменения типа создано Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<адрес> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<адрес> переименовано в бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> <адрес> где истец продолжает работать в должности врача – офтальмолога в настоящее время, т.е. осуществляет лечебную деятельность, и данное обстоятельство не оспаривается ответчиком (л.д.6-9).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано за неимением специального стажа работы, который на момент обращения за назначением пенсии составил у него 24 года 1 месяц 17 дней, т.е. менее 25 лет (л.д. 27-28).

Пенсионным органом не были включены в специальный стаж работы истицы периоды нахождения его на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

В судебном заседании представитель ответчика также признала и не оспаривала факт наличия у истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специального стажа в количестве 24 года 1 месяца 17 дней без учёта периодов нахождения на курсах повышения квалификации и отпуска без содержания.

Истец Шутов В.И., в свою очередь, не оспаривал арифметическую правильность осуществлённых ответчиком расчётов его трудового стажа без учёта вышеуказанных периодов. Вместе с тем полагал подлежащим включению в его трудовой стаж в календарном исчислении время нахождения на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 10 месяцев 19 дней.

Факт нахождения истца в вышеуказанные периоды на курсах повышения квалификации подтверждён следующими доказательствами:

- вышеуказанным протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, которым они были исключены из специального стажа (л.д.27-28);

- справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии по возрасту, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной БУЗ «<адрес>», из которой следует, что Шутов В.И. работал полный рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача – офтальмолога, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача – нарколога ТМО «Наркология», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача психиатра – нарколога, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности врача – офтальмолога, совместительство 0,5 ставки врача психиатра – нарколога БУЗ <адрес> «<адрес>»; с ДД.ММ.ГГГГ выполнял норму рабочего времени за ставку заработной платы в особых условиях, за исключением следующих периодов: нахождение в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсовой подготовки с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; (л.д.54);

- копиями свидетельств о прохождении курсов повышения к квалификации, и сертификатов о сдаче квалификационных экзаменов за периоды с 1990 года по 2012 годы (л.д.12-26).

- представленным ответчиком по запросу суда и обозрённым в судебном заседании выплатным делом на Шутова В.И., в котором имеются копии всех приказов о направлении истца на курсы повышения квалификации в те периоды, которые исключены из его специального стажа.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Учитывая, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и потому они подлежат включению в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 17 февраля 2012 года Шутов В.И. имел достаточный стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173 ФЗ от 17.12.2001 года, свыше 25 лет (24 года 1 месяц 17 дней признано ответчиком плюс 10 месяцев 19 дней в календарном исчислении нахождения на курсах повышения квалификации), в связи с чем, отказ ответчика в назначении истице досрочной пенсии по старости является необоснованным, а заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган Шутов В.И. обратилась 17.02.2012 года, то суд приходит к выводу о назначении ему пенсии со дня фактического обращения.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шутова ФИО8 к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> удовлетворить.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в установленном законом порядке (исчислении) в специальный трудовой стаж Шутова ФИО9, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173 ФЗ от 17.12.2001 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> Орловской oбласти назначить Шутову ФИО10 досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", со дня фактического обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения, через Залегощенский районный суд.

Мотивированное решение составлено 16 апреля 2012 года.

Председательствующий

судья Г.В. Быкова