о понуждении устранения нарушений правил пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Залари 25 октября 2010г.

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А. единолично,

при секретаре Галеевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело * * * по иску прокурора * * * в интересах неопределенного круга лиц к администрации * * * муниципального образования об оборудовании средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара территории населенных пунктов, в населенном пункте * * * установить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в населенных пунктах * * *, * * *, * * * выполнить работы по приспособлению водокачек для отбора воды пожарной техникой

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что входе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что администрацией * * * муниципального образования не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 Федерального закона от 21.12.2994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ-01-03) предусмотрены правила противопожарной безопасности в населенных пунктах.

В населенных пунктах * * *, * * * * * *, * * *, * * *, * * *, * * * не проведены мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (ППБ-01-03 п.112).

Территория населенных пунктов расположенных на территории * * * муниципального образования не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ-01-03 п. 114). При наличии в населенном пункте * * * естественного водоисточника к нему не оборудован подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ-01-03 п. 94). Водокачки в населенном пункте * * * по * * *, * * *, * * * не приспособлены для отбора воды пожарной техникой, а именно низкое расположение выходной трубы. Таким образом, администрацией * * * муниципального образования не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, в связи с чем, велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, возникновения пожаров в населенных пунктах * * * муниципального образования в пожароопасный период, а также их распространения.

Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В результате несоблюдения администрации * * * муниципального образования по обеспечению первичных мер пожарной безопасности нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Просит обязать администрацию * * * муниципального образования в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц, в населенных пунктах * * *, * * *, * * *, * * *, * * *, * * *, * * * провести мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, территорию населенных пунктов расположенных на территории * * * муниципального образования оборудовать средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в населенном пункте * * * установить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в населенных пунктах * * *, * * * * * *, * * *, * * * выполнить работы, направленные на приспособление водокачек для отбора воды пожарной техникой.

В дальнейшем прокурор отказался от заявленных требований в части устранения нарушений правил пожарной безопасности в населенных пунктах * * *, * * *, * * *, * * *, * * *, * * *, * * * по проведению мероприятий исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, а также в части выполнения работ в населенном пункте * * * направленных на приспособление водокачек для отбора воды пожарной техникой.

Отказ принят судом как не противоречащий закону и не нарушающий права и законные интересы лиц, в связи с их исполнением ответчиком.

В судебном заседании помощник прокурора Кулаков А.В. поддержал исковые требования в полном объеме и подтвердил изложенное в заявлении, при этом добавил, что установленные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.

Представитель ответчика Кунц И.А. действующий на основании прав по должности иск прокурора признал частично и пояснил, что администрацией проводятся мероприятия в направлении устранения нарушений правил пожарной безопасности, при этом установить звуковую сигнализацию в населенных пунктах * * * муниципального образования они не имеют возможности из-за отсутствия денежных средств, считает, что в данных населенных пунктах достаточно телефонной связи с пожарной службой, кроме в * * * действительно имеется естественный водоисточник-река * * *, при этом подъезды к ней от природы каменистые и нет необходимости устанавливать специальный пирс размерами 12х12. Также на данный момент приобретены спец. рукава для забора воды с водокачек пожарными машинами и в ближайшее время они будут установлены, но в настоящее время еще работы не произведены.

Выслушав истца помощника прокурора Кулакова А.В. поддержавшего иск, представителя ответчика Кунц И.А. признавшего иск частично, свидетеля И, исследовав письменные материалы дела суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, исходя из следующего.

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями по состоянию на 28 сентября 2010г.) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относит: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. При этом вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 28 сентября 2010г.), его под.9 п.1 ст. 14 определяет, что к вопросам местного значения поселений относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно Закона Иркутской области от * * *г. * * *ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований * * * * * *» на территории * * * образовано * * * муниципальное образование с административным центром в селе * * * и наделением его статусом сельского поселения, с установлением границ согласно картографического описания.

Как следует из картографического описания границ * * * муниципального образования, являющегося неотъемлемой частью вышеназванного * * *, в его состав входят земли населенных пунктов: деревня * * *, деревня * * *, деревня * * *, * * *, участок * * *, участок * * *, участок * * *.

Вышеназванным нормам закона корреспондирует п.10 ч.1 ст. 6 Устава * * * муниципального образования, что к вопросам местного значения данного поселения относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом ответственность за исполнение и соблюдение на территории муниципальных образований поселений требований пожарной безопасности законом возложена фактически на администрацию соответствующего муниципального образования.

В качестве мер административного реагирования в отношении указанного муниципального образования суду представлен протокол * * * об административном правонарушении от * * *г. и предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, из которых следует, что муниципальным образованием Моисеевским не обеспечены территории сельских населенных пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, водонапорные башни населенных пунктов не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Согласно ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.03.2009г.) нормативно правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, при этом к таким документам закон относит стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Пункт 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, зарегистрированным в Минюсте РФ 27 июня 2003г. рег. № 4838) устанавливает, что на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Также п. 94 вышеназванных Правил гласит, что при наличии на территории объекта или вблизи него естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т.д.), к ним должны быть устроены подъезды с площадками(пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах- на органы местного самоуправления).

Пункт 95 Правил пожарной безопасности определяет, что водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается.

Свидетель И суду пояснил, что он является государственным инспектором по пожарному надзору по территории * * *. Установление пирса в * * * у естественного водоисточника необходимо в связи с тем, что в весене-осенний период времени года подъезд становиться невозможным, так как пожарная автомашина весом 4 тонны без загрузки и при полной загрузке в 9 тонн застревает при подъезде к реке, а необорудованные водокачки не позволяют произвести забор воды. Необходимость установления пожарной сигнализации в населенных пунктах является обязательной и ее размещение должно быть таким, чтоб слышимость сигнализации была по всему населенному пункту.

Таким образом судом установлено, что требования закона пожарной безопасности, об установлении в населенных пунктах средств звуковой сигнализации, установление площадки либо пирса у естественного водоисточника размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей, приспособление водонапорных башен для забора воды пожарной техникой, являются императивным и не могут подменяться иными средствами пожаротушения, чем предусмотрены правилами и нормами пожарной безопасности, в силу чего суд не может согласиться с доводами ответчика о невозможности установления звуковой сигнализации в населенных пунктах * * * муниципального образования по причине отсутствия денежных средств, отсутствие необходимости в устройстве площадки (пирса) требуемых размеров под пожарную технику в * * *, поскольку в данном случае ставится под угрозу жизнь и здоровье граждан проживающих в населенных пунктах данного муниципального образования.

Из вышеизложенного следует, что на администрацию соответствующего муниципального образования возложена обязанность исполнения Закона о пожарной безопасности и соблюдение Правил пожарной безопасности, при этом осуществляя бюджетный процесс на территории муниципального образования, а также кроме того являясь распорядителем бюджетных средств администрация * * * муниципального образования обязана осуществлять финансирование затрат во исполнение федерального законодательства пожарной безопасности и создать условия гарантирующие охрану и здоровье граждан проживающих на территории населенных пунктов муниципального образования, что фактически не исполнено ответчиком. Поскольку выявленные нарушения пожарной безопасности являются недопустимыми и подлежащими устранению, в силу чего требования прокурора * * * подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ФЗ № 69 от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора * * * в интересах неопределенного круга лиц к администрации * * * муниципального образования об оборудовании средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара территории населенных пунктов, в населенном пункте * * * установить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в населенных пунктах * * *, * * *, * * * выполнить работы по приспособлению водокачек для отбора воды пожарной техникой УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Обязать администрацию * * * муниципального образования территорию населенных пунктов муниципального образования оборудовать средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Обязать администрацию * * * муниципального образования в населенном пункте * * * оборудовать площадку (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Обязать администрацию * * * муниципального образования в населенных пунктах * * *, * * *, * * * выполнить работы по приспособлению водокачек для отбора воды пожарной техникой.

Установить двухмесячный срок исполнения данного решения, с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Е.А.Егорова