Решение о понуждении администрации городского МО к обеспечению населения питьевой водой



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Залари          01 июля 2011г.       

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А. единолично

при секретаре Емельяненко И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заларинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования о признании бездействий в не обеспечении населения <адрес> питьевой водой, возложении обязанности в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу, организовать водоснабжение населения <адрес> путем транспортировки и передачи абонентам питьевой воды отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией <адрес> городского муниципального образования полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения.

Проведенной проверкой установлено следующее.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ч.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1999г. №167 под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Пунктом 13 Правил определено, что подача питьевой воды осуществляется населению на основании договорных отношений исходящих из гражданских правоотношений.

Инженерные сети, предназначенные для теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения <адрес>, находятся в муниципальной собственности муниципального образования «<адрес> район» <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) инженерные сети <адрес> переданы в безвозмездное пользование <адрес> муниципальному образованию на срок до ДД.ММ.ГГГГ

С целью дальнейшей реализации полномочий по водоснабжению населения администрацией <адрес> городского муниципального образования по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ переданы в аренду ООО «<данные изъяты>» объекты недвижимости, составляющие инженерные сети водопровода и канализации. Согласно данному договору ООО «<данные изъяты>» поставляет воду с использованием арендованных инженерных сетей непосредственно до жилых домов, водоколонок, водораздаточных павильонов <адрес>.

Кроме того, с целью дальнейшей реализации полномочий по водоснабжению населения между администрацией <адрес> городского муниципального образования и ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор управления многоквартирными домами микрорайона <адрес>. Согласно п.3.1.3. названного договора ООО «<данные изъяты>» обязано предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирных домах в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе: водоснабжение. Согласно п.3.4.1 договора администрация <адрес> городского муниципального образования имеет право осуществлять контроль за выполнением Управляющей организацией ее обязательств по настоящему Договру.

В соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с п.2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 - качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

Однако, в ходе настоящей проверки было установлено, что на протяжении многолетних мониторинговых лабораторных исследований централизованных систем водоснабжения <адрес>, проводимых территориальным отделом Роспотребнадзора в <адрес>, согласно протоколов лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от

ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ - вода не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения».

Таким образом, администрация <адрес> городского муниципального образования не исполняет своих полномочий по водоснабжению, то есть обеспечению населения питьевой водой отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Контроля за выполнением управляющей организацией обязательств по водоснабжению населения <адрес> питьевой водой безопасной для жизни, здоровья потребителей, не осуществляет, а население-абоненты <адрес> потребляющие воду посредством инженерных сетей, оплачивают услугу в виде водоснабжения, не отвечающую требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с ч. ч. 1-2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993г., в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В результате бездействия администрации <адрес> муниципального образования нарушены права неопределенного круга лиц проживающих и находящихся в <адрес> на потребление питьевой воды отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных прав.

Главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрена возможность оспаривания в судебном порядке бездействия органа местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Просит суд признать незаконными бездействие администрации <адрес> муниципального образования выразившиеся в не обеспечении населения <адрес> питьевой водой, обязать администрацию <адрес> муниципального образования в срок не позднее 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу, организовать водоснабжение населения <адрес> путем транспортировки и передачи абонентам питьевой воды отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.

В судебном заседании истец помощник прокурора Заларинского района Зубаиров Д.Х. поддержал заявленные требования в полном объеме и подтвердил изложенное в исковом заявлении дополнительно добавил, что ранее администрация <адрес> муниципального образования осуществляла подвоз питьевой воды, но в прошлом году доставка воды населению прекратилась, а та вода, что поступает по коммуникационным системам фактически является технической, так как в своем составе имеет железо, магний. Считает, что организация обеспечения населения питьевой водой, Законом №131 возложена на данную администрацию. Он не оспаривает и не отрицает, что в свою очередь в настоящее время администрация по программе улучшения обеспечения населения питьевой водой предпринимает меры для ее реализации, однако это не быстрый способ доставки питьевой воды населению, а фактически пить хочется всем и сейчас.

Представитель ответчика по доверенности Салимов А.М. исковые требования прокурора не признал в полном объеме и пояснил, что администрация муниципального образования в полной мере исполняет возложенные на нее полномочия по принятию мер обеспечения населения питьевой водой, действительно в настоящее время вода поступающая в дома превышает свою жесткость в 1,5 раза, но в тоже время на территории <адрес> организован подвоз питьевой воды транспортом в раздаточные павильоны ООО «<данные изъяты>» из <адрес>, конечно не отрицает, что эта вода продается за определенную плату, но у населения есть возможность приобретения данной воды, кроме того в 2010г. разработана программа улучшения обеспечения населения <адрес> муниципального образования питьевой водой в рамках которой планируется закупить очистные сооружения и в этом вопросе администрацией уже проведены тендеры по установке очистных сооружений, считает, что со своей стороны администрация не бездействует, а доставкой воды по коммуникационным системам до потребителей занимается непосредственно <данные изъяты>, подвоз питьевой воды она не могут осуществить, так как у них данные расходы не предусмотрены в бюджете, муниципальное образование является глубоко дотационным.

Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Выборов Ю.В. на основании прав по должности указал, что по договору с администрацией <адрес> муниципального образования они осуществляют водоснабжение населения <адрес> водой, которую приобретают у ООО «<данные изъяты>», в свою очередь ООО «<данные изъяты>» как ресурсоснабжающая компания поставляют воду до разводящей сети, при этом данная вода как он считает пригодна для питья, так как когда ему самому не удается успеть купить привозную воду, он с семьей пользуется водой из-под крана, она лишь очень жесткая, а пить ее можно.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Действительно статья 14 ч.1 п.4 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к решению вопросов местного значения поселения относит, организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Аналогичная норма содержится и в Уставе <адрес> муниципального образования ( ст.6 ч.1 п.4 Устава).

Статус <адрес> муниципального образования как городского поселения установлен Законом <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований <адрес>.

Таким образом Закон по решению вопросов местного значения возлагает на соответствующее муниципальное образование организацию водоснабжения населения, при этом не оговаривая требования о качестве поставляемой воды.

Согласно ч.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 12 февраля 1999г. №167 под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

То есть водоснабжение-это совокупность мероприятий по обеспечению водой различных ее потребителей-населения, промышленных предприятий, транспорта и др. и в зависимости от назначения обслуживаемых объектов современные водопроводы подразделяются на коммунальные и производственные.

Для получения воды из природных источников, ее очистки в соответствии с нуждами потребителей и для подачи к местам потребления служат сооружения: водоприёмные сооружения; насосные станции первого подъёма, подающие воду к местам её очистки; очистные сооружения; сборные резервуары чистой воды; насосные станции второго или последующих подъёмов, подающие очищенную воду в город или на промышленные предприятия; водоводы и водопроводные сети, служащие для подачи воды потребителям. Общая схема водоснабжения может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Пункт 13 вышеназванных Правил определяет, что подача питьевой воды осуществляется населению на основании договорных отношений исходящих из гражданских правоотношений.

Как установлено из пояснений представителя третьего лица Выборова Ю.В. его организация <данные изъяты> фактически приобретает воду у ресурсоснабжающей организации ООО «<данные изъяты>», осуществляющей закачку воды до станции первого подъема, затем второго подъема, в дальнейшем до насосной станции и далее до разводящей сети, а от разводящей сети водовод обслуживается его организацией.

Изложенные третьим лицом обстоятельства подтверждаются представленными протоколами лабораторных испытаний, из которых следует, что станция второго подъема находится в ведении ООО «<данные изъяты>», также как и центральный водозабор, насосная станция (л.д.15,16,115).

Также факт того, что предоставление коммунальных услуг населению, в виде холодного водоснабжения возложено на управляющую организацию ООО «<данные изъяты>», подтвержден представленным суду договором управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ заключенным сроком на 3 года, между администрацией <адрес> муниципального образования и управляющей компанией (п.3.1.3, п.10.1 Договора).

Таким образом судом установлено и не оспорено сторонами, что фактическое водоснабжение населения <адрес> имеет место быть.

Кроме того со стороны органа местного самоуправления как установлено судом принимаются меры по организации обеспечения населения питьевой водой, что подтверждено представленной суду Программой, утвержденной решением Думы <адрес> МО ДД.ММ.ГГГГ и проведенным аукционом по муниципальному контракту в рамках программы (л.д.136,152), письмами направленными в адрес мера <адрес>, Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи, в общественную палату, председателю комитета по природопользованию (л.д.123,131,132,133, 148, 153), а также принятием мер по контролю за стоимостью подвозной питьевой воды ООО «<данные изъяты>» (л.д.135).

Как следует из ст. 19 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, а питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

При этом согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» введенных в действие постановлением от 26 сентября 2001г., их пунктом 4.2 предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе и индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Вышеизложенное позволяют также сделать вывод, что ответственность за качество поставляемой населению <адрес> питьевой воды фактически законом возложена на юридическое лицо осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, каковыми являются ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>».

На основе вышеизложенного суд не может согласиться с доводами истца о бездействии со стороны администрации <адрес> муниципального образования в не обеспечении питьевой водой населения <адрес>, поскольку возложенные Законом Об общих принципах организации местного самоуправления полномочия, по организации обеспечения водоснабжения, органом местного поселения выполняются.

Рассматривая требования истца о возложении обязанности на ответчика организации водоснабжения населения <адрес> путем транспортировки и передачи абонентам питьевой воды, суд не может согласиться с доводами истца, что в сложившейся обстановке эта обязанность может быть возложена на орган местного самоуправления, поскольку такого рода обязанность возможна лишь в рамках Закона Об общих принципах организации местного самоуправления в условиях чрезвычайной ситуации, а именно на основании п.8части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, где к вопросам компетенции органов местного самоуправления относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ « О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Статья 11 Федерального закона № 68-ФЗ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Однако обстоятельств сложившейся чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, суду не представлено и не указано истцом в качестве таковых при подачи иска, как не обозначено и истцом в судебном заседании, обстоятельств удовлетворения иска, кроме того о не чрезвычайности также свидетельствуют требования истца в которых он просит исполнить судебное решение по истечение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений.

При этом поданный иск в качестве возложения обязанностей по представлению доказательств определяет общий порядок.

При этом в силу того, что стороны при их недобросовестном использовании предоставленных гражданским процессуальным законом прав (л.д.20,100) и непредставлении суду объективных доказательств в обоснование заявленных требований, а также не усматривая бездействия со стороны администрации <адрес> муниципального образования по организации обеспечения населения питьевой водой и отсутствии законных оснований для возложения обязанности на ответчика организовать водоснабжение населения путем транспортировки и передачи абонентам питьевой воды суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора Заларинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования о признании бездействий в не обеспечении населения <адрес> питьевой водой, возложении обязанности в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу, организовать водоснабжение населения <адрес> путем транспортировки и передачи абонентам питьевой воды отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья                                                                                                  Е.А.Егорова