Решение о признании незаконным бездействия администрации МО `Заларинский район` и о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Залари          07 июня 2011г.       

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А. единолично

при секретаре Карпенко Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заларинского района в интересах Копыльцовой Е.И. к администрации муниципального образования «<адрес> район» о признании бездействий администрации выразившиеся в не предоставлении Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания незакоными, возложении обязанности предоставления Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке в срок не позднее 3 месяцев, после вступления решения суда в законную силу, жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование заявленных требований истец указал, что в прокуратуру Заларинского района поступила жалоба Копыльцовой И. проживающей в <адрес> на бездействие администрации муниципального образования «<адрес> район» по улучшению ее жилищных условий путем предоставления ей иного жилого помещения, поскольку проживание в вышеуказанном доме опасно для ее жизни и здоровья. По доводам обращения, прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на основании решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжения главы администрации муниципального образования «<адрес> район» от ДД.ММ.ГГГГ за счет бюджетных средств был приобретен <адрес>, который в последующем был передан в пользование Копыльцовой Е.И. на основании ордера без номера от ДД.ММ.ГГГГ Приобретенное жилое помещение было расположено в одноквартирном брусовом доме состоящим из двух комнат, жилой площадью 20кв.м. Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного межведомственной комиссией по оценке жилых домов, созданной администрацией муниципального образования «<адрес> район», дом в деревянном исполнении, фундамент которого разрушается, окладной венец и стены дома повреждены гнилью, оконные и дверные блоки повреждены гнилью, полы в доме проваливаются, кровля протекает, перекрытия дома провисают, электропроводка старого образца. На основании данного акта межведомственной комиссией было дано заключение, согласно выводов, которого дом ремонту и дальнейшей эксплуатации не подлежит. Дом был включен в реестр ветхого и аварийного муниципального жилья и по информации администрации муниципального образования «<адрес> район» от ДД.ММ.ГГГГ за включен в областную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного муниципального фонда на период до 2019г.».

В соответствии с частями 1,2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993г., в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечению контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с частями 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 №47 (в ред. постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с требованиями п.49 вышеназванного Положения, главой администрации муниципального образования «<адрес> район», после внесенного прокуратурой района представления от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О признании дома аварийным и подлежащим сносу». Однако данным постановлением срок отселения граждан четко не определен.

В соответствии с п.1ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Однако жилье Копыльцовой Е.И. и членам ее семьи во внеочередном порядке до настоящего времени не предоставлено и согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ за произвести улучшение жилищных условий Копыльцовой Е.И. при существующим финансировании на ближайшие годы не представляется возможным.

Кроме того, согласно пояснения государственного инспектора по жилищному контролю центрального отдела в Управлении жилищного контроля службы государственного жилищного контроля и строительного надзора <адрес> Д. от ДД.ММ.ГГГГ проживание в <адрес>, людей представляет опасность для жизни и здоровья этих людей, поскольку при малейшем, допустим, землетрясении дом может просто напросто осыпаться, упасть, разрушиться и это может произойти в любой момент.

В результате бездействия администрации муниципального образования <адрес>» нарушены жилищные права Копыльцовой Е.И.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище. Просит признать      незаконными бездействие администрации муниципального образования «<адрес> район» выразившиеся в не предоставлении Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен не пригодного для проживания, а также возложить обязанность на администрацию муниципального образования <адрес>» в соответствии с требованиями п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставить Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке, в срок не позднее 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен не пригодного для проживания муниципального <адрес>.

В судебном заседании истец помощник прокурора Заларинского района Зубаиров Д.Х. поддержал заявленные требования в полном объеме и подтвердил изложенное в исковом заявлении дополнительно добавил, что поскольку данное жилое помещение признано не только непригодным для проживания, а не подлежащим ремонту и дальнейшей эксплуатации, администрация муниципального образования района должна была во внеочередном порядке обеспечит Копыльцову Е.И. жилым помещением.

Определением суда ДД.ММ.ГГГГ в качестве истца по делу привлечена Копыльцова Е.И.

В судебном заседании Копыльцова Е.И. заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, по существу иска пояснила, что администрацией муниципального образования района в 2001г. ей было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу:<адрес>, на которое выдали ордер, при этом он в настоящее время ею утерян, а в 2010г. в связи с утерей ордера с ней заключили договор социального найма на данный жилой дом, где вместе с ней проживают ее муж Б. и дочь К.. За период ее проживания каких либо ремонтных работ по дому не проводилось, кроме того в последние годы дом находится в зоне затопления в весенний период, также как и в период дождей, проживать в нем невозможно.

Безуглов А.В. и Копыльцова Е.В. признаны судом третьими лицами без самостоятельных требований, которые представили в суд письменные заявления о рассмотрении дела без их участия, в которых также указали, что заявленные требования считают подлежащими удовлетворению.

Также третье лицо без самостоятельных требований администрация <адрес> муниципального образования ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, указав, что не возражают против удовлетворения требований по иску.

С учетом мнения сторон и положений ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ответчика по доверенности Томашев А.О. исковые требования не признал и пояснил, что не оспаривает, факт того, что дом Копыльцовой Е.И. не подлежит ремонту и межведомственной комиссией правильно признан непригодным для проживания и эксплуатации, но в тоже время администрацией предприняты меры в рамках программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, где Копыльцова Е.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся, в настоящее время администрация не имеет финансовых возможностей обеспечить Копыльцову Е.И. квартирой.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Возможность подачи иска прокурором Заларинского района в интересах Копыльцовой Е.И. подтверждается ее обращением с заявлением в прокуратуру района, а также положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ определяющей, что прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, независимо от каких либо ограничений (состояния здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам) в случае обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав при обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Из материалов дела следует, что Копыльцова Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ(ранее КК. по ордеру) является нанимателем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истец и члены ее семьи Б. и К. также проживают в указанной квартире и иного жилья не имеют, что не оспорено сторонами.

Жилой дом расположенный по адресу: <адрес> входит в состав муниципального жилищного фонда муниципального образования «<адрес> район» и как следует из сведений органа местного самоуправления, ремонт данного дома не осуществлялся с 2003г.

В соответствии с актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанной комиссией принято заключение от этой же даты за о невозможной дальнейшей эксплуатации жилого дома и невозможности его ремонта, в связи с тем, что фундамент дома разрушается, окладной венец и стены дома повреждены гнилью, оконные и дверные блоки сгнили, полы в доме проваливаются, кровля протекает, перекрытия дома провисают, электропроводка старого образца, дощатая веранда отошла от стены дома, крыльцо повреждено гнилью, надворные постройки сгнили, дом находится в зоне затопления.

При этом постановлением главы администрации МО «<адрес> район» лишь ДД.ММ.ГГГГ за принимается решение о признании дома расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, а в реестр ветхого и аварийного жилья оно включено в 2009г.

Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно п.1 ч.2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что на основании заключения межведомственной комиссии, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии было принято решение о признании дома расположенного по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, где также в принятом решении оговорены условия, при которых с нанимателями непригодного для проживания жилого дома должен быть расторгнут договор социального найма ( после строительства нового дома по программе Переселения граждан до 2019г.) и предоставления жилого помещения, фактически Копыльцовой Е.И., после передачи нового жилого дома <адрес> муниципальному образованию.

Суд не соглашается с доводами ответчика, ставящего исполнение положений жилищного законодательства в отношении Копыльцовой Е.И. от определенных обстоятельств, от очередности поскольку норма закона п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно, после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Иное толкование приведенное выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

При данных обстоятельствах нельзя признать законными бездействия администрации в не предоставлении Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания и на основе установленного судом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме и возложении обязанности на ответчика предоставления Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке, жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания.

На основании ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Заларинского района в интересах Копыльцовой Е.И. к администрации муниципального образования «<адрес> район» о признании бездействий администрации выразившиеся в не предоставлении Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания незаконными, возложении обязанности предоставления Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке в срок не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес> район» выразившиеся в не предоставлении Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> район» предоставить Копыльцовой Е.И. во внеочередном порядке, в срок не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, жилое помещение отвечающее санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья                                                                                                  Е.А.Егорова