Решение о понуждении устранить препятствия к использованию инвалидам объектами социальной инфраструктуры



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.Залари                                                                                                       20 декабря 2011 года

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бежецкой О.В., единолично

с участием помощника прокурора Заларинского района Иркутской области Юрина Д.С.,

представителей ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Томашева А.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа » Сидоровой Т.И., действующей на основании прав по должности,

при секретаре Галеевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>», муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа » о возложении обязанности по финансированию и оборудованию здания школы пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски и кресла стулья,

УСТАНОВИЛ:

В обосновании заявленных требований прокурором     указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов.

Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

Так, в ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в деятельности муниципального образовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа .

В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с требованиями ст.ст.38, 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья. Государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан.

Согласно требованиям ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, и другим учреждениям.

Организации независимо от организационно-правовых форм должны создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В ходе проверки установлено, что здание муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа », расположенное по адресу: <адрес> в котором соответственно располагается муниципальное образовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа », не оборудовано специальным средством для доступа инвалидов, а именно пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа в него инвалидов, использующих специальные кресла-коляски и кресла стулья.

В связи с чем, инвалиды, использующие по медицинским показаниям специальные кресла-коляски и кресла стулья, лишены беспрепятственного доступа в указанное учреждение, что является недопустимым и нарушает права инвалидов, проживающих на территории <адрес>.

В соответствии с п.1.2 Устава, МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа , в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении.

Согласно п.1.3 Устава, деятельность учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека.

Руководствуясь требованиями п.1.4 Устава, учреждение обязано обеспечивать охрану здоровья воспитанников.

Пункт 1.5 Устава, свидетельствует о том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и может быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, бездействие руководства школы, а также администрации МО «<адрес>», как учредителя образовательного учреждения, нарушает требования ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ, касающиеся обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, так как здание не оборудовано специальным пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа в него инвалидов.

Тот факт, что в настоящее время МОУ <адрес> СОШ не обучает детей-инвалидов, которым по медицинским показаниям необходимо использовать специальные кресла-коляски и кресла стулья, не освобождает руководство образовательного учреждения, а также администрацию МО «<адрес>» от выполнения требований федерального законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, так как в любое время, на обучение в общеобразовательное учреждение могут быть зачислены дети, относящиеся к категории детей-инвалидов, которым необходимо использовать кресла-коляски и кресла стулья, а при отсутствии специального пандуса и поручня для беспрепятственного доступа в учреждение образования они будут лишены возможности участвовать в образовательном процессе.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст.17 Конституции РФ).

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Круг граждан, в отношении которых существует угроза причинения вреда, невозможно индивидуализировать, в связи с чем, они относятся к неопределенному кругу лиц.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.4 ст.27, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

В связи с изложенным, просит обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа », в двухмесячный срок оборудовать здания муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа », расположенные по адресу: <адрес>, и <адрес> пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов использующих кресла-коляски и кресла стулья и обязать администрацию МО «<адрес>» профинансировать оборудование, муниципальным образовательным учреждением «<адрес> средняя общеобразовательная школа » здания муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа », расположенные по адресу: <адрес>; и <адрес>, пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски и кресла стулья.

В судебном заседании помощник прокурора Заларинского района Иркутской области Юрин Д.С. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенном в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в связи проведением проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в муниципальном общенобразовательном учреждении «<адрес> средняя общеобразовательная школа » было установлено, что два здания муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа » расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> не оборудованы специальным средством для доступа инвалидов, а именно пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа в него инвалидов, использующих специальные кресла-коляски и кресла стулья. В связи с чем, инвалиды, использующие по медицинским показаниям специальные кресла-коляски и кресла стулья, лишены беспрепятственного доступа в указанное учреждение, что является недопустимым и нарушает права инвалидов, проживающих на территории <адрес>. Действительно, в настоящее время в МОУ «<адрес> СОШ » не обучаются дети - инвалиды, которым необходимо использовать специальные кресла-коляски и кресла стулья, что в свою очередь не освобождает руководство образовательного учреждения, а также администрацию МО «<адрес>» от выполнения требований федерального законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, так как в любое время на обучение в общеобразовательное учреждение могут быть зачислены дети, относящиеся к категории детей-инвалидов, которым необходимо использовать кресла-коляски и кресла стулья, а при отсутствии специального пандуса и поручня для беспрепятственного доступа в учреждение образования они будут лишены возможности участвовать в образовательном процессе. В силу чего полагает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа » Сидорова Т.И., действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора не признала в полном объеме и пояснила, что здание нового корпуса МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа », расположенное по адресу <адрес> сдано в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году и до ДД.ММ.ГГГГ ни один проверяющий, ни разу не предъявил таких требований. Установление пандусов вопроса не решит, так как ещё существуют пороги и второй этаж корпуса. Кроме того в списках, составляемых учителями школы, детей в возрасте от 1 дня и до 7 лет, которые должны идти в школу, таких детей нет. Тем более для детей -инвалидов существуют альтернативные пути получения образования: индивидуальное обучение, дистанционное обучение. В старом здании школы, расположенном по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, невозможно установить специальные средства для доступа инвалидов, поскольку ширина входной двери равна 60-70 см..В силу чего полагает, что установление пандусов и поручней для беспрепятственного доступа в школу инвалидов, использующих специальные кресла-коляски и кресла стулья не целесообразно.

    Представитель ответчика администрации муниципального образования « <адрес>» Томашев А.О., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора не признал в полном объеме и пояснил суду, что действительно среди учащихся в МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа » детей-инвалидов, использующих специальные кресла-коляски и кресла стулья не обучается и на ближайшие время не предвидится поступление в школу детей данной категории. Установление специальных средств для доступа инвалидов в школу, расположенную по адресу <адрес> нецелесообразно, поскольку данное здание старое, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.

Выслушав помощника прокурора Заларинского района Юрина Д.С., представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа » Сидорову Т.И., представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Томашева А.О., исследовав представленные сторонами письменные материалы, суд приходит к следующему.

Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина - обязанность государства.

     Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ (ст. 17
Конституции РФ).

В соответствии с требованиями ст.ст. 38, 41 Конституции Российской
Федерации детство находится под защитой государства, каждый имеет право на
охрану здоровья. Государство обязано обеспечить охрану здоровья своих
граждан.

В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно требованиям ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, и другим учреждениям. Организации независимо от организационно-правовых форм должны создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Статья 6 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" гласит, что государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В соответствии с п.1.2 Устава, МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа , в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении.

Согласно п.1.3 Устава, деятельность учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека.

Руководствуясь требованиями п.1.4 Устава, учреждение обязано обеспечивать охрану здоровья воспитанников.

Из исследованных в судебном заседании рапорта помощника прокурора Заларинского района Юрина Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ и акта прокуратуры Заларинского района от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здания муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя школа », расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> не оборудованы специальными средствами для доступа инвалидов, а именно пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа в него инвалидов, использующих специальные кресла-коляски и кресла стулья.

Вышеуказанные обстоятельства ответчиками не оспариваются, что в полном объеме подтверждает наличие нарушений требований федерального законодательства в сфере защиты прав инвалидов, а именно: ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая гласит, что государство гарантирует инвалиду право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, и другим учреждениям.

Из исследованного в судебном заседании ходатайства директора муниципального образовательного учреждения «<адрес> средняя школа » (<данные изъяты>) следует, что ответчик, муниципальное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя школа »,а также администрация МО « <адрес>», как учредитель общеобразовательного учреждения, осуществляющий его финансирование согласно договору, ранее не принимали всех надлежащих мер по соблюдение требований законодательства в части обеспечения прав инвалидов, по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, и свидетельствует о бездействии в устранении нарушений Федерального Закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при ведении образовательного процесса в муниципальном общеобразовательном учреждении.

Суд не может согласиться с доводами представителей ответчиков о нецелесообразности установки пандусов и поручней к зданиям школы по причине отсутствия в школе в настоящее время и в будущем детей-инвалидов и возможности их обучения иными видами образовательных программ, поскольку данные доводы носят предположительный характер и не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства в части обеспечения прав инвалидов, законодательству об образовании, указанным выше.           

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к решению об удовлетворении требований прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>», муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа » о возложении обязанности по финансированию и оборудованию здания школы пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски и кресла стулья.

На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, ст.15 ФЗ РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации », п. 4 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1
«Об образовании», Уставом муниципального образования «<адрес>», Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа », ст.12 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>», муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа » о возложении обязанности по финансированию и оборудованию здания школы пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски и кресла стулья УДОВЛЕТВОРИТЬ.

2. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» профинансировать оборудование муниципальным общеобразовательным учреждением «<адрес> средняя общеобразовательная школа » здания муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа », расположенные по адресу: <адрес>; <адрес>, пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов использующих кресла-коляски и кресла стулья.

3. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа », в двухмесячный срок оборудовать здания муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа », расположенные по адресу: <адрес>, и <адрес> пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски и кресла стулья.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

     

Судья                                                                                                          О.В.Бежецкая