п.Залари 07 февраля 2012г. Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А., единолично, при секретаре Емельяненко И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Администрация <адрес> муниципального образования» о возложении обязанности проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и принятии их в собственность, включении в реестр муниципальной собственности поселения У С Т А Н О В И Л: В обоснование заявленных доводов истец указал, что прокуратурой Заларинского района в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка в сфере соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес>, и соблюдения органами местного самоуправления <адрес> требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и не общего пользования в черте границ поселений. Частью 1 ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Согласно частей 9 и 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В силу ч.8 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, а ст. 51 настоящего закона предусматривает, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением главы администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №, был утвержден Перечень автомобильных дорог местного значения <адрес> МО согласно Приложений № №, 2 к указанному Постановлению. Вместе с тем, проведенная проверка показала, что имеющиеся автомобильные дороги общего пользования в черте границ <адрес> муниципального образования, юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены. В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Отсутствие правового основания на право собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ. Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как, автомобильные дороги, не имеющие собственника, остаются без надлежащего обслуживания и ремонта. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данными субъектами, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. Таким образом, несоблюдение администрацией <адрес> муниципального образования требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства и следовательно, интересы Российской Федерации. В связи, с чем прокурор Заларинского района обращается с настоящим исковым заявлением в суд также в защиту интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Прошу обязать администрацию <адрес> муниципального образования включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <адрес> муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения. В дальнейшем истец увеличил исковые требования и просил также обязать администрацию <адрес> муниципального образования провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и принять в собственность, автомобильные внутрипоселковые дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <адрес> муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения. В судебном заседании помощник прокурора Юрин Д.С. поддержал требования и доводы изложенные в заявлении в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель ответчика муниципального казенного учреждения «Администрация <адрес> муниципального образования» действующий на основании доверенности Салимов А.М. исковые требования не признал и пояснил, что данные дороги им не передавались, кроме того для того, чтоб провести паспортизацию этих дорог необходимо значительное количество бюджетных затрат, а их у муниципального образования не имеется, кроме того лишь на ДД.ММ.ГГГГ. Думой <адрес> муниципального образования принято решение о проведении паспортизации поселковых дорог общего пользования местного значения. Представитель третьего лица без самостоятельных требований муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «<адрес>», действующая на основании доверенности Выборова С.Л. исковые требования прокурора <адрес> полагала не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции пояснила, что данные дороги не находились в муниципальной собственности района и не передавались поселениям, а значит являются бесхозяйными, соответственно они не могут быть приняты администрацией <адрес> муниципального образования в собственность, их сначала необходимо признать бесхозяйными по решению суда, а в последующем через год принимать в собственность. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007г.№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 9 ст. 5 вышеназванного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и под.5 п.1 ст.6 Устава <адрес> муниципального образования к вопросам местного значения муниципального поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что на основании постановления главы администрации <адрес> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список (перечень) автомобильных дорог местного значения расположенных в границах данного муниципального образования, что не оспаривалось сторонами. Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дроги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог и в силу ст. 51 Закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Довод представителя ответчика Салимова А.М. и пояснения третьего лица без самостоятельных требований Выборовой С.Л. о том, что данные автомобильные дороги не являлись собственностью района и в дальнейшем не передавались поселению, а значит и они не могут быть собственниками бесхозяйного имущества противоречит п.8 ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», где указано, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Следовательно, автомобильные дороги, находящиеся в пределах <адрес> муниципального образования, являются собственностью этого поселения. Учитывая, что спорные дороги являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах населенного пункта <адрес> муниципального образования, суд приходит к выводу о том, что их паспортизацию должен осуществлять ответчик, а также данные дороги подлежат принятию и включению в реестр муниципальной собственности <адрес> муниципального образования. Отсутствие в бюджете администрации <адрес> муниципального образования денежных средств для выполнения вышеуказанных дорог не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог. Согласно п. 5.3.4, п. 5.4.7 «Положения о Федеральном дорожном агентстве», утвержденного постановлением Правительства России от 23 июля 2004г. N374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм. Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения. В соответствии со ст.130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Исходя из вышеизложенного требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь Федеральным Законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 210 ГК РФ, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Заларинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального казенного учреждения «Администрация <адрес> муниципального образования» о возложении обязанности проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и принятии их в собственность, включении в реестр муниципальной собственности поселения УДОВЛЕТВОРИТЬ. Возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение «Администрацию <адрес> муниципального образования» провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах <адрес> муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения. Возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение «Администрацию <адрес> муниципального образования» принять в собственность, автомобильные внутрипоселковые дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <адрес> муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и включить их в реестр муниципальной собственности поселения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня вынесения полного текста решения. Судья Е.А. Егорова