Залари 28 февраля 2012 года Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи О.В.Бежецкой, единолично, при секретаре Корниковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Заларинского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к казенному учреждению «Администрации муниципального образования « М. сельское поселение» о возложении обязанности проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы муниципального образования « М. сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и принятии их в собственность, включении в реестр муниципальной собственности поселения, У С Т А Н О В И Л: В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Заларинского района в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка в сфере соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес>, и соблюдения органами местного самоуправления <адрес> требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и не общего пользования в черте границ поселений. Частью 1 ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Согласно частей 9 и 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В силу ч.8 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, в силу ст. 51 настоящего закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением главы администрации муниципального образования « М. сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, был утвержден Перечень автомобильных дорог местного значения МО « М. сельское поселение» согласно приложения к указанному Постановлению. Вместе с тем, проведенная проверка показала, что имеющиеся автомобильные дороги общего пользования в черте границ муниципального образования « М. сельское поселение», юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены. В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Отсутствие правового основания на право собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ. Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как, автомобильные дороги, не имеющие собственника, остаются без надлежащего обслуживания и ремонта. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данными субъектами, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. В соответствии с п.14 ст. 7 Федерального закона № 273 -ФЗ « О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов. В связи с чем нарушаются также интересы граждан на осуществление местного самоуправления, рациональное и эффективное использование муниципальных ресурсов, так как неопределенность в деятельности администрации создает почву для коррупционных направлений, а именно может затруднить реализацию субъективных прав граждан на решение вопросов местного значения через органы местного управления поселения. В силу ч. 2 ст. 4,ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации. Таким образом, несоблюдение администрацией муниципального образования « М. сельское поселение» требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства и следовательно, интересы Российской Федерации. В связи, с чем прокурор Заларинского района обращается с настоящим исковым заявлением в суд также в защиту интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. На основании чего просит : обязать администрацию муниципального образования « М. сельское поселение» включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах муниципального образования « М. сельское поселение», согласно утвержденного постановлением главы муниципального образования « М. сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец увеличил исковые требования и просил также обязать казенное учреждение администрацию муниципального образования « М. сельское поселение» провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы муниципального образования « М. сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и принять в собственность, автомобильные внутрипоселковые дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах муниципального образования « М. сельское поселение», согласно утвержденного постановлением главы муниципального образования « М. сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения. В судебном заседании ст.помощник прокурора Заларинского района Иркутской области Кулаков А.В. поддержал заявленные требования и доводы в обосновании данных требований, изложенные в заявлении, в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель ответчика казенного учреждения «Администрация муниципального образования « М. сельское поселение» Кунц И.А., действующий на основании прав по должности, исковые требования прокурора признал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что администрацией муниципального образования « М. сельское поселение» действительно был утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, однако, для проведения паспортизации данных дорог необходимо значительное количество денежных средств, которые согласно составленной соответствующей организацией смете составляют <данные изъяты> рублей, то есть около 22 % бюджета поселения, данные средства отсутствуют в бюджете, поэтому единовременно провести таковую работу они не смогут. В настоящее время они уже принимают меры к паспортизации дорог, составлен перечень дорог, разрабатывается долгосрочная программа по указанному вопросу, составлена смета на проведение работ. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с требованиями ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. После разъяснения представителю ответчика Кунц И.А. требований ст.173 ГПК РФ о вынесении судом решения об удовлетворении исковых требований истца в случае признания ответчиком иска и принятия его судом, Кунц И.А. настаивал на признании иска. Принимая во внимание, что волеизъявление сторон свободно, не нарушает прав и свобод третьих лиц, соответствует требованиям закона, суд принимает признание иска представителем ответчика. Между тем суд считает необходимым проанализировать представленные участниками процесса доказательства. В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007г.№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13.12.2010 года № 358-ФЗ) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 9 ст. 5 вышеназванного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и под.5 п.1 ст.6 Устава муниципального образования « М. сельское поселение» к вопросам местного значения муниципального поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта Поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что на основании постановления главы муниципального образования « М. сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах данного муниципального образования, что не оспаривалось сторонами. Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Вышеуказанной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления, министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог и в силу ст. 51 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Учитывая, что спорные дороги являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения и расположены в границах населенного пункта муниципального образования « М. сельское поселение», что не оспаривается ответчиком, суд приходит к выводу о том, что автомобильные дороги, находящиеся в границах муниципального образования « М. сельское поселение», являются собственностью этого поселения, и их паспортизацию должен осуществлять ответчик, а также данные дороги подлежат принятию и включению в реестр муниципальной собственности муниципального образования « М. сельское поселение». При этом, доводы представителя ответчика Кунц И.А. о том, что в бюджете муниципального образования отсутствуют достаточные денежные средства для выполнения работ по паспортизации вышеуказанных дорог, суд находит несостоятельными, поскольку отсутствие и недостаток денежных средств не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления указанных, возложенных на поселение законом полномочий в области дорожной деятельности. Согласно п. 5.3.4, п. 5.4.7 «Положения о Федеральном дорожном агентстве», утвержденного постановлением Правительства России от 23 июля 2004г. N374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм. Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения. В соответствии со ст.130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Исходя из вышеизложенного требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь Федеральным Законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 210 ГК РФ, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Заларинского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к казенному учреждению «Администрации муниципального образования « М. сельское поселение»» о возложении обязанности проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования, согласно утвержденного постановлением главы муниципального образования « М. сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ за № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и принятии их в собственность, включении в реестр муниципальной собственности поселения УДОВЛЕТВОРИТЬ. Возложить обязанность на казенное учреждение «Администрацию муниципального образования « М. сельское поселение» » провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования « М. сельское поселение», согласно утвержденного постановлением главы муниципального образования « М. сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения. Возложить обязанность на казенное учреждение «Администрацию муниципального образования « М. сельское поселение» принять в собственность автомобильные внутрипоселковые дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах муниципального образования « М. сельское поселение», согласно утвержденного постановлением главы муниципального образования « М. сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и включить их в реестр муниципальной собственности поселения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня вынесения полного текста решения. Судья О.В.Бежецкая