Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Залари 28 марта 2012г. Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А., единолично при секретаре Емельяненко И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Шульгиной Е.С. к муниципальному казенному учреждению «Администрации <данные изъяты> муниципального образования» о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма как вдове участника Великой Отечественной войны незаконным и возложении обязанности восстановления нарушенных прав при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдове участника Великой Отечественной войны У С Т А Н О В И Л: В обоснование заявленных доводов истец указала, что 10.10.1946 г. она зарегистрировала брак с Ш., который является ветераном Великой Отечественной войны, так как проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отдельном батальоне пограничных войск <данные изъяты> <адрес>, входящего в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. ДД.ММ.ГГГГ. ее муж умер и в настоящее время она является вдовой участника ВОВ. Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945годов» она как вдова участника ВОВ имеет право на обеспечение жилым помещением. В связи с отсутствием собственного жилья она обратилась в администрацию <данные изъяты> муниципального образования о постановке ее на учет, чтобы в дальнейшем получить свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения и постановлением главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано, на основании ст.53 ЖК РФ. С данным решением она не согласна и считает его незаконным и необоснованным, так как на момент подачи заявления собственного жилья не имела, также как и в настоящее время не имеет, что подтверждается справкой <данные изъяты>, проживает у дочери Д. Просит признать постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма вдове участника Великой Отечественной войны незаконным и обязать ответчика восстановить нарушенные права при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдове участка ВОВ. В судебном заседании истец Шульгина Е.С. и ее представитель адвокат Афонькин Н.В. заявленные требования и доводы изложенные в заявлении поддержали в полном объеме, уточнили и подтвердили, что ее исковые требования направлены на желание получить сертификат на жилье, для последующего его приобретения, а не саму квартиру в <адрес>, при этом Шульгина Е.С. пояснила, что ранее она проживала в <адрес> вместе с мужем, а когда тот умер в 1968г. она уехала в <адрес>, где имела дом в собственности, в 1993г. продав дом вернулась в <адрес>, получила в найм однокомнатную квартиру <адрес>, которую приватизировала в 1993г., где и проживала до октября 2011г., а в октябре 2011г. она передала эту квартиру по договору купли-продажи своей внучке Б., то есть без фактической оплаты и переехала жить в приватизированный дом, где проживают ее внучка и дочь Д., по адресу: <адрес>. Данную квартиру продала Б. так как в силу преклонного возраста она не может проживать одна, а в однокомнатной квартире с ней никто жить не будет, поэтому и переехала к дочери и внучке, кроме того ранее ей в 2009г. провели две платные операции <данные изъяты>, хоть дети ей и помогали, но образовались долги, которые необходимо было погасить. В настоящее время в квартире <адрес> никто не проживает. В связи с тем, что у нее отсутствует жилье она обратилась в администрацию <данные изъяты> муниципального образования с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с целью получении сертификата на жилье, но ей отказали по непонятным для нее причинам. Считает, что у нее есть право на получение данного сертификата в связи с необходимостью улучшения жилищных условий, так как она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Представитель ответчика действующий на основании доверенности Салимов А.М. исковые требования не признал и по существу иска указал, что Шульгина Е.С. в декабре 2011г. обратилась в администрацию с заявлением на улучшение жилищных условий как вдова участника Великой Отечественной войны и представила необходимые документы, но в связи с тем, что перед данным обращением она продала принадлежащую ей приватизированную квартиру, в которой проживала и которая ранее ей была выделена по ордеру, администрация отказала ей в признании и постановке на учет на улучшение жилищных условий как вдове участника ВОВ, в виду того, что она сознательно ухудшила свои жилищные условия, продав свою однокомнатную квартиру внучке Б., после чего сразу обратилась с заявлением в администрацию и пятилетний срок, позволяющий ей обратиться с подобным заявлением на улучшение жилищных условий, после продажи квартиры не истек. Выслушав стороны, заслушав пояснения заявленного свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего. Как следует из материалов дела и установлено судом Шульгина Е.С. является вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны Ш.. Указанное обстоятельство никем не оспорено и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. 28.12.2011г. она обратилась в администрацию <данные изъяты> муниципального образования с заявлением о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий и постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № ей было отказано в принятии на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма членам семьи погибшего(умершего) участника Великой Отечественной войны по основанию, предусмотренному ст.53 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет федерального бюджета жильем. Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по представлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством. Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан(малоимущие либо относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен ст.51 ЖК РФ. В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч.4 и 5 ст.50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением Думы <данные изъяты> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории <данные изъяты> МО», а также постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № принятого на основании данного решения Думы, признанных действующими на территории поселения, установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия гражданин на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на одного человека 18 кв.м.общей площади. Из представленных доказательств следует, что Шульгина Е.С. имела в собственности жилое помещение в виде однокомнатной квартиры расположенной на 2 этаже по адресу: п<данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м То есть данное жилое помещение общей площадью превышало учетную норму жилой площади для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. В обоснование своих доводов в судебном заседании истец Шульгина Е.С. также указала, что на момент обращения в орган местного самоуправления как в собственности, так и по найму она жилья не имела. Действительно в настоящее время истец Шульгина Е.С. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, у своей дочери и внучки, где также проживают помимо нее четверо человек, что подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами. Из справки <данные изъяты> от 09.12.2011г. и выписки Управления <данные изъяты> от 01.03.2012г. подтверждено отсутствии у истца в собственности жилья в настоящее время. В тоже время из выписки Росреестра следует, что будучи собственником жилого помещения, вышеуказанной квартиры <адрес> Шульгина Е.С. осуществила ее продажу по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Б., которая в свою очередь оформила в соответствии с действующим законодательством право на нее ДД.ММ.ГГГГ Свидетель Б. указала в своих пояснениях, что приобрела у своей бабушки Шульгиной Е.С. принадлежащее той жилое помещение-квартиру в <адрес>, так как бабушке необходимы были деньги в связи с имеющимися долгами, а квартиру терять и продавать чужим людям не хотелось, в настоящее время она вместе со своей матерью, детьми и внуками проживают по <адрес>, где также вместе с ними проживает бабушка, в квартире <адрес> никто не живет. Обстоятельства изложенные свидетелем Б. о необходимости истцом гашения долгов за счет средств полученных от продажи квартиры опровергаются пояснениями самой Шульгиной Е.С. указавшей, что фактически квартира была передана внучке Б. без передачи ей за нее каких либо денежных средств. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Также Законом Иркутской области от 17 декабря 2008года «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» его статьей 8 определено, что в случаях гражданином действий и гражданско-правовых сделок с занимаемыми жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера жилых помещений или к их отчуждению, общая площадь предоставляемого гражданину жилого помещения по договору социального найма определяется как разница между размером площади жилого помещения по договору социального найма, и размером уменьшения(отчуждения) площади жилого помещения(жилых помещений)в результате совершения таких действий и гражданско-правовых сделок, при этом учитываются эти сделки за 5 лет, предшествующих предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма. Согласно п.3 п.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если не истек предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса РФ срок. Поскольку истец Шульгина Е.С. совершила сделку по передаче квартиры, общей площадью выше учетной нормы жилой площади для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и как установлено судом поменяла свое место жительства переехав в жилое помещение, где в настоящее время проживают пятеро человек, что подтверждено справкой администрации <данные изъяты> муниципального образования и территориальным пунктом УФМС, а также не опровергнуто истцом, суд усматривает то, что она тем самым ухудшила свои жилищные условия. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства в обоснование как своих доводов так и возражений. Однако объективных доказательств вынужденности ухудшения жилищных условий, в силу состояния здоровья требующего постоянного постороннего ухода, суду не представила, ее доводы основаны лишь на факте преклонного возраста, что не может расцениваться судом как вынужденное обстоятельство. Таким образом на основе вышеизложенного, в виду того, что истец Шульгина Е.С. совершила действия направленные на ухудшение своих жилищных условий, осуществив отчуждение принадлежащей ей квартиры, общей площадью выше учетной нормы жилой площади для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и в связи с не истечением пятилетнего срока, после совершения сделки, поскольку договор купли продажи заключен ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением истец обратилась в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, оснований для признания постановления главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма вдове участника Великой Отечественной войны незаконным не имеется, так же как и то, что истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Руководствуясь ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов», Законом Иркутской области от 17 декабря 2008г. № 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Шульгиной Е.С. к муниципальному казенному учреждению «Администрации <данные изъяты> муниципального образования» о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма вдове участника Великой Отечественной войны незаконным и возложении обязанности восстановления нарушенных прав при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдове участника ВОВ ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Е.А.Егорова