Решение о проведении паспортизации дорог



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Залари              23 апреля 2012г.

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А., единолично,

при секретаре Емельяненко И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заларинского района в интересах неопределенного круга лиц к казенному учреждению Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» о возложении обязанности проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования, принятии их в муниципальную собственность поселения

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование заявленных доводов истец указал, что прокуратурой Заларинского района в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка в сфере соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения на территории Заларинского района, и соблюдения органами местного самоуправления Заларинского района требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и не общего пользования в черте границ поселений. Проведенной проверкой были выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в указанной сфере правоотношений. Частью 1 ст.5 Федерального закона          № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Согласно частей 9 и 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются     автомобильные дороги     общего     пользования     в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

В силу ч.8 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Думы <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ , был утвержден Перечень автомобильных дорого местного значения <данные изъяты> МО согласно Приложения , к указанному Решению.

Вместе с тем, проведенная проверка показала, что имеющиеся автомобильные дороги общего пользования в черте границ <данные изъяты> муниципального образования, юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены.

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Отсутствие правового основания на право собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ. Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как, автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.

Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данными субъектами, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.

В силу ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации.

         Таким образом, несоблюдение администрацией <данные изъяты> муниципального образования требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства и следовательно, интересы Российской Федерации. В связи, с чем прокурор Заларинского района обращается с настоящим исковым заявлением в суд также в защиту интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья,     возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Просит обязать казенное учреждение Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах <данные изъяты> муниципального образования, согласно утвержденного Решением Думы <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и принять в собственность автомобильные внутрипоселковые дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <данные изъяты> муниципального образования, согласно утвержденного Решением Думы <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В судебном заседании помощник прокурора Юрин Д.С. поддержал требования и доводы изложенные в исковом заявлении в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика казенного учреждения Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», действующий на основании прав по должности Амбросов И.Я. исковые требования прокурора признал в полном объеме при этом пояснил, что признание иска является добровольным, иск признает в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.39, 173 ГПК РФ ему известны и понятны.

Суд, выслушав стороны, учитывая позицию ответчика признавшего исковые требования в полном объеме, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007г.№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 вышеназванного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и под.5 п.1 ст.6 Устава <данные изъяты> муниципального образования к вопросам местного значения муниципального поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании Решения Думы <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список автомобильных дорог местного значения расположенных в границах данного муниципального образования, что не оспаривалось сторонами.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дроги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог и в силу ст. 51 Закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В пункте 8 ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», указано, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Следовательно, автомобильные дороги, находящиеся в пределах <данные изъяты> муниципального образования, являются собственностью этого поселения.

Учитывая, что спорные дороги являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах населенного пункта <данные изъяты> муниципального образования, суд приходит к выводу о том, что их паспортизацию должен осуществлять ответчик, а также данные дороги подлежат принятию в муниципальную собственность казенного учреждения Администрация муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение».

Согласно п. 5.3.4, п. 5.4.7 «Положения о Федеральном дорожном агентстве», утвержденного постановлением Правительства России от 23 июля 2004г. N374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм.

Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения.

В соответствии со ст.130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В ходе рассмотрения дела от ответчика поступило заявление о признании иска в полном объеме, при этом положения ст.39, 173 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны, о том, что при признании иска истец освобождается от доказывания и при принятии судом признания иска принимается решение об удовлетворении заявленных требований истца.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит требованиям закона и не нарушает права и интересы других лиц, в силу чего иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь Федеральным Законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.210 ГК РФ, ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Заларинского района в интересах неопределенного круга лиц к казенному учреждению Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» о возложении обязанности проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования, принятии их в муниципальную собственность поселения УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Возложить обязанность на казенное учреждение Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах <данные изъяты> муниципального образования, согласно утвержденного Решением Думы <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Возложить обязанность на казенное учреждение Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» принять в собственность, автомобильные внутрипоселковые дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <данные изъяты> муниципального образования, согласно утвержденного Решением Думы <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня вынесения полного текста решения.

Судья                                                                                                  Е.А.Егорова