Решение об обязанности установления пандуса от 23 апреля 2012г



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.Залари                                                                                                      23 апреля 2012 года

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бежецкой О.В., единолично

при секретаре Корниковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Администрации муниципального образования «<адрес>», муниципальному бюджетному учреждению культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система» о возложении обязанности по финансированию и оборудованию входа в здание пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

В обосновании заявленных требований заявитель указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О социальной защите инвалидов в РФ» при входе в здание муниципального бюджетного учреждения культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система» не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным      сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В ходе проверки установлено, что здание МБУК «<адрес> ЦБС», расположенное по адресу: <адрес> не оборудовано специальным средством для доступа инвалидов (пандусом). Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга инвалидов на беспрепятственный доступ в здание МБУК «<адрес> ЦБС», на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов. В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Статьей 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом данная статья не содержит условий для прокурора при обращении в суд в защиту неопределенного круга лиц. На основании изложенного просит суд обязать муниципальное казенное учреждение «Администрацию муниципального образования «<адрес>» выделить денежные средства для оборудования входа в здание МБУК «<адрес> ЦБС», расположенного по адресу: <адрес>, пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов, обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система» принять меры к оборудованию входа в здание, расположенное по адресу: <адрес>, пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов, установить срок исполнения решения суда <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Богачева Т.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в связи проведением проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в муниципальном бюджетном учреждение культуры «<адрес> централизованная библиотечная система» было установлено, что здание муниципального бюджетного учреждения культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано специальным средством для доступа инвалидов, а именно пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа в него инвалидов, использующих специальные кресла-коляски и кресла стулья, в связи с чем, инвалиды, использующие по медицинским показаниям специальные кресла-коляски и кресла стулья, лишены беспрепятственного доступа в указанное учреждение, что является недопустимым и нарушает права инвалидов, проживающих на территории <адрес>. В силу чего полагает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика муниципального бюджетного учреждения культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система» Выборова С.Ю., действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора признала в полном объеме и пояснила суду, что здание муниципального бюджетного учреждения культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система», расположенное по адресу <адрес>, действительно на момент проведения проверки не было оборудовано пандусом и поручнем. В настоящее время они попытались его сделать, прикрепили к крыльцу две деревянные рельсы без поручня, но оказалось, что сделанное ими устройство, которое они предполагали использовать как пандус, не соответствует требованиям, предъявляемым к установке пандусов, то есть должно быть из негорючего материала, иметь другой угол уклона и длину. По указанной причине она полностью согласна со всеми выявленными нарушениями и поставленными прокурором требованиями. Ими будет составлена смета работ и будут проведены все соответствующие мероприятия. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 39, 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.

Представитель ответчика муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «<адрес>» Выборова С.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора не признала и пояснила суду, что здание муниципального бюджетного учреждения культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система», расположенное по адресу <адрес> не может быть оборудовано пандусом, поскольку там нет условий, с учетом проезжей части возле здания библиотеки для его устройства в соответствии со строительными нормами, при необходимой длине в 4 метра, а при устройстве его таковой длиной, будут созданы неблагоприятные условия для иных категорий посетителей, кроме этого, инвалидов, которые посещают библиотеку, не имеется, в связи с чем нельзя ставить их интересы в противовес интересам других лиц.

Выслушав заместителя прокурора <адрес> Богачеву Т.В., представителя ответчика муниципального бюджетного учреждения культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система» Выборову С.Ю., представителя ответчика муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «<адрес>» Выборову С.Л., исследовав представленные сторонами письменные материалы, суд приходит к следующему.

Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина - обязанность государства.

     Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ (ст. 17
Конституции РФ).

В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно требованиям ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, и другим учреждениям. Организации независимо от организационно-правовых форм должны создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Из свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д.), свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. Устава (л.д.) следует, что Муниципальное бюджетное учреждение культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система» является юридическим лицом, то есть имеет права и несет соответствующие обязанности.

Из свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Устава следует, что муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «<адрес>», является юридическим лицом, то есть имеет права и несет соответствующие обязанности.

В соответствии с п.1.8 Устава МБУК «<адрес> ЦБС», муниципальное бюджетное учреждение культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система», в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, «Основами законодательства о культуре» , Федеральным Законом № 131 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным Законом № 78 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О библиотечном деле», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, законом «О библиотечном деле в <адрес>» -оз от ДД.ММ.ГГГГ, «Модельным стандартом деятельности публичных библиотек в <адрес>», иными правовыми и нормативными актами Российской Федерации, <адрес>, муниципального образования «<адрес>».

В соответствии с п.1.11.Устава собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «<адрес>», в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>».

Согласно п.2.1 Устава МБУК «<адрес> ЦБС» Учреждение является общедоступным, информационным и культурно-просветительским учреждением. Основной целью деятельности является организация информационно - библиотечного обслуживания населения <адрес>.

В соответствии с п.2.2. п.п. 2.2.1, п.п.2.2.2 Устава МБУК «<адрес> ЦБС» основными целями и задачамиучреждения является:осуществление государственной политики в области библиотечного обслуживания населения <адрес>; сохранение культурного наследия и необходимых, условий для реализации права граждан на библиотечное обслуживание, обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона № 78 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О библиотечном деле» все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

В соответствии со ст. 14 Федерального Закона № 78 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О библиотечном деле» в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

Из исследованного в судебном заседании акта проверки прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здание муниципального бюджетного учреждения культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано специальными средствами для доступа инвалидов, а именно пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа в него инвалидов, использующих специальные кресла-коляски и кресла стулья.

Вышеуказанные обстоятельства ответчиками не оспариваются, что в полном объеме подтверждает наличие нарушений требований федерального законодательства в сфере защиты прав инвалидов, а именно: ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая гласит, что государство гарантирует инвалиду право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, и другим учреждениям.

Согласно п.1.3, п.4.1 Устава МБУК «<адрес> ЦБС» учредителем Учреждения является муниципальное образование «<адрес>», финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидии из бюджета муниципального образования «<адрес>».

В силу      положений ст. 6 ч.1 п.п. 19 Устава муниципального образования « <адрес>» к вопросам местного значения <адрес> относятся, в том числе, организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками.

Таким образом, судом установлено, что на ответчиков возложена обязанность создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками для всех категорий граждан.

При указанных     обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, администрации МО « <адрес>» Выборовой С.Л. о нецелесообразности установки пандуса в здании библиотеки, поскольку данные доводы носят предположительный характер и не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства в части обеспечения прав инвалидов, указанным выше.           

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «<адрес>», муниципальному бюджетному учреждению культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система» о возложении обязанности по финансированию и оборудованию входа в здание библиотеки пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.

На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, ст.15 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации », Уставом муниципального образования «<адрес>», Уставом муниципального бюджетного учреждения культуры «<адрес> централизованная библиотечная система», ст.12 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «<адрес>», муниципальному бюджетному учреждению культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система» о возложении обязанности по финансированию и оборудованию входа в здание пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов УДОВЛЕТВОРИТЬ.

2. Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрацию муниципального образования «<адрес>»» выделить денежные средства для оборудования входа в здание муниципального бюджетного учреждения культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система», расположенного по адресу: <адрес>, пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.

3. Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «<адрес> Централизованная библиотечная система», оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: <адрес>, пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.

4. Установить срок исполнения судебного решения <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

     

Судья                                                                                                                     О.В.Бежецкая