о понуждении к получению свидетельства о гос. аккредитации



                                       Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М    Р О С С И Й С К О Й    Ф Е Д Е РА Ц И И

п.Залари 20 августа 2010 года

 Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего О.В.Бежецкой единолично,

при секретаре Корниковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело * * *

                                    по иску прокурора * * * * * *

                                    области в  интересах неопределенного круга лиц и интересов

                                    Российской Федерации к муниципальному общеобразовательному

                                    учреждению  «* * *»,

                                    администрации муниципального образования «* * *

* * *» о понуждении к получению свидетельства о

                                    государственной аккредитации, возложении обязанности

                                    финансирования получения свидетельства о государственной

                                    аккредитации,   

                                 УС ТАНОВИЛ:

   В обоснование заявленных требований прокурор * * * указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи установлен факт, свидетельствующий, о нарушении законодательства об образовании в части реализации несовершеннолетними права на получение образования. Согласно п. 1.2. Устава МОУ * * *, учредителем МОУ * * * является администрация МО «* * *».Согласно п. 1.3. Устава МОУ * * *, образовательное учреждение является юридическим лицом. Требованиями п. 1.6 Устава школы предусмотрено что, право на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования на пользование печатью с изображением Государственного Герба Российской Федерации, на включение школы в схему централизованного государственного финансирования, возникает у школы с момента государственной аккредитации, которая подтверждается свидетельством о государственной аккредитации. Положения п. 17 Приказа Минобразования РФ от 22.05.1998 № 1327 (ред. от 11.08.2000) «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» предусматривают, что государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п.п. 16,17,18 ст. 33 ФЗ № 3266 - 1 от 10 июля 1992 годе «Об образовании» права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет. Проверкой установлено, что муниципальному общеобразовательному учреждению «* * *», осуществляющему образовательную деятельность по образовательным программам, * * * года выдано свидетельство о государственной аккредитации * * *. Таким образом, срок действия свидетельства о государственной аккредитации * * * закончился * * *, соответственно в настоящее время образовательное учреждение не имеет свидетельства о государственной аккредитации. Осуществление муниципальным общеобразовательным учреждением «* * *» образовательной деятельности в отсутствие государственной аккредитации нарушает права как несовершеннолетних, их родителей, так и сотрудников образовательного учреждения, на получение информации о соответствии реализуемых образовательных программ федеральным государственным требованиям, право выбирать для своих детей образовательное учреждение, путем ознакомления с Уставом учреждения, а также другими документами, регламентирующими деятельность образовательного процесса, в числе которых и свидетельство о государственной аккредитации, устанавливающее соответствие государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждающее уровень реализуемых образовательных программ и их направленность, а также, соответствие содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. В данном случае, прокурор района обращается также и в интересах Российской Федерации, так как неисполнение требований федерального законодательства нарушает интересы РФ. Поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, что является недопустимым. На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования «* * *» профинансировать получение свидетельства о государственной аккредитации муниципальным образовательным учреждением «* * *», обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «* * *»  получить свидетельство о государственной аккредитации. Установить срок добровольного исполнения решения Заларинского районного суда два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

            Определением Заларинского районного суда * * * от * * * года, при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен Комитет по образованию администрации муниципального образования   «* * *».

            В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора * * * * * * Юрин Д.С., настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, и дополнительно пояснил, что до настоящего времени свидетельство о государственной аккредитации школой не получено, несмотря на то, что на сегодняшний день школа обратилась в  Службу по контролю и надзору в сфере образования для разрешения указанного вопроса, однако в очередь они поставлены только на апрель 2011 года, т.е. из-за несвоевременного обращения, бездействия в отношении вопроса о получении государственной аккредитации на протяжении длительного периода времени будут допускаться нарушения Закона «Об образовании» и соответственно права несовершеннолетних и их родителей. Кроме того, проведение государственной аккредитация администрацией муниципального образования до настоящего времени не профинансировано.

            Представитель ответчика, муниципального общеобразовательного учреждения «* * *» Кузьмина В.Г., действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора * * * признала в полном объеме и пояснила суду, что возглавляемое ею образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, при этом финансирование работы учреждения производится целиком через Комитет по образованию, но деньги выделяются их учредителем только из местного бюджета, о чем между ними и учредителем –муниципальным образованием «* * *»  имеется договор, никаких других источников доходов и финансирования их учреждение не имеет. На протяжении последних лет она предпринимала меры к соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе и установлению пожарной сигнализации, так как срок действия лицензии школы на образовательную деятельность закончился * * * года, а без согласования с органами пожарного надзора, они не могли длительное время получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. В феврале-марте * * * года пожарная сигнализация была установлена и  * * * года они получили лицензию на осуществление образовательной деятельности, без которой не мог быть также разрешен вопрос о проведении государственной аккредитации. Документы на проведении экспертизы государственной аккредитации она сдала в соответствующие органы в конце марта 2010 года, но в график проведения аккредитации они поставлены только на апрель 2011 года из-за того, что на момент подачи у них не было лицензии на осуществление образовательной деятельности. Она согласна со всеми выявленными нарушениями и поставленными прокурором требованиями. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 39,173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны.

   Представитель соответчика, администрации муниципального образования «* * *», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по образованию администрации муниципального образования «* * *», надлежаще извещенные о  времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки сведений не представили, возражений против заявленных требований в суд также не представили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявили.

   Судом, с согласия сторон, определено о рассмотрении дела по существу, согласно ст. 167 ч.3 ГПК РФ, в   отсутствие представителя соответчика, администрации муниципального образования «* * *» и представителя третьего лица - Комитета по образованию администрации муниципального образования «* * *».

Выслушав помощника прокурора * * * * * * Юрина Д.С., представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «* * *» Кузьмину В.Г., исследовав представленные сторонами письменные материалы, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

   Согласно положений ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

   В соответствии с требованиями ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

    После разъяснения представителю ответчика, МОУ «* * *» Кузьминой В.Г. требований ст.173 ГПК РФ о вынесении судом решения об удовлетворении исковых требований истца в случае признания ответчиком иска и принятия его судом, Кузьмина В.Г. настаивала на признании иска.

  Принимая во внимание, что волеизъявление сторон свободно, не нарушает прав и свобод третьих лиц, соответствует требованиям закона, суд принимает признание иска представителем ответчика.

    Между тем суд считает необходимым проанализировать представленные участниками процесса доказательства.

   Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ ( ст. 17 Конституции РФ ).

В соответствии с положениями ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования.

Как следует из содержания ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Согласно Положения п. 17 Приказа Минобразования РФ от 22.05.1998 № 1327 (ред. от 11.08.2000) «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» предусмотрено, что государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п.п. 16, 17, 18 ст. 33 ФЗ № 3266 - 1 от 10 июля 1992 годе «Об образовании» права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба

Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет.

  Пунктами 3,11 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 522 (ред. от 19.01.2010) «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» установлено что, целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также, соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя установленную законодательством Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различного уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.

   В соответствии с  п. 1.2 Устава МОУ «* * *» (принят * * * года) учредителем образовательного учреждения является администрация муниципального образования «* * *», отношения между учреждением и учредителем определяются договором, заключаемым в соответствии с законодательством РФ.

  Из п. 1.3 Устава следует, что учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обладает обособленным имуществом, может от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах.   

  В силу п. 8 Устава в своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ « Об образовании» и другими федеральными законами и указами Президента РФ, «Типовым положением об общеобразовательном учреждении»,решениями Правительства РФ, государственных и муниципальных органов управления образованием, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также настоящим Уставом и локальными правовыми актами «Учреждения»,положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также иными нормативно –правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п.1.6 Устава Учреждение имеет право на образовательную и иную деятельность, предусмотренную Уставом, с момента получения соответствующей лицензии. Права Учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Из исследованного в судебном заседании свидетельства о государственной аккредитации * * *, регистрационный номер * * *,выданного муниципальному общеобразовательному учреждению «* * *»  * * * года, следует что указанное свидетельство, при установленном сроке его выдачи на пять лет, утратило свою силу, и в настоящее время МОУ «* * *»  осуществляет свою деятельность без государственной аккредитации, т.е. у школы отсутствуют права на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, т.е.допускаются нарушения как Закона «Об образовании», действующих нормативно-правовых актов, так и  Устава учреждения.

Из ст. 6 п. 11 Устава муниципального образования «* * *» следует, что к вопросам местного значения * * * относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного)общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.       

Согласно договора между учредителем, администрацией муниципального образования «* * *»  и муниципальным общеобразовательным учреждением  «* * *» от * * * года учредитель обязан организовать финансирование текущих затрат учреждения согласно утвержденной сметы расходов (п.2.1.2), осуществлять государственную политику в сфере образования в рамках своей компетенции (п.2.1.7), учреждение обязано обеспечивать реализацию конституционных прав и свобод обучающихся и работников (п.2.2.5)  и ответственно за обеспечение в соответствии с требованиями государственных общеобразовательных стандартов уровня, качества, содержания общеобразовательной подготовки обучающихся (п. 2.3.2). 

   Как установлено в судебном заседании ответчики, администрация муниципального общеобразовательного учреждения « * * *», администрация муниципального образования «* * *» не приняли всех надлежащих мер по соблюдение требований законодательства в части обеспечения права Учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, поскольку государственная аккредитация, т.е. экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида, подтвержденная свидетельством о государственной аккредитации, несмотря на окончание срока действия ранее выданного свидетельства о государственной аккредитации, до настоящего времени не проведена.

При этом, представленное суду заявление ответчика в Службу по контролю и надзору в сфере образования о проведении государственной аккредитации по решению педагогического совета школы от * * * года, а также приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования * * * * * * –спр от * * * года « Об утверждении графика аккредитации ОУ на 2011 год» согласно которого проведение экспертизы в * * * СОШ (под номером * * *) на апрель 2011 года, свидетельствуют о бездействии ответчиков, вызванном несвоевременным обращением в соответствующий орган для прохождения процедуры государственной аккредитации, и длительному нарушению прав лиц, обучающихся в образовательном учреждении, их родителей и работников образовательного учреждения.    

  Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу для его нарушения.

   При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, полного признания иска представителем ответчика, МОУ «* * *», полностью отвечающего интересам обучающихся и работников образовательного учреждения, суд приходит к решению об удовлетворении требований прокурора * * * * * * в  интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к муниципальному общеобразовательному учреждению  «* * *», администрации муниципального образования «* * *» о понуждении к получению свидетельства о  государственной аккредитации, возложении обязанности финансирования получения свидетельства о государственной аккредитации.   

На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, ст.33 Закона РФ «Об образовании» ст.12 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ,суд

                                                       РЕШИЛ:

  Исковые требования прокурора * * * * * * в  интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к муниципальному общеобразовательному учреждению  «* * *»,администрации муниципального образования «* * *» о понуждении к получению свидетельства о  государственной аккредитации, возложении обязанности финансирования получения свидетельства о государственной аккредитации,

  УДОВЛЕТВОРИТЬ.

   Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение  «* * *»  * * * * * * получить свидетельство о государственной аккредитации.

   Обязать администрацию муниципального образования « * * *»   профинансировать получение свидетельства о государственной аккредитации муниципальным общеобразовательным учреждением  «* * *»  * * * * * *.

   Установить срок добровольного исполнения решения Заларинского районного суда

   Иркутской области два месяца с  момента вступления решения суда в законную силу.   

  Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

        Судья О.В.Бежецкая