З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е РА Ц И И п.Залари 19 августа 2010 года Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего О.В.Бежецкой единолично, при секретаре Корниковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело * * * по иску прокурора * * * * * * * * * в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к муниципальному общеобразовательному учреждению «* * * * * *», администрации муниципального образования «* * * * * *» о понуждении к получению свидетельства о государственной аккредитации, возложении обязанности финансирования получения свидетельства о государственной аккредитации, УС ТАНОВИЛ: В обоснование заявленных требований прокурор * * * указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи установлен факт, свидетельствующий, о нарушении законодательства об образовании в части реализации несовершеннолетними права на получение образования. В соответствии с п.1.8 Устава учредителем МОУ «* * *» является администрация МО «* * *». Согласно п. 1.3. Устава МОУ «* * *» деятельность школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 1.9 Устава образовательное учреждение является юридическим лицом. Требованиями п. 1.14 Устава школы предусмотрено, что учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, предусмотренном ФЗ № 3266 -1 « Об образовании». Положения п. 17 Приказа Минобразования РФ от 22.05.1998 № 1327 (ред. от 11.08.2000) «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» предусматривают, что государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. В соответствии с требованиями п.п. 16,17,18 ст. 33 ФЗ № 3266 - 1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет. Проверкой установлено, что муниципальному общеобразовательному учреждению «* * *», осуществляющему образовательную деятельность по образовательным программам, * * * года выдано свидетельство о государственной аккредитации. Таким образом, срок действия свидетельства о государственной аккредитации закончился * * *, соответственно в настоящее время образовательное учреждение не имеет свидетельства о государственной аккредитации. Осуществление муниципальным общеобразовательным учреждением «Второтыретская основная общеобразовательная школа» образовательной деятельности в отсутствие государственной аккредитации нарушает права как несовершеннолетних, их родителей, так и сотрудников образовательного учреждения, на получение информации о соответствии реализуемых образовательных программ федеральным государственным требованиям, право выбирать для своих детей образовательное учреждение, путем ознакомления с Уставом учреждения, а также другими документами, регламентирующими деятельность образовательного процесса, в числе которых и свидетельство о государственной аккредитации, устанавливающее соответствие государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждающее уровень реализуемых образовательных программ и их направленность, а также, соответствие содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. В данном случае, прокурор района обращается также и в интересах Российской Федерации, так как неисполнение требований федерального законодательства нарушает интересы РФ. Поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, что является недопустимым. На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования «* * *» профинансировать получение свидетельства о государственной аккредитации муниципальным образовательным учреждением «* * *», обязать муниципальное общеобразовательное учреждение « * * *» получить свидетельство о государственной аккредитации. Установить срок добровольного исполнения решения * * * суда два месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Определением Заларинского районного суда * * * от * * * года, при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен Комитет по образованию администрации муниципального образования «* * *». В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора * * * * * * Юрин Д.С., настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, и дополнительно пояснил, что до настоящего времени свидетельство о государственной аккредитации школой не получено, из-за несвоевременного разрешения вопроса о получении свидетельства о государственной аккредитации на протяжении длительного периода времени будут допускаться нарушения Закона «Об образовании» и соответственно права несовершеннолетних и их родителей. Кроме того, проведение государственной аккредитация администрацией муниципального образования до настоящего времени не профинансировано. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Комитета по образованию администрации муниципального образования «* * *» Климова О.В., действующая на основании доверенности * * * от * * * года, исковые требования прокурора * * * признала в полном объеме и пояснила суду, что образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, финансирование работы учреждения производится целиком через Комитет по образованию, но деньги выделяются их учредителем, администрацией муниципального образования «* * *» только из местного бюджета. Из-за несвоевременного получения лицензий на осуществление образовательной деятельности, вызванных отсутствием финансирования установок автоматической пожарной сигнализации, некоторыми школами района, не была проведена государственная аккредитация, ранее выданные свидетельства закончили своё действие. В * * * году директор * * * обратилась с заявлением о проведении государственной аккредитации школы в Службу контроля и надзора в сфере образования * * *, которые были включены в график еще в 2009 году, но из-за отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности, государственная аккредитация школы до настоящего времени не проведена, при этом срок проведения экспертизы довольно продолжительный. Ситуация с несвоевременным получением необходимых документов школами района связана с недостаточным финансированием. Она согласна со всеми выявленными нарушениями и поставленными прокурором требованиями. Представитель соответчика, администрации муниципального образования «* * *», представитель ответчика, муниципального общеобразовательного учреждения «* * *», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки сведений не представили, возражений против заявленных требований в суд также не представили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявили. Судом, с согласия сторон, определено о рассмотрении дела по существу согласно ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства, в отсутствие ответчиков. Выслушав помощника прокурора * * * * * * Юрина Д.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Комитета по образованию администрации муниципального образования «* * *» Климову О.В., исследовав представленные сторонами письменные материалы, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению исходя из следующего. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции РФ). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ ( ст. 17 Конституции РФ ). В соответствии с положениями ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования. Как следует из содержания ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Согласно Положения п. 17 Приказа Минобразования РФ от 22.05.1998 № 1327 (ред. от 11.08.2000) «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» предусмотрено, что государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. В соответствии с требованиями п.п. 16, 17, 18 ст. 33 ФЗ № 3266 - 1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет. Пунктами 3,11 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 522 (ред. от 19.01.2010) «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» установлено что, целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также, соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя установленную законодательством Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различного уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории. В соответствии с п. 1.8 Устава МОУ «* * *» учредителем образовательного учреждения является администрация муниципального образования «* * *». Из п.п. 1.9,1.11,1.12, Устава следует, что школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обладает обособленным имуществом, может от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В силу п. 1.3 Устава в своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», постановлениями и решениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Уставом. Согласно п.1.10 Устава Учреждение имеет право на образовательную деятельность и получения льгот, предусмотренных законодательством, с момента выдачи лицензии. В соответствии с п. 1.14 Устава Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об образовании». Из исследованного в судебном заседании свидетельства о государственной аккредитации * * *, регистрационный номер * * *, выданного муниципальному общеобразовательному учреждению «* * *» * * * года, следует что указанное свидетельство, при установленном сроке его выдачи на пять лет, утратило свою силу, и в настоящее время МОУ «* * *» осуществляет свою деятельность без государственной аккредитации, т.е. у школы отсутствуют права на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, т.е.допускаются нарушения как Закона «Об образовании», действующих нормативно-правовых актов, так и Устава учреждения. Из ст. 6 п. 11 Устава муниципального образования «* * *» следует, что к вопросам местного значения * * * относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного)общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Согласно договора между учредителем, администрацией муниципального образования «* * *» и муниципальным общеобразовательным учреждением «* * *» от * * * года учредитель содействует своевременному финансированию школы из средств муниципального бюджета и иных источников на основе государственных и местных нормативных документов (п.2.7), контролирует вопросы проведения экспертизы для получения лицензии на право ведения школой образовательной деятельности, порядок выдачи лицензии (п.2.2 ), учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и действующим законодательством ( п.3.5). Как установлено в судебном заседании ответчики, администрация муниципального общеобразовательного учреждения «* * *», администрация муниципального образования «* * *» не приняли всех надлежащих мер по соблюдение требований законодательства в части обеспечения права Учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, поскольку государственная аккредитация, т.е. экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида, подтвержденная свидетельством о государственной аккредитации, несмотря на окончание срока действия ранее выданного свидетельства о государственной аккредитации, до настоящего времени не проведена. При этом, представленная суду копия приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования * * * * * * –спр от * * * года « Об утверждении графика аккредитации ОУ на 2010 год» согласно которого проведение экспертизы во * * * запланировано под номером * * *(без указания даты проведения аккредитации ), при окончании срока действия лицензии на осуществление образовательной деятельности ( срок окончился * * * года), свидетельствуют о бездействии ответчиков, вызванном несвоевременным обращением в соответствующий орган для прохождения процедуры государственной аккредитации, и длительному нарушению прав лиц, обучающихся в образовательном учреждении, их родителей и работников образовательного учреждения. Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу для его нарушения. При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к решению об удовлетворении требований прокурора * * * * * * в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к муниципальному общеобразовательному учреждению « * * *», администрации муниципального образования «* * *» о понуждении к получению свидетельства о государственной аккредитации, возложении обязанности финансирования получения свидетельства о государственной аккредитации. На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, ст.33 Закона РФ «Об образовании» ст.12 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ,суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора * * * * * * в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к муниципальному общеобразовательному учреждению «* * *»,администрации муниципального образования «* * *» о понуждении к получению свидетельства о государственной аккредитации, возложении обязанности финансирования получения свидетельства о государственной аккредитации, УДОВЛЕТВОРИТЬ. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «* * *» * * * * * * получить свидетельство о государственной аккредитации. Обязать администрацию муниципального образования « * * *» профинансировать получение свидетельства о государственной аккредитации муниципальным общеобразовательным учреждением «* * *» * * * * * *. Установить срок добровольного исполнения решения Заларинского районного суда * * * два месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения, а ответчиками, муниципальным общеобразовательным учреждением «* * *»,администрацией муниципального образования «* * *», как неявившейся стороной, в том числе, в Заларинский районный суд Иркутской области, в течение 7 дней со дня вручения ей копии этого решения. Судья О.В.Бежецкая