п.Залари 24 сентября 2012 года Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бежецкой О.В., единолично, при секретаре Корниковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> гимназия, муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «<адрес>» о понуждении к оборудованию материально-технической базой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны, У С Т А Н О В И Л: В обоснование заявленных доводов истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об образовании при организации образовательного процесса в дошкольных, начальных общих, основных общих, средних (полных) образовательных учреждениях. В соответствии с ч.1 ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной, что непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (статья 2 Конституции РФ). Государство заинтересовано в неуклонном развитии сферы образования, так как с этим напрямую связаны не только вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и успешное развитие благополучия нации, а также состояние национальной безопасности. Таким образом, сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности. Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.1 ст.13 Международного пакта от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла не себя и Российская Федерация. В ст.27 Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического и социального развития. Согласно ст.ст.28, 29 Конвенции образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. В соответствии со ст.11-13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 7 ст.14 ФЗ «Об образовании», в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Согласно требованиям Конституции РФ каждый имеет право на образование - ст. 43 Конституции РФ. В соответствии с требованиями ст.31 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Требованиями п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено что, вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичные положения закреплены в п.11 ч.1 ст.6 Устава МО «<адрес>». На основании п. 2.1 ст.11 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании», функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно органом местного самоуправления. В соответствии с требованиями п. 9 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 (далее - Инструкции), органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Пунктом 11 Инструкции, установлено что, руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, а также обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Согласно требованиям п.п. 13, 14 Инструкции, обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения (согласно приложения № 1 к Инструкции), спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). В ходе проверки муниципального бюджетного образовательного учреждения <адрес> гимназия установлено, что в нарушении Приказа Министерства обороны РФ № 96 и Минобрнауки № 134 от 24.02.2010 года на территории образовательного учреждения тир, либо стрелковый тренажер не установлены (отсутствуют), в кабинете ОБЖ отсутствуют: современные респираторы, сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи, доврачебной помощи, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, носилки санитарные, бытовой дозиметр, приборы радиационной и химической разведки. По выявленным нарушениям составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Мер по укомплектованию материально-технических средств администрацией школы, а также учредителем образовательного учреждения в лице муниципального казенного учреждения администрации МО «<адрес>» не принято. В соответствии с Уставом МБОУ <адрес> гимназия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении. Деятельность учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Пункт 1.3 Устава свидетельствует о том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и может быть истцом и ответчиком в суде. Изложенное свидетельствует о нарушении прав воспитанников образовательного учреждения, как обучающихся в настоящее время в образовательном учреждении, так и тех, которые в дальнейшем будут проходить обучение в МБОУ <адрес> гимназия на осуществление права на получение образования гарантированного федеральным законодательством. Круг граждан, в отношении которых существует угроза причинения вреда, невозможно индивидуализировать, в связи с чем, они относятся к неопределенному кругу лиц. Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу изложенного просит возложить на муниципальное казенное учреждение администрацию муниципального образования «Заларинский район» обязанность осуществить финансирование для приобретения в МБОУ <адрес> гимназия стрелкового тренажера, в кабинет ОБЖ : современных респираторов, сумок и комплектов медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи, доврачебной помощи, манекена-тренажера для реанимационных мероприятий, носилок санитарных, бытового дозиметра, приборов радиационной и химической разведки, а также возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение <адрес> гимназия обязанность оборудовать территорию образовательного учреждения стрелковым тренажером, а кабинет ОБЖ : современными респираторами, сумками и комплектами медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи, доврачебной помощи, манекеном -тренажером для реанимационных мероприятий, носилками санитарными, бытовым дозиметром, приборами радиационной и химической разведки. В судебном заседании заместитель прокурора Богачева Т.В. поддержала требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме и просила их удовлетворить. Представитель ответчика МБОУ <адрес> гимназия Сороквашина Т.Н., действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора признала в полном объеме, суду пояснила, что работа в указанном направлении школой проводится, частично приобретены наглядные пособия, таблицы, из-за недостаточности денежных средств не полностью оборудован кабинет ОБЖ, в настоящее время сделаны заявки. Представитель соответчика муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «<адрес>», Лейченко Е.Ф., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора признал в полном объеме, суду пояснил, что в настоящее время в бюджете муниципального образования не имеется денежных средств для полного финансирования указанных прокурором требований, ежегодно денежные средства выделяются согласно бюджетной росписи, считает, что на местах руководителям необходимо регулировать расходование выделяемых денежных средства для возможности оборудования кабинетов указанного профиля. Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации МО « <адрес>» в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, суд о причинах неявки не уведомил и не ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом мнения сторон и положений ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. В соответствии с ч. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. В соответствии с требованиями п. 9 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утв. Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Пунктом 11 вышеназванной Инструкции, установлено что, руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, а также обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Согласно требованиям той же Инструкции ее п.п. 13, 14, обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения (согласно приложения № 1 к Инструкции), спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Из акта проверки по оборудованию материально-технической базой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны в МБОУ <адрес> гимназия от 31.08.2012 года следует, что на момент проверки в нарушении Приказа Министерства обороны № 96 и Минобрнауки № 134 от 24.02.2010г. на территории образовательного учреждения тир либо стрелковый тренажер отсутствуют, в кабинете ОБЖ отсутствуют: современные респираторы, сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи, доврачебной помощи, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, носилки санитарные, бытовой дозиметр, приборы радиационной и химической разведки. Таким образом, материалами дела установлено, что в МБОУ <адрес> гимназия в нарушение п.п. 11,14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, отсутствуют учебные и наглядные пособия, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), при этом, данные обстоятельства существенно нарушают гарантированные Конституцией РФ права учащихся МБОУ, неопределенного круга лиц на участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического воспитания, подготовке к военной службе. Суд установил, что количество имеющихся в школе наглядных пособий и технических средств обучения не соответствует рекомендуемым нормативам материального технического оснащения образовательных учреждений. В соответствии с требованиями ст.31 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Требованиями п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено что, вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичные положения закреплены в п.11 ч.1 ст.6 Устава МКУ «Администрация муниципального образования «<адрес>» В связи с изложенным, в целях надлежащего исполнения федерального законодательства, защиты интересов неопределенного круга лиц на участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического воспитания, а также с учетом полного признания исковых требований прокурора представителями ответчиков, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> гимназия, муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «<адрес>» о понуждении к оборудованию материально-технической базой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны, УДОВЛЕТВОРИТЬ. Возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «<адрес>» осуществить финансирование для приобретения в МБОУ <адрес> гимназия стрелкового тренажера, в кабинет ОБЖ : современных респираторов, сумок и комплектов медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи, доврачебной помощи, манекена-тренажера для реанимационных мероприятий, носилок санитарных, бытового дозиметра, приборов радиационной и химической разведки. Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение <адрес> гимназия обязанность оборудовать территорию образовательного учреждения стрелковым тренажером, кабинет ОБЖ : современными респираторами, сумками и комплектами медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи, доврачебной помощи, манекеном -тренажером для реанимационных мероприятий, носилками санитарными, бытовым дозиметром, приборами радиационной и химической разведки. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня вынесения полного текста решения. Судья О.В.Бежецкая