РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.Залари Иркутской области 20 августа 2012 года Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Каунас Е.П. единолично, с участием старшего помощника прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области Зубаирова Д.Х., истца Новиковой Е.Н., представителя ответчика - Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» - Выборовой С.Л., представителя третьего лица Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<данные изъяты> район» Лейченко Е.Ф. при секретаре Галеевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района Иркутской области в интересах Новиковой Е.Н. и ее не совершеннолетней дочери Губарь В.А. к Муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» о понуждении к признанию жилого помещения не пригодным для проживания и о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, установил: В обоснование своих доводов заявитель указал, что в прокуратуру <данные изъяты> района поступила жалоба Новиковой Е.Н. проживающей в квартире № № дома № № по <адрес> на бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> район» по улучшению ее жилищных условий путем предоставления ей иного жилого помещения, поскольку проживание в вышеуказанной квартире опасно для ее и ее дочери жизни и здоровья. По доводам обращения прокуратурой района проведена проверка в ходе которой установлено, что Постановлением и.о. главы муниципального образования «<данные изъяты> район» ФИО13. от ДД.ММ.ГГГГ № Новикова Е.Н., была признана нуждающейся в жилом помещении, как лицо оставшееся без попечения родителей. Администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» во исполнение требований Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в <данные изъяты> области» приобрела для Новиковой Е.Н. жилое помещение. Согласно муниципального контракта №-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «На приобретение жилых помещений в муниципальный жилищный фонд муниципального образования «<данные изъяты> район» для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» - Вишняков Ю.А. (продавец) продал в муниципальную собственность муниципального образования «<данные изъяты> район» жилое помещение: благоустроенную квартиру в многоквартирном доме, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> <данные изъяты> - собственником квартиры № № дома № № по <адрес> является муниципальное образование «<данные изъяты> район». Распоряжением председателя муниципального казенного учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>» (далее МКУ КУМИ МО «<адрес>») от ДД.ММ.ГГГГ квартира была передана в безвозмездное пользование <данные изъяты> муниципальному образованию. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и комитетом по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в лице главы муниципального казенного учреждения «Администрация <данные изъяты> муниципального образования» (далее МКУ «Администрация <данные изъяты> МО») ФИО7 был заключен договор социального найма жилого помещения - <адрес>. Согласно акта передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ названная квартира передана нанимателю, то есть ФИО2 Последняя вселена в квартиру вместе с дочерью ФИО1 в качестве члена семьи. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы МКУ «Администрация <данные изъяты> МО» ФИО2 снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно информации председателя МКУ КУМИ МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ - комиссионное обследование квартиры на предмет ее пригодности к проживанию до приобретения у ФИО6 не проводилось. Однако, в ходе прокурорской проверки по жалобе ФИО2 было установлено, что фактически квартира не отвечает санитарным, техническим требованиям и не пригодна для проживания. В результате обследования территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <данные изъяты> и <адрес>х выявлены следующие нарушения использования и сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям: Квартира находится в полуподвальном помещении первого этажа четырех квартирного двух этажного дома, где окна квартиры находятся в <данные изъяты>. над уровнем земли, вся нижняя часть до окон находится в земле, стены в железобетонном исполнении пропитаны влагой. В квартире отсутствуют вентиляционные окна пола, стен, в спальне, кухне, образуются щели из которых в комнаты выползают различные насекомые. Таким образом, жилые комнаты квартиры расположены в нарушение п.3.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» - в жилых зданиях любой этажности на первом цокольном или подвальном этажах следует предусматривать кладовые для хозяйственных нужд, а не жилые комнаты. В нарушение п.3.9. СанПиН 2.1.2.2645-10 из кухни квартиры оборудован вход в туалетную комнату. В зимний период времени все стены по периметру дома промерзают, т.к. их толщина всего 510мм., вместо нормативных 640мм., в связи с чем в квартирах образуется конденсат от разности температур атмосферного воздуха, сырость и появление грибковой плесени. В нарушение п.2.2.2 санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее -правила) - на придомовой территории отсутствует площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, отсутствуют металлические, деревянные контейнеры для сбора ТБО; - в нарушение п.2.2.3 правил - выгреб сточных вод из квартир находится рядом с домом с северной стороны на расстоянии до 1 м. от стены дома (расстояние должно быть не менее 8-10м.). Более того, Согласно протокола лабораторных измерений искусственной освещенности № от ДД.ММ.ГГГГ, проводимых Филиалом ФБУЗ «ЦТ и Э» в <данные изъяты> области в <данные изъяты> и <данные изъяты> районах освещенность не соответствует санитарным нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». На основании протокола лабораторных измерений параметров микроклимата № от ДД.ММ.ГГГГ температурный режим воздуха в квартире не соответствует санитарным нормам - при ПРУ 18-24 градуса, фактический 16 градусов (СанПиН 2.1.2.2645 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Из выводов обследования следует, что условия для проживания людей в квартире не созданы. Кроме того, согласно СНиП 2.08.01-89 - Цокольный этаж - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений. Учитывая, что пол в квартире Новиковой Е.Н. ниже планировочной отметки земли, то этаж в котором расположена квартира необходимо считать цокольным этажом. Согласно п. 1.43 СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания» - Размещение жилых помещений в подвальных и цокольных этажах жилых зданий не допускается. В соответствии с п.23 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г. - Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли. Согласно Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ составленного государственным инспектором Центрального отдела государственного жилищного контроля в управлении Жилищного контроля при обследовании <адрес> установлено, что уровень входов в квартиры первого этажа ниже уровня дворовой территории на 60-70см. Уровень окон первого этажа над отмосткой - на 20-30см выше, что является нарушением п.23 названного положения. Таким образом, жилую <адрес>, переданную в пользование Новиковой Е.Н. и членам ее семьи необходимо признать не несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригодной для проживания. В соответствии с ч. ч. 1-2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г., в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности. Пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечению контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом. Согласно ч. 1-2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение). В соответствии с п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда органом местного самоуправления создается соответствующая комиссия. Постановлением главы муниципального образования «<данные изъяты> район» создана межведомственная комиссия по признанию жилых помещений непригодными для проживания, а домов аварийными и подлежащими сносу. Согласно п. п. 42-44 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таким образом, в отношении муниципального жилищного фонда органом, уполномоченным на признание жилых помещений непригодными для проживания, а домов аварийными и подлежащими сносу, является межведомственная комиссия органа местного самоуправления. Вместе с тем, проверкой установлено, что по существу обращение Новиковой Е.Н. рассмотрено не межведомственной комиссией, а Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<данные изъяты> район», т.е. неуполномоченным органом. Кроме того, администрацией муниципального образования «<данные изъяты> район», в нарушение требований ст. ст. 42-52 Положения, не осуществлена оценка фактического состояния вышеуказанного жилого помещения требованиям законодательства, а именно: не рассмотрено заявление Новиковой Е.Н. и прилагаемые к нему документы, не определены перечень дополнительных документов, необходимых для принятия жилого помещения соответствующим (не соответствующим) требованиям законодательства, а также состав привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, не проведено заседание межведомственной комиссии по рассмотрению заявления Новиковой Е.Н. Таким образом, администрацией муниципального образования «<данные изъяты> район» не рассмотрено по существу обращение Новиковой Е.Н. о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>1, непригодным для проживания, то есть не исполнены обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в части проведения в установленном порядке оценки соответствия указанного жилого помещения требованиям законодательства. В результате бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты> район» нарушены жилищные права Новиковой Е.Н. и ее малолетней дочери ФИО1 2010г.р. В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ - Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных прав. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 45, 254 ГИК РФ, просил суд обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> район» признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания и не пригодным для проживания; юбязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> район» предоставить Новиковой Е.Н. и члену ее семьи во внеочередном порядке в срок не позднее 2-х месяцев после вступления Решения суда в законную силу, жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен не пригодного для проживания - муниципальной <адрес>. В судебном заседании прокурор Зубаиров Д.Х. поддержал исковые требования по основаниям, обозначенным в исковом заявлении, указав, что Новикова Е.Н. имеет право на получение жилого помещения по категории лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ответчиком не оспаривается данное право истца. При этом предоставленной Новиковой Е.Н. жилье не соответствует санитарным нормам, не пригодно для проживания, о чем в деле имеются соответствующие доказательства. В связи с этим предоставленное жилье должно быть признано непригодным для проживания и Новиковой Е.Н. вне очереди должно быть предоставлено другое жилье. В судебном заседании истец Новикова Е.Н. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что она была поставлена на учет, как ребенок-сирота. Ею подавалось заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в поселковую администрацию. В ДД.ММ.ГГГГ года ей позвонили и предложили жилое помещение по договору социального найма по адресу: <адрес>. Ей сразу не понравилась эта квартира, но сказали если она откажется от нее, то другое жилье смогут предоставить только через 10 лет. И в начале ДД.ММ.ГГГГ г. ей было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Но проживать в данной квартире практически невозможно, поскольку там нет никаких условий для этого. Квартира находится в полуподвальном помещении первого этажа двухэтажного дома, вся нижняя часть окон находится в земле, стены пропитаны влагой, образуются щели из которых в комнаты выползают различные насекомые, они заехали в эту квартиру в марте месяце, их топило талыми водами, прожили там неделю и уехали, потому что там невозможно жить, питьевую воду не возят, и часто отключают свет. Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» Выборова С.Л. исковые требования признала в полном объеме, указав в письменном заявлении, что последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<данные изъяты> район» Лейченко Е.Ф. согласился с позицией ответчика. Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Казенного учреждения «Администрация <данные изъяты> муниципального образования» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания. При указанных обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ. Суд, выслушав прокурора Зубаирова Д.Х., истца Новикову Е.Н., представителя ответчика Выборову С.Л., представителя третьего лица Лейченко Е.Ф., исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования прокурора <данные изъяты> района Иркутской области в интересах Новиковой Е.Н. и ее не совершеннолетней дочери ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» о понуждении к признанию жилого помещения не пригодным для проживания и о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, подлежащими удовлетворению с принятием признания иска ответчиком, как не противоречащего закону и не нарушающего прав и законных интересов других лиц, по следующим основаниям. Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч.2 ст.307 ПС РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований. Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности. В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно ч.1, 2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Как было установлено в судебном заседании при исследовании доказательств по делу постановлением Администрации муниципального образования «<данные изъяты> район» № от ДД.ММ.ГГГГ Новикова Е.Н. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, согласно п.2 ч.2 данной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обязанность предоставления жилого помещения детям сиротам во внеочередном порядке возлагается Законом <данные изъяты> области от 29 июня 2010 г. №52-03 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в <данные изъяты> области» на органы местного самоуправления, Муниципального образования «<данные изъяты> района». В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. В соответствии с п.1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Согласно муниципальному контракту №-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «На приобретение жилых помещений в муниципальный жилищный фонд муниципального образования «<данные изъяты> район» для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» - ФИО6 (продавец) продал в муниципальную собственность муниципального образования «<данные изъяты> район» жилое помещение: благоустроенную квартиру в многоквартирном доме, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № А<адрес> - собственником <адрес> является муниципальное образование «<данные изъяты> район». Распоряжением Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<данные изъяты> район» № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было постановлено передать в безвозмездное пользование Новиковой Е.Н. Согласно договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ Новиковой Е.Н. было предоставлено в нем жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи нанимателя в договор вписана несовершеннолетняя дочь Новиковой Е.Н. - ФИО1 Жилое помещение было передано Новиковой Е.Н. по акту от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с поступившей в суд адресной справкой ТП УФМС России по Иркутской области в <данные изъяты> районе Новикова Е.Н. была снята с учета ДД.ММ.ГГГГ, по адресу <адрес> зарегистрированных нет. В соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Новикова Е.Н. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с получением по договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались. При этом судом установлено, что предоставленное Новиковой Е.Н. жилое помещение имеет следующие недостатки. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ вода от снега и осадков попадает на веранду, ступеньки в квартиру полуразрушены, в ванной кладка из гипсоблоков не качественная без утеплителя, полы в зале отступают от стен больше допустимого, пол уложен на землю, нет вентиляции, из-за чего влажность, обои сырые. Большая слышимость между квартирами. Нет отмостки по периметру жилого дома, выгреб установлен недопустимо близко к зданию, нет ограждения перед домом. Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора <данные изъяты> области в ходе нее также обнаружены ряд нарушений нормативно-технически требований по использованию, сохранности жилищного фонда, соответствию жилых помещений и коммунальных услуг. В частности, уровень входов в квартиры первого этажа ниже уровня дворовой территории на 60-70 см., уровень окон первого этажа над отмосткой на 20-30 см.выше, что является нарушением п.23 Положения о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47. В результате обследования территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> области в <данные изъяты> районах выявлены следующие нарушения использования и сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям: Квартира находится в полуподвальном помещении первого этажа четырех квартирного двух этажного дома, где окна квартиры находятся в 20-30см. над уровнем земли, вся нижняя часть до окон находится в земле, стены в железобетонном исполнении пропитаны влагой. В квартире отсутствуют вентиляционные окна пола, стен, в спальне, кухне, образуются щели из которых в комнаты выползают различные насекомые. Таким образом, жилые комнаты квартиры расположены в нарушение п.3.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» - в жилых зданиях любой этажности на первом цокольном или подвальном этажах следует предусматривать кладовые для хозяйственных нужд, а не жилые комнаты. В нарушение п.3.9. СанПиН 2.1.2.2645-10 из кухни квартиры оборудован вход в туалетную комнату. В зимний период времени все стены по периметру дома промерзают, т.к. их толщина всего 510мм., вместо нормативных 640мм., в связи с чем в квартирах образуется конденсат от разности температур атмосферного воздуха, сырость и появление грибковой плесени. В нарушение п.2.2.2 санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее-правила) - на придомовой территории отсутствует площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, отсутствуют металлические, деревянные контейнеры для сбора ТБО; - в нарушение п.2.2.3 правил - выгреб сточных вод из квартир находится рядом с домом с северной стороны на расстоянии до 1 м. от стены дома (расстояние должно быть не менее 8-10м.). Более того, Согласно протокола лабораторных измерений искусственной освещенности № от ДД.ММ.ГГГГ, проводимых Филиалом ФБУЗ «ЦТ и Э» в <данные изъяты> области в <данные изъяты> районах освещенность не соответствует санитарным нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». На основании протокола лабораторных измерений параметров микроклимата № от ДД.ММ.ГГГГ температурный режим воздуха в квартире не соответствует санитарным нормам - при ПРУ 18-24 градуса, фактический 16 градусов (СанПиН 2.1.2.2645 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Из выводов обследования следует, что условия для проживания людей в квартире не созданы. Данные обстоятельства, установленные судом при исследовании доказательств по делу стороной ответчика не опровергнуты. Поскольку, с учетом позиции ответчика, изложенной в последнем судебном заседании, установлено, что права Новиковой Е.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, на получение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, были нарушены действиями ответчика, выразившимися в предоставлении истцу жилого помещения, не соответствующего санитарным и техническим нормам, указанным выше, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. В силу ст. 11 Жилищного Кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем: 1) признания жилищного права; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области в интересах Новиковой Е.Н. и ее несовершеннолетней дочери ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» о понуждении к признанию жилого помещения не пригодным для проживания и о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям удовлетворить. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» предоставить Новиковой Е.Н. и ее несовершеннолетней дочери ФИО1 во внеочередном порядке в срок не позднее 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу, жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, расположенного по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Е.П.Каунас