РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2010 года г.Закаменск
Федеральный судья Закаменского районного суда Республики Бурятия Косолапова Л.Н. единолично, с участием старшего помощника прокурора Закаменского района РБ Доржиевой С.Д., при секретаре Степанове С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Закаменске гражданское дело по иску
прокурора Закаменского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение «город Закаменск» о понуждении к принятию мер по организации регулярного, своевременного контейнерного сбора и вывоза бытовых отходов от населения жилых домов по ул.... г.Закаменск и ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в проулке улицы ... г.Закаменск
у с т а н о в и л :
В суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение «город Закаменск» по вышеизложенным основаниям обратился прокурор Закаменского района, ссылаясь на следующие обстоятельства:
Прокуратурой Закаменского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства по заявлению жителей домов по ул. ... города Закаменск о наличии свалки мусора вблизи их домов. В ходе проверки проведено обследование придомовых территорий домов по ул. ... города Закаменск и установлено, что в проулке по ул. ... расположен туалет и выгребная яма. Выгребная яма переполнена, завалена бытовыми отходами. Объем отходов около 15 - 17 куб. м. Указанная свалка свидетельствуют о том, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией МО городское поселение «город Закаменск» регулярный, своевременный контейнерный сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов от населения вышеуказанных домов не организован и не осуществляется, меры к ликвидации образовавшейся несанкционированной свалки не приняты. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения жилых домов по ул. ... города Закаменск, а также иных лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как отсутствие регулярного, своевременного контейнерного сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов от населения указанного дома способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Закаменского района Доржиева С.Д. исковые требования прокурора поддержала частично по указанным в нем основаниям, дополнив, что в настоящее время от п.2 исковых требований отказывается в связи с тем, что несанкционированная свалка в проулке по ул. ... г.Закаменск ликвидирована. Просит обязать администрацию муниципального образования городское поселение «город Закаменск» принять меры по организации регулярного, своевременного контейнерного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от населения по ул. ... города Закаменск в соответствии с требованиями действующего законодательства установить контейнер (ящик) для сбора мусора и производить ежедневный вывоз мусора в летнее время и 1 раз в 3 дня в зимнее время.
Ответчик, представитель администрации муниципального образования городское поселение «город Закаменск» ( по доверенности) Ловцов А.Г. исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что несанкционированная свалка мусора в проулке по ул.... в г.Закаменск ликвидирована ..., в остальной части с иском согласен. Администрацией города принимаются меры по установлению контейнера для жителей частного сектора по ул.... г.Закаменск, выбран участок для его установки, который согласован с заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Джидинском районе Соктоевым Г.Б. В настоящее время администрации города Закаменск необходимо оформить соответствующие документы. ИП ФИО2 отказалась производить вывоз мусора с ул.... в связи с тем, что работает только по индивидуальным договорам с жителями частных домов, производящих оплату.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Соктоев Г.Б., действующий на основании доверенности, пояснил, что совместно с представителем городской администрации Ловцовым А.Г. выезжал на ул...., г.Закаменск, где ими было выбрано место для установки контейнера, однако для окончательного принятия решения установки контейнера необходимо получить согласие жителей близлежащих домов. Несанкционированная свалка в проулке по ул.... г.Закаменск ликвидирована.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Согласно ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений, а также создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения осуществляют органы местного самоуправления.
В ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано понятия санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Вредное воздействие на человека - это воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Инфекционные заболевания - это инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;
Согласно ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с требованиями ст. 22 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно требованиям п. 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года (далее – Санитарные правила) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых зданий, жидких из неканализованных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Как указано в п. 2.1.1, 2.2.1 Санитарных правил объектами очистки являются, в том числе, территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 градусов Цельсия и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 градусов Цельсия) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п.18 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании указанных норм законодательства суд приходит к выводу, что обязанность по организации регулярного, своевременного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от населения домов по ул. ... в г.Закаменск возложена на администрацию МО ГП «город Закаменск».
В суде нашел подтверждение тот факт, что по ул...., г.Закаменск санитарное состояние неудовлетворительное, имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, не определены места сбора мусора, отсутствуют контейнеры. Данный факт подтверждается фототаблицей, которая свидетельствует о наличии несанкционированной свалки и бытовых отходов и мусора в проулке по ул.... и рядом с домом №....
Факт того, что администрацией города не принимаются меры по организации регулярного, своевременного контейнерного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от населения по ул. ... города Закаменск подтвердили свидетели ФИО1, ФИО, допрошенные в судебном заседании ..., которые пояснили, что с ... мусор с их улицы не убирается, контейнер отсутствует.
Вместе с тем, после обращения прокурора в суд, несанкционированная свалка по ул.... г.Закменск была ликвидирована о чем представлен акт обследования переулка на ул. ... от .... Стороны не возражают против прекращения производства по делу в указанной части исковых требований. При данных обстоятельствах суд полагает, что производство по делу в части требований о ликвидации несанкционированной свалки в проулке по ул.... г.Закаменск подлежит прекращению в связи с добровольным исполнением и отсутствием спора. В остальной части исковых требований иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Закаменского района РБ удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение «город Закаменск» принять меры по организации регулярного, своевременного контейнерного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от населения по ул. ... города Закаменск в соответствии с требованиями действующего законодательства, установить контейнер (ящик) для сбора мусора и производить ежедневный вывоз мусора в летнее время и в зимнее время 1 раз в 3 дня.
В остальной части производство по делу прекратить в связи с отсутствием спора.
Взыскать с администрации муниципального образования городское поселение «город Закаменск» госпошлину в доход государства ... рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Л.Н.Косолапова