2-156/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2010 года г.Закаменск
Федеральный судья Закаменского районного суда Республики Бурятия Косолапова Л.Н. единолично; с участием помощника прокурора Закаменского района РБ Зандановой О.Б.; при секретаре Степанове С.М.;
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Закаменске гражданское дело по иску
Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Закаменский район» о признании бездействия по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «Закаменский район» о признании бездействия по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным, ссылаясь на то, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории Закаменского района Республики Бурятия. По результатам проверки установлено, что на территории МО «Закаменский район» полигоны бытовых и промышленных отходов отсутствуют, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов органами местного самоуправления МО «Закаменский район» не организована. Меры к организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не приняты, финансовые средства на 2010 год в бюджете муниципального района на указанные цели не предусмотрены. Неисполнение органами местного самоуправления МО «Закаменский район» возложенных федеральным законодательством полномочий по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Закаменского района влечёт образование стихийных несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов. Бездействие со стороны органов местного самоуправления МО «Закаменский район» в части неорганизации в соответствии с требованиями федерального законодательства утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является незаконным и нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, так как отсутствие организации в соответствии с требованиями федерального законодательства утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Закаменского района влечёт образование несанкционированных свалок, что способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, в связи с чем прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие органов местного самоуправления МО «Закаменский район» по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным. Обязать органы местного самоуправления МО «Закаменский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Закаменского района в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до 1января 2012 г.
В судебном заседании помощник прокурора Закаменского района РБ Занданова О.Б., представляющая интересы Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора на основании доверенности от 23.06.2010 года, исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Просит признать бездействие органов местного самоуправления МО «Закаменский район» по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным. Обязать органы местного самоуправления МО «Закаменский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Закаменского района в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до 01.01. 2012 г.
Представитель ответчика, администрации МО «Закаменский район» (по доверенности) Бальжурова Д.Е., ..., исковые требования не признала, пояснила, что не отрицая того, что на органы местного самоуправления возложены обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», не согласна с доводами прокуратуры о бездействии администрации МО «Закаменский район» в связи с тем, что по выполнению полномочий по утилизации и переработки твердо- бытовых отходов выполняются следующие работы и мероприятия:
По строительству полигона ТБО в г. Закаменск разработан проект еще в 2007 году ООО ... совместно с научно-исследовательским сектором .... Полигон рассчитан на 20 лет, площадь полигона 7,0 га на землях сельского поселения .... Сметная стоимость полигона ... в ценах 2007 г. За проектно-сметную документацию уплачено ... руб. В настоящее время бюджет района на 2011 год сформирован, финансовых средств в ближайшие 2 года изыскать на выполнение полномочий по утилизации и переработке отходов (строительство полигона в г. Закаменск) не представляется возможным для местного бюджета. В соответствии с республиканской целевой программой «Экологическая безопасность в РБ» строительство полигона предусмотрено только в период с 2013-2015 гг. Срок до 2012 года, исполнения заявленных требований прокурора считает не выполнимым, учитывая мировой финансовый кризис. Просит при вынесения решения, учесть сроки строительства полигона в соответствии с вышеуказанной программой, не ранее 2014 года. Кроме того, в Закаменском районе организован сбор и утилизация стеклотары. На стадии завершения находится строительство фабрики по переработке техногенных отходов ... комбината. В настоящее время в соответствии с муниципальной целевой программой «Благоустройство Закаменского района на 2010-2011 годы» в бюджете района заложено ... рублей на 2010 г., в соответствии с которой проводятся работы по обустройству и содержанию свалок твердо-бытовых отходов, ликвидация всех самовольных свалок в черте города, изготовлению и установке урн и т.д., работает комиссия по благоустройству. Также не согласна с утверждением, что неисполнение органами местного самоуправления МО «Закаменский район» полномочий по утилизации и переработке ТБО на территории Закаменского района влечет образование стихийных несанкционированных свалок ТБО, так как образование несанкционированных свалок происходит из- за ненадлежащего выполнения полномочий поселениями по сбору и вывозу бытовых отходов. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований о признании бездействия органов местного самоуправления МО «Закаменский район» по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным и обязывании организовать утилизацию и переработку отходов в срок до 1 января 2012 г.
Представитель ответчика, администрации МО «Закаменский район» (по доверенности) Гонжитов С.В., ... дал аналогичные пояснения, дополнив, что срок до 01.01.2012 года недостаточен для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Закаменского района, так как строительство производственных комплексов по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов требует значительных финансовых затрат и без финансирования из республиканского и федерального бюджетов невозможно, а для получения этих средств потребуется время. Просит предоставить срок не ранее 01.01.2014 года. Также не согласен с тем, что администрация МО «Закаменский район» бездействовала и не принимала никаких мер по организации утилизации и переработки отходов. Так, начиная с 2003 года, перед Президентом РБ неоднократно ставился вопрос по ликвидации экологических последствий деятельности ... комбината, стоимость проекта составляет ... руб. Данный вопрос поднимался и в ходе рабочих поездок Президента РБ в Закаменский район в 2007г., 2008г. и 2009г. В настоящее время строительство фабрики по переработке техногенных отходов ... комбината находится в стадии завершения. По строительству полигона ТБО в г. Закаменск разработан проект в 2006-2008г.г. ООО ..., согласно локальной смете от 28.06.2008 года общая стоимость Полигона ТБО г.Закаменск составит ... руб. Кроме того, в Закаменском районе осуществляется сбор стеклотары. В марте 2010 года главой МО «Закаменский район» направлено обращение Министру природных ресурсов РБ Б.Д. о включении в реестр мероприятий ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» объектов капитального строительства, в том числе проектирование и строительство мусороперерабатывающего завода с полигоном ТБО в г.Закаменск. Если обращение МО «Закаменский район» будет удовлетворено и из федерального бюджета поступит финансовая помощь, то полигон ТБО в Закаменском районе будет построен.
Представитель ответчика, администрации МО «Закаменский район» (по доверенности) Цыбиков А.Р., ... исковые требования не признал, суду пояснил, что работа по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией МО «Закаменский район» проводится на должном уровне, так в г.Закаменске находится на стадии завершения строительство фабрики по переработке техногенных отходов ... комбината, ведется прием стеклотары, ОАО ... производит сбор и вывоз ТБО из г.Закаменск на санкционированную свалку. В марте 2010 г. на имя Б.Д. направлено письмо главы МО «Закаменский район» о включении Закаменского района в ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» объектов капитального строительства, в том числе проектирование и строительство мусороперерабатывающего завода с полигоном ТБО в г.Закаменск.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования в лице Норбоева В.Б., действующего на основании доверенности, суду пояснил, что исковые требования прокурора поддерживает частично, в связи с тем, что срок для устранения нарушений до 2012 года является не реальным. Полагает, что в течение одного года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Закаменского района невозможно из-за отсутствия денежных средств. Также не согласен и с тем, что администрация МО «Закаменский район» бездействовала, меры по благоустройству района принимаются.
Привлеченная в качестве третьего лица на стороне ответчика, администрация МО городское поселение «город Закаменск», в лице Ловцова А.Г., действующего на основании доверенности, который иск признал частично, пояснив, что на территории г.Закаменск имеются несанкционированные свалки, однако администрация МО ГП «г.Закаменск» принимает меры по их ликвидации. В настоящее время часть свалок ликвидирована, осталось убрать 3 свалки. Считает, что Полигон ТБО в Закаменском районе необходим, однако срок его строительства до 2012 года заявлен нереально.
Третье лицо на стороне ответчика, ... Шойдопова Л.Д. суду пояснила, что на территории СП «Хуртагинское» было 4 свалки, в настоящее время две свалки убрали, две ликвидируют в ближайшее время, иск признает частично, в связи с тем, что администрацией района принимаются меры по благоустройству сел, выделяются денежные средства.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 и ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Статьей 7 указанного выше Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные требования предусмотрены статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещено захоронение отходов в границах населённых пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ст.13 указанного Закона, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 14 части 1 статьи 9 Устава МО «Закаменский район», к вопросам местного значения муниципального района, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 1.2. Санитарных Правил и Норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
В статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны понятия: отходов производства и потребления, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещения отходов, включающего в себя хранение и захоронение отходов; захоронения отходов, представляющего собой изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии с пунктами З.1., 3.11., 3.12. ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года № 607-ст (далее - ГОСТ), отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью; отходы производства — остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Согласно пункту 4.9. ГОСТа, под захоронением отходов понимается размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Пунктом 5.33. ГОСТа установлено, что переработкой отходов является деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. При этом цель реализации технологических операций с отходами - превращение их во вторичное сырье, энергию, продукцию с потребительскими свойствами.
В соответствии с пунктом 5.38. ГОСТа, утилизация отходов представляет собой деятельность, связанную с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.
В нарушение перечисленных требований федерального законодательства, администрацией МО «Закаменский район» не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, полигоны бытовых и промышленных отходов отсутствуют.
Неисполнение администрацией МО «Закаменский район» возложенных федеральным законодательством полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Закаменского района влечёт образование стихийных несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов.
Наличие несанкционированных свалок на территории МО «Закаменский район» подтверждается справкой Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования, согласно которой на территории Закаменского района выявлено 18 несанкционированных свалок, из них на территории: муниципального образования «сельское поселение ... - 2 свалки; муниципального образования «сельское поселение ... - 4 свалки; муниципального образования «сельского поселения ... - 2 свалки; муниципального образования «сельское поселение ... - 4 свалки; муниципального образования ... - 6 свалок.
Допрошенные в судебном заседании представитель МО ... Ловцов А.Г., МО СП ... Шойдопова Л.Д. факт наличия на территориях их поселений несанкционированных свалок подтвердили, пояснив, что частично свалки ликвидированы.
Согласно информационного письма первого заместителя главы МО «Закаменский район» Гонжитова С.В. исх.... от 28.05.2010 года в Восточно-Байкальскую межрайонную природоохранную прокуратуру указано, что в Закаменском районе полигоны для твердых бытовых, промышленных отходов отсутствуют; переработка бытовых и промышленных отходов на территории Закаменского района не производится; имущество предназначенное для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в собственности МО «Закаменский район» отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что иск подан обоснованно и полежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика, администрации МО «Закаменский район» о том, что администрация района не бездействует, а принимает меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ссылаясь на то, что в соответствии с муниципальной целевой программой «Благоустройство Закаменского района на 2010-2011 годы» в бюджете района заложено ... рублей на 2010 г., в соответствии с которой проводятся работы по обустройству и содержанию свалок твердо-бытовых отходов, ликвидация всех самовольных свалок в черте города, изготовлению и установке урн и т.д., работает комиссия по благоустройству, являются несостоятельными, в связи с тем, что указанные работы по благоустройству не относятся к утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Кроме того, согласно муниципальной целевой программы «Благоустройство Закаменского района на 2010-2012 годы», утверждённой Решением Совета депутатов МО «Закаменский район» ..., следует, что в указанную программу мероприятия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не заложены. Проводимые мероприятия по сбору стеклотары и переработке техногенных отходов ... комбината являются недостаточными, в связи с тем, что охватывают не все виды бытовых и промышленных отходов, имеющихся на территории Закаменского района. Что касается проекта строительства полигона ТБО в г.Закаменск, то согласно представленным документам Проект строительства полигона ТБО в г.Закаменск был утвержден ООО ... в 2008 году, однако после этого времени каких либо действий по дальнейшему продвижению указанного проекта, администрацией МО «Закаменский район» до марта 2010 года предпринято не было. Лишь в марте 2010 г. на имя Министра природных ресурсов РБ Б.Д. направлено письмо главы МО «Закаменский район» о включении Закаменского района в ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» объектов капитального строительства, в том числе проектирование и строительство мусороперерабатывающего завода с полигоном ТБО в г.Закаменск.
Довод представителя ответчика о том, что в срок до 01.01.2012 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов невозможно, является необоснованным, так как суду не представлены документы, доказательства на которых представитель ответчика основывает свои доводы.
Довод представителя ответчика о том, что на строительство объектов по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов требуются значительные финансовые средства, которыми администрация МО «Закаменский район» не располагает, без поддержки других бюджетов организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов невозможно, являются несостоятельными в связи с тем, что отсутствие денежных средств у ответчика не освобождает его от соблюдения и исполнения Законов РФ.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Данное право обеспечивается выполнением требований законодательства, в том числе природоохранного.
Бездействие со стороны администрации МО «Закаменский район» в части неорганизации в соответствии с требованиями федерального законодательства утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является незаконным и нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Закаменский район» о признании бездействия по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Закаменский район» и обязать организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Закаменского района в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до 01 января 2012 года.
Взыскать с администрации муниципального образования «Закаменский район» госпошлину в доход государства в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.Н.Косолапова
Решение не вступило в законную силу.