о понуждении к совершению действий по организации на территории г. Закаменска муниципальных дошколь



2-191/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2010 года г.Закаменск

Федеральный судья Закаменского районного суда Республики Бурятия Косолапова Л.Н. единолично; с участием заместителя прокурора Закаменского района РБ Ивановой Е.Г.; при секретаре Степанове С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Закаменске гражданское дело по иску и.о.прокурора Закаменского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Закаменский район» о понуждении к совершению действий по организации на территории города Закаменск муниципальных дошкольных образовательных учреждений

у с т а н о в и л:

И.о.прокурора Закаменского района Республики Бурятия обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением о понуждении администрации МО «Закаменский район» к совершению действий по организации на территории города Закаменск муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в защиту неопределенного круга лиц - детей, которые на текущий момент в г.Закаменск состоят в очереди и нуждаются в получении дошкольного образования, детей, которые еще не достигли возраста поступления в ДОУ либо еще не родились, а также в интересах воспитанников детских садов г.Закаменск, которые вынуждены посещать переполненные муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Иск мотивирован тем, что пунктом 11 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.31 Закона РФ №3266-1 «Об образовании» к вопросам местного значения района относятся организация общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Отсутствие достаточного количества детских садов свидетельствует о невыполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления, а также влечет систематическое нарушение прав детей.

В судебном заседании заместитель прокурора Закаменского района РБ Иванова Е.Г. поддержала иск в полном объеме по указанным в нем основаниям. Просит обязать администрацию муниципального образования «Закаменский район» организовать на территории города Закаменск дошкольные образовательные учреждения не менее чем на 150 мест; самостоятельно определить проектную мощность при строительстве дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на определенной территории города; установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 января 2015 года.

Представитель ответчика администрации МО «Закаменский район» (по доверенности) Батуева А.Б. исковые требования и.о.прокурора не признала, суду пояснила, что исходя из анализа выполнения детодней за 2009 год следует, что фактическая посещаемость детских садов не превышает установленной плановой наполняемости групп за счет использования родителями права на отпуск ребенка в количестве 72 дней в течение года, и за счет пропусков по болезни и другим причинам. В 5 детских садах г. Закаменск плановая наполняемость составляет 486 мест, а средняя наполняемость детей фактически составила 426 мест, что свидетельствует о том, что превышение норматива наполняемости фактически не допущено. Очередность устройства детей в МДОУ по состоянию на 20.07.2010г. составила - 371 ребенок. По состоянию на 20.09.10 список детей на очередь в ДОУ: (с рождения до 7 лет) составляет 427 детей, из них 117 -дети, не достигшие 1,5 лет. Из этого списка путевки в ДОУ получили 66 детей. Кроме того выбыли 10 детей в школы и в сельские поселения. Согласно постановлению главы МО «Закаменский район» «Об утверждении Положения о порядке комплектования, приема и отчисления детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования МО «Закаменский район» и уставов ДОУ г. Закаменск прием детей производится в возрасте от 1,5 лет. Со стороны МО «Закаменский район» продолжается работа по принятию срочных мер по решению проблемы устройства детей в ДОУ. На сегодняшний день в г.Закаменск идет подготовка к открытию групп кратковременного пребывания художественно-эстетического цикла при Центре дополнительного образования (ЦДО) на 30 детей в возрасте от 3 до 7 лет, планируются открыть группы подготовки к школе в МДОУ №№..., ... с охватом по 15 детей в возрасте от 5-7 лет, которые начнут работу с 15 октября текущего года. Разработано и находится на стадии согласования с администрацией МО «Закаменский район» и с заинтересованными структурами Положение об организации групп семейного воспитания для детей дошкольного возраста в МО «Закаменский район». Создана рабочая группа по разработке нормативно правовой базы и муниципальная комиссия по реализации проекта и по организации групп семейного воспитания на территории района. При каждом МДОУ в г.Закаменск планируется открыть такие группы. Группу семейного воспитания могут посещать от 4 до 13 детей. Уже около 10 семей пожелали создать группу семейного воспитания в г.Закаменск. Примерный охват детей в группах составит в среднем 110 детей. Исходя из этого, до нового года ожидается сократить очередность устройства детей в ДОУ до 124 в возрасте 1,6 -6; 6 -7 лет. Администрация МО «Закаменский район» ведет активную работу по разрешению сложившейся ситуации в г. Закаменск. Об этом свидетельствуют обращения администрации района, районного Совета депутатов районного управления образования президенту Бурятии В.В. (исх. №... от 17.11.2009г.), И.о. Председателя Правительства РБ И.М. (исх. №... от 25.05.2009г.), руководителю ФНС России по РБ С.Ц. (исх. №... от 14.01.2009г.), депутату ГД РФ В.Ф. К.У. (исх. №... от 21.07.2008г.). Результатом этих обращений стали реконструкции ДОУ №№...,... г. Закаменск, в стадии реконструкции находится ДОУ №.... Кроме реконструкции детских садов принимаются иные меры по обеспечению режима развития системы дошкольного образования. РУО ведется поиск и разрабатываются для внедрения новые формы дошкольного образования: семейные группы, группы кратковременного пребывания детей, группы предшкольной подготовки при разных видах образовательных учреждений и др. формы. ООО ... разработана сметно- проектная документация на строительство дошкольных общеобразовательных учреждений (типовые детские сады на 50, 100, 150, 200 мест). Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ в ближайшее время будет передана безвозмездно в муниципальную собственность проектная документация со следующей сметной стоимостью строительства: для строительства одного дошкольного образовательного учреждения на 50 мест - ... рублей; на 100 мест - ... рублей; на 150 мест - ... рублей; на 200 мест - ... рублей. Так как межмуниципальная программа «Развитие системы дошкольного образования в Республике Бурятия на 2009-2012 гг.» была аннулирована в 2010г. (письмо Минобрнауки РБ №... от 05.08.2010г.), и в ближайшие годы не ожидается никаких республиканских программ по софинансированию, строительство нового ДОУ за счет средств местного бюджета (выписка из бюджета района №... от 22.09.2010г.) не представляется возможным. Возможно уменьшение очередности по устройству детей в ДОУ за счет организации групп кратковременного пребывания детей при ЦДО, групп предшкольной подготовки в ДОУ №№..., ..., групп семейного воспитания при всех ДОУ г. Закаменск и за счет снижения демографических показателей детей детсадовского возраста за ближайшие годы. В иске прокурора просит отказать.

Выслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Область образования в соответствии с ч.1 ст.1 Закона РФ «Об образовании» провозглашается приоритетной. Сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

В соответствии с ч.3 ст.5 Закона «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от оранизационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполнения требований санитарного законодательства.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В соответствии со ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Согласно информационному письму Закаменского районного управления образования исх.№... от 22.07.2010г. на территории города Закаменск осуществляют деятельность 5 МДОУ, в которых списочный состав детей превышает нормативное количество мест на 50%. Наполняемость за прошедший учебный год составила:

- МДОУ№... по нормативу 90 мест, фактическая численность воспитанников 147 детей;

- МДОУ №... по нормативу 120 мест, фактически 204;

- МДОУ №... по нормативу 150 мест, фактически 184;

- МДОУ №... по нормативу 86, фактически 162;

- МДОУ №... по нормативу 50, фактически 55.

Факт превышения наполняемости детей в МДОУ г.Закаменск подтвердили свидетели: ... Л.Н., заведующая МДОУ №... В.Г., и.о. заведующего МДОУ №... Б.А.

Согласно книге учета заявлений на устройство в ДОУ г.Закаменск (начатой 27.07.2009г) подано 323 заявления на 21.07.2010 года, кроме того согласно списка детей, стоящих на очереди и не получивших путевку в 2009г. значится 40 детей.

Согласно справке Отдела сбора и обработки статистической информации исх.№... от 20.07.2010г. в Закаменском районе уровень рождаемости на протяжении последних 3 лет остается стабильным ( в 2007 г. в районе родилось 610 детей, в 2008 г.- 661, в 2009 - 635, соответственно в г.Закаменске – 234, 248 и 240 детей);

Согласно справке Филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» по Закаменскому району исх№... от 22.07.2010 года число одиноких матерей в Закаменском районе с 2007 по 2010 г.г. не уменьшается.

Согласно информационному письму начальника Закаменского районного управления образования исх№... от 22.07.2010г. следует, что для того, чтобы удовлетворить спрос граждан на общедоступное дошкольное образование необходимо строительство детского сада в г.Закаменск на 120-150 мест.

На основании изложенного, суд считает, что отсутствие достаточного количества мест в детских садах г.Закаменск, свидетельствует о невыполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления, переполненность детских садов также нарушает права детей на благоприятную среду, создает угрозу их здоровью, при этом нуждаемость по устройству детей в МДОУ на протяжении нескольких лет остается стабильной, а потому доводы и.о. прокурора о необходимости организовать на территории г.Закаменск дошкольные образовательные учреждения не менее чем на 150 мест являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования прокурора в части понуждения ответчика самостоятельно определить проектную мощность при строительстве дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на определенной территории города, суд считает необоснованными, в связи с тем, что требований о строительстве новых образовательных дошкольных учреждений прокурором не заявлялось, потому в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.

В целях надлежащего исполнения решения по делу, суд считает необходимым установить сроки для устранения выявленных нарушений.

В ходе обсуждения указанного вопроса заместитель прокурора просит установить срок до 01.01.2015 года, мотивируя тем, что ответчик не определился с формой организации дошкольных образовательных учреждений, либо это будет организация групп кратковременного пребывания детей при ЦДО, групп предшкольной подготовки в ДОУ №№..., ..., групп семейного воспитания при всех ДОУ, либо это будет строительство нового детского сада. Представитель ответчика Батуева А.Б. пояснила, что указанные нарушения постараются устранить до 01.01.2011 года, так как работа по созданию дополнительных мест проводится, уже имеются семьи, которые согласились сотрудничать, заниматься воспитанием детей, при этом представитель ответчика Сергеева М.И., просит предоставить более длительный срок до 01.01.2017 года, ссылаясь на отсутствие финансирования.

Выслушав доводы сторон, суд полагает, что наиболее разумным для устранения выявленных нарушений является срок до 01.01.2015 года, в связи с тем, что на момент рассмотрения иска в суде форма организации дошкольных образовательных учреждений ответчиком не определена, кроме действующих МДОУ, опыт других форм дошкольного образования в городе отсутствует, в связи с чем от выбора формы организации дошкольного образования до введения его в действие требуется определенное время.

Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования, являются несостоятельными, а потому судом не принимаются.

Необоснованным является и довод представителя ответчика о том, что возможно уменьшение очередности за счет снижения демографических показателей. Указанное заявление противоречит статистической информации исх.№... от 20.07.2010г., согласно которой уровень рождаемости на протяжении последних 3 лет остается стабильным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск и.о.прокурора Закаменского района РБ удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Закаменский район» организовать на территории города Закаменск дошкольные образовательные учреждения не менее чем на 150 мест.

Установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 января 2015 года.

В остальной части в иске отказать из-за необоснованности.

Взыскать с МО «Закаменский район» госпошлину в доход государства в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.Н.Косолапова

Решение не вступило в законную силу.