о возложении обязанностей разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух



Дело№2-125/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2011 года г.Закаменск

Судья Закаменского районного суда Республики Бурятия Косолапова Л.Н. единолично, с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Закаменского района Доржиевой С.Д., при секретаре Хандагуровой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Закаменского района Республики Бурятия к муниципальному образовательному учреждению «Шара-Азаргинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанностей разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Закаменского района Республики Бурятия обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ к муниципальному образовательному учреждению «Шара-Азаргинская средняя общеобразовательная школа» (далее МОУ «Шара-Азаргинская СОШ») с исковым заявлением о возложении обязанностей разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мотивируя тем, что в МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» в нарушение требований ст.12,14 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отсутствует проект норматива предельно-допустимых выбросов и отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании старший помощник прокурора Закаменского района РБ Доржиева С.Д. поддержала иск в полном объеме, пояснила, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, по результатам которой установлено, что МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» имеет стационарный источник загрязнения атмосферного воздуха – котельную, расположенную на территории школы по адресу: РБ, Закаменский район, с.Шара-Азарга ул..... В качестве основного вида топлива в котельной используется каменный уголь. При сгорании каменного угля выделяются вредные вещества, которые выбрасываются в атмосферный воздух. В нарушение требований ст.12, 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» отсутствует проект норматива предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Согласно ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов. При этом нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. В отсутствие разработанных предельно допустимых выбросов контролирующим органом невозможно сделать вывод о том, что выбросы производятся в пределах нормы либо с превышением норм. До настоящего времени директором МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов и не получено разрешение на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, отсутствие в учреждении разработанных и утвержденных предельно допустимых выбросов препятствует достоверной оценке деятельности предприятия с точки зрения ее безопасности для окружающей среды в целом, безопасности для атмосферного воздуха в частности. Это в свою очередь препятствует пресечению контролирующими органами осуществление контроля за выбросами в объемах, превышающих допустимые нормы, что не может сказаться на здоровье граждан. Осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» нарушаются права неопределенного круга лиц, как постоянно проживающих и находящихся на территории района, так и прибывающих временно, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, в которой указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на достоверную информацию. Просит иск прокурора удовлетворить, обязать МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Установить срок для исполнения указанных нарушений до 01.09.2011 года.

Представитель ответчика, директор МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» Бадлуева Г.О. в суд не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания.

Суд, при согласии истца, участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика, в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.

Третье лицо на стороне ответчика, представитель муниципального учреждения «Районное управление образования» МО «Закаменский район» Цыбенова Л.С., действующая на основании доверенности от 27.06.2011 года, исковые требования признала, суду пояснила, что в настоящее время Закаменским РУО совместно с директором МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» Бадлуевой Г.О. принимаются меры по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ и получению разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Указанные документы не были своевременно оформлены из-за отсутствия финансирования.

Государственный инспектор по охране природы РБ ведущий специалист–эксперт отдела ГЭГВКН Бурприроднадзора РБ Ц. и заместитель начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Джидинском районе С. действующий на основании доверенности от 22.12.2010 года, исковые требования прокурора поддержали, пояснили, что отсутствие в МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» разработанных и утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов препятствует достоверной оценке деятельности котельной с точки зрения ее безопасности для окружающей среды, что в свою очередь препятствует контролирующим органам осуществлять контроль за выбросами вредных веществ в объемах, превышающих допустимые нормы.

Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные суду материалы, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон), в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

технические нормативы выбросов;

предельно допустимые выбросы.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ) Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно п. 2.12.3. Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от тепловых энергоустановок не должно превышать установленных норм предельно допустимых выбросов (лимитов).

Кроме того, в соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности и иной деятельности, иных нормативов и в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов. При этом нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Установлено, что МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» имеет котельную, расположенную на территории школы по адресу: РБ, Закаменский район, с.Шара-Азарга ул..... В качестве основного вида топлива в котельной используется каменный уголь. При сгорании каменного угля выделяются вредные вещества, которые выбрасываются в атмосферный воздух.

Согласно справки проведенной проверки от ....03.2011 года установлено, что в МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» отсутствуют проект норматива предельно-допустимых выбросов и разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Данный факт подтверждается показаниями государственного инспектора по охране природы РБ ведущего специалиста–эксперта отдела ГЭГВКН Бурприроднадзора РБ Ц. и заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Джидинском районе С. постановлением об административном правонарушении от ....03.2011 года, согласно которому директор МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» Бадлуева Г.О. привлечена к административной ответственности по ст. ... КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере ... руб.

Осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие утвержденных предельно допустимых выбросов и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории района.

Согласно ст.1.9, 1.10, 1.11 Устава МОУ «Шара-Азаргинская СОШ», ответчик является юридическим лицом, имеющем в оперативном управлении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс. Для достижения целей своей деятельности Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральным законодательством, Конституцией РБ и законодательством РБ, иными нормативными правовыми актами РФ и РБ.

При таких обстоятельствах суд находит, что обязанность по исполнению требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей среды возлагается на ответчика, а потому считает необходимым обязать МОУ «Шара-Азаргинская СОШ» разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Право прокурора на обращение в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов граждан, в т.ч. в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду, предусмотрено ст.45 ГПК РФ.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от оплаты которой был освобожден истец в размере ... рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Закаменского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Шара-Азаргинская средняя общеобразовательная школа» разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Установить срок для устранения нарушений до 01.09.2011 года.

Взыскать с МОУ «Шара-Азаргинская средняя общеобразовательная школа» госпошлину в доход МО «Закаменский район» ... рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения.

Судья Л.Н.Косолапова

Решение не вступило в законную силу