Дело № 2-205/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 октября 2011 года г. Закаменск Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Доржиевой С.Л. (единолично), при секретаре Чимитовой Р.Ю., с участием старшего помощника прокурора Закаменского района Доржиевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Закаменского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Закаменское ПУЖКХ», АМО «Закаменский район», АМО городское поселение «город Закаменск», МАУ «Закамкомсервис» о понуждении к созданию и поддержанию общего нормативного запаса топлива на центральной котельной г. Закаменск в течение отопительного сезона, у с т а н о в и л: Прокурор Закаменского района, обращаясь в суд с иском к ООО «Закаменское ПУЖКХ», АМО «Закаменский район» в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ответчиков создать и поддерживать до конца отопительного сезона 2011-2012 г.г. на центральной котельной г. Закаменск общий нормативный запас топлива не ниже 4482 тонн. Впоследствии круг ответчиков расширен, прокурор района просит обязать АМО «Закаменский район», АМО городское поселение «г. Закаменск», МАУ «Закамкомсервис», ООО «Закаменское ПУЖКХ» создать указанный общий нормативный запас топлива в срок до 25 октября 2011 года и поддерживать его до конца отопительного сезона. В судебном заседании старший помощник прокурора района Доржиева С.Д., действующая на основании доверенности от Дата обезличена, поддержала иск и пояснила, что при проверке соблюдения требований закона об организации теплоснабжения на территории района выявлено, что не соблюдаются требования ФЗ «О теплоснабжении». Установлено, что на центральной котельной г. Закаменск не создан общий норматив запасов топлива, что привело к несвоевременной подаче тепла и создает в дальнейшем угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. На момент рассмотрения дела на центральной котельной г. Закаменск имеется запас мазута 588 т., на станции Джида - 126 т. топлива, что в общей сложности составляет 714 т., с учетом температурного режима суточная потребность составляет 35 т., что позволяет сделать вывод о наличии 35-суточного запаса топлива. В пути 4 вагона мазута по 60 т., что составляет 240 т. Однако, этого недостаточно. В соответствии с Инструкцией № 66 от 6 сентября 2008 г. на котельных должны быть созданы запасы топлива, согласно пояснительной записки общие нормативные запасы топлива на котельной г. Закаменска должны быть не ниже 4482 т. Однако, до настоящего момента запасы не созданы, требования закона не исполняются. Полагает, что наряду с ООО «Закаменское ПУЖКХ» надлежащими ответчиками являются МО «Закаменский район», АМО городское поселение «г. Закаменск» и МАУ «Закамкомсервис», т.к. городское поселение в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Устава должны принимать меры по организации теплоснабжения в случае неисполнения теплоснабжающей организацией обязательств по обеспечению нормативного запаса топлива. Кроме того, постановлением Правительства РБ предусмотрено создание муниципального нормативного запаса топлива, порядок его создания регламентирован решением сессии Совета депутатов района от 4 июля 2011 г., определен уполномоченный орган - МАУ «Закамкомсервис». Денежные средства на указанные цели выделены, заключен договор на поставку мазута с ООО «Закаменское ПУЖКХ». Однако, до настоящего момента ответчиками нормативный запас топлива не создан. В связи с чем просит обязать ответчиков создать на центральной котельной г. Закаменск общий нормативный запас топлива (мазута) не ниже 4482 т. в срок до 1 ноября 2011 года. Представитель ответчика ООО «Закаменское ПУЖКХ» Сосоров В.Б., действующий на основании доверенности от Дата обезличена, иск прокурора района признал частично, суду пояснил, что ООО «Закаменский ПУЖКХ» является поставщиком тепла потребителям города. В связи с чем должен создать общий нормативный запас топлива, объемы которого рассчитаны на основании Инструкции № 66 от 4 сентября 2008 года. Однако, из-за отсутствия денежных средств общий нормативный запас топлива не сформирован. Долги населения по оплате за коммунальные услуги составляют около 44 млн. руб. Вместе с тем полагает, что при определении объемов топлива в нарушение указанной Инструкции расчеты общего нормативного запаса топлива осуществлены на 45 суток, хотя согласно п. 39 - по жидкому топливу расчеты должны производиться на 30 суток. В связи с чем не согласен с требованиями прокурора о необходимости создания запасов в размере 4482 тонн мазута, признает иск прокурора района частично и считает, что общий нормативный запас мазута на котельной должен быть создан в объеме 3088,6 тонн. К 1 ноября 2011 года данный запас создать невозможно в силу объективных причин, из-за позднего заключения договоров на поставку мазута и отсутствием технических возможностей доставки топлива в г. Закаменск. Представитель ответчика АМО «Закаменский район» Старицын А.В., действующий на основании доверенности №... от Дата обезличена, исковые требования прокурора района не признал, считает надлежащим ответчиком по делу ООО «Закаменское ПУЖКХ», который взял на себя обязанности по теплоснабжению населения и обязан обеспечить нормативный запас топлива. В соответствии с региональным законодательством АМО «Закаменский район» обязано создать муниципальный нормативный запас топлива для ликвидации чрезвычайных ситуаций в районе. Согласно Порядку предоставления субсидий на создание нормативного запаса топлива (мазута), утвержденному постановлением Правительства РБ от 22.06.2011 г. № 312, нормативный запас топлива (мазута) формируется уполномоченным органом муниципального образования с учетом финансового обеспечения. На основании распоряжения «Об утверждении порядка предоставления субсидий на создание нормативного запаса топлива (мазута)» № 334 от 4 июля 2011 года объявлен открытый аукцион, по итогам которого победителем признан ООО «...». Однако, последний уклонился от подписания договора. Для недопущения возникновения чрезвычайной ситуации по отоплению г. Закаменск решением Совета депутатов уполномоченным органом за формирование нормативного запаса мазута утвержден МАУ «Закамкомсервис», выделены средства в сумме 42488618 руб. 62 коп. 24 августа 2011 года МАУ «Закамкомсервис» заключен договор на поставку мазута с ООО «Закаменский ПУЖКХ», перечислены денежные средства. Согласно распоряжению Правительства РБ № 312 от 22.06.2011 г. нормативный запас топлива должен быть сформирован до 15 октября 2011 года. Однако, в связи с тем, что ООО «Закаменское ПУЖКХ» не создал в необходимом объеме запасы топлива в целях недопущения чрезвычайных ситуаций принято решение о предоставлении муниципального нормативного запаса топлива в пределах выпадающих доходов, что в целом составляет около 21 млн. руб., на указанную сумму используется муниципальный запас мазута. Представитель ответчика АМО «Закаменский район» Будаев А. М., действующий на основании доверенности №... от Дата обезличена, исковые требования прокурора района не признал, и дал суду аналогичные пояснения. Представитель ответчика АМО городское поселение «город Закаменск» Янькова-Бальжитова Е.С., действующая на основании доверенности №... от Дата обезличена, иск не признала, суду пояснила, что администрация АМО городское поселение «город Закаменск» полномочия по организации теплоснабжения в границах поселения исполняет. Необходимое оборудование (объекты ЖКХ) своевременно переданы ООО «Закаменское ПУЖКХ» на основании договора аренды. Контроль за надлежащим исполнением обязательств и использованием арендованного имущества осуществляется. Теплоснабжающая организация - ООО «Закаменское ПУЖКХ» приняла обязательства по подготовке к очередному отопительному сезону, созданию нормативного запаса топлива на отопительный сезон. Средства для создания нормативного запаса топлива (мазута) заложены в тарифах на коммунальные услуги. Обязанности по созданию нормативного запаса топлива городское поселение не несет, надлежащим ответчиком по делу является ООО «Закаменское ПУЖКХ». Ответчик директор МАУ «Закамкомсервис» Цыренов Л.А. иск прокурора не признал, суду пояснил, что МО «Закаменский район» утверждено задание МАУ «Закамкомсервис» на оказание услуг по созданию, хранению и использованию муниципального нормативного запаса мазута. Для этих целей выделено более 42 млн. рублей. Посредством запроса коммерческих предложений заключен договор на поставку мазута с ООО «Закаменское ПУЖКХ», денежные средства перечислены на расчетный счет предприятия. Поскольку, ООО «Закаменское ПУЖКХ» не сформировал запасы мазута для предотвращения чрезвычайных ситуаций принято решение об использовании муниципального запаса мазута на отопление в пределах выпадающих доходов. Выслушав явившихся лиц, изучив представленные суду материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 ч. 1 п. 11 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация – это организация, осуществляющая продажу потребителям или теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии, теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Судом достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что подобной организацией в МО городское поселение «город Закаменск» является ООО «Закаменское ПУЖКХ», основным предметом деятельности которого в соответствии с п. 2.2. ст. 2 Устава является производство тепловой энергии и оказание коммунальных услуг населению и юридическим лицам. В целях реализации указанной деятельности ООО «Закаменское ПУЖКХ» владеет и пользуется зданием котельной и иным оборудованием (объектами ЖКХ), на основании договоров аренды № 4 от 7 декабря 2005 г., б/н от 7 декабря 2005 г., дополнительных соглашений к указанным договорам от 16 декабря 2008 года и 1 января 2010 года. Деятельность теплоснабжающей организации - ООО «Закаменское ПУЖКХ» по оказанию услуг по теплоснабжению потребителей регламентирована ФЗ «О теплоснабжении» и иными нормативно-правовыми актами. Так, Инструкцией об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ № 66 от 4 сентября 2008 года, предусмотрены нормативы создания запасов топлива на котельных и установлены основные требования к нормированию запасов топлива при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и тепловой энергии. Однако, как установлено судом в нарушение положений указанной Инструкции на центральной котельной г. Закаменск до настоящего момента не созданы предусмотренные п. 2, 3 и 4 Инструкции общие нормативные запасы топлива (ОНЗТ), определяемые по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ). Анализ вышеупомянутых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива (ОНЗТ) возлагается на теплоснабжающую организацию, т.е. ООО «Закаменское ПУЖКХ», которое является самостоятельным юридическим лицом, хозяйствующим субъектом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, заключенных с потребителями договоров В силу ст. 14 ч. 1 п. 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения в числе прочих относится организация в границах поселения теплоснабжения. При этом в соответствии со ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Более того, согласно ст. ст. 15, 15.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия в области теплоснабжения к вопросам местного значения муниципального района вообще не отнесены. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности АМО «Закаменский район» и АМО городское поселение «город Закаменск», не обязаны непосредственно осуществлять теплоснабжение потребителей, создавать на котельных города необходимые запасы топлива. Данную деятельность на территории городского поселения в соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» и договорными отношениями с потребителями обязано осуществлять ООО «Закаменское ПУЖКХ». В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива не может быть возложена на органы местного самоуправления. Суд находит несостоятельными доводы прокурора о том, что подобная обязанность на муниципальные органы возложена постановлением Правительства Республики Бурятия № 312 от 22 июня 2011 года, решением сессии Совета депутатов МО «Закаменский район» № 334 от 4 июля 2011 года. Суд считает, что в соответствии с постановлением Правительства РБ № 312 от 22 июня 2011 года, решением сессии Совета депутатов МО «Закаменский район» № 334 от 4 июля 2011 года АМО «Закаменский район» и МАУ «Закамкомсервис» обязаны создать муниципальный запас топлива с учетом наличия финансового обеспечения в целях предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций: при наличии выпадающих доходов; критических запасов мазута менее чем на 5 суток. В судебном заседании прокурор настаивал на необходимости создания общего нормативного запаса топлива (ОЗНТ) на котельной г. Закаменска. По мнению суда создание ОЗНТ на центральной котельной г. Закаменск ни коим образом не связано с формированием муниципального нормативного запаса топлива АМО «Закаменский район». Суд считает, что создание ОЗНТ на центральной котельной г. Закаменск является обязанностью ООО «Закаменское ПУЖКХ», как хозяйствующего субъекта, для оказания услуг по теплоснабжению потребителей. В связи с чем надлежащим ответчиком по данному делу является ООО «Закаменское ПУЖКХ». Из представленных суду материалов следует, что для обеспечения необходимого запаса топлива ООО «Закаменское ПУЖКХ» заключен договор на поставку мазута с ООО «...» и ЗАО «...». Требования прокурора о создании общего нормативного запаса топлива не ниже 4482 тонн мазута являются необоснованными. Согласно пояснительной записки по расчету нормативов создания запасов топлива на котельной г. Закаменск, утвержденной 30 апреля 2010 года генеральным директором ООО «Закаменское ПУЖКХ» Р., общий нормативный запас топлива на центральной котельной г. Закаменск должен составлять 4482, 9 т., из них неснижаемый запас - 856,6 т., нормативный эксплуатационный запас - 3626, 3 т.. Указанные расчеты осуществлены на 45 суток, исходя из планового среднесуточного расхода топлива 3-х наиболее холодных месяцев отопительного периода. Между тем, в соответствии с п. 39 указанной выше Инструкции № 66 от 4 сентября 2008 года при расчете НЭЗТ длительность периода формирования объема нормативного эксплуатационного запаса по жидкому топливу составляет 30 суток. Поскольку для отопления на центральной котельной г. Закаменск используется жидкое топливо - мазут, объемы ОНЗТ должны быть рассчитаны на 30 суток. Из расчетов произведенных судом на основании пояснительной записки среднесуточный расход топлива составляет 99,6 т. (4482,9 т. : 45 суток = 99,62 т.), объем ОНЗТ на 30 суток составляет 2988,6 т. (99,62 т. х 30 суток). Вместе с тем, из показаний ст. инженера ПТО ООО «Закаменское ПУЖКХ» Л. и представленных ответчиками расчетов следует, что исходя из реального суточного расхода топлива 3-х наиболее холодных месяцев предыдущего отопительного сезона общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) на центральной котельной г. Закаменск должен быть сформирован в размере 3088,6 т., из них неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) – 776,7 т., нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) – 2311,9 т. На основании вышеизложенного, принимая во внимание признание представителем ответчика ООО «Закаменское ПУЖКХ» Сосоровым В.Б. о необходимости формирования общего нормативного запаса топлива (ОНЗТ) в объеме 3088,6 тонн мазута, суд считает возможным определить объемы создания общего нормативного запаса топлива (ОЗНТ) в размере 3088,8 т., из них неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) – 776,7 т., нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) – 2311,9 т. Указанные объемы топлива должны поддерживаться до конца отопительного сезона 2011-2012 г.г. Учитывая обстоятельства дела, материальные и технические возможности ООО «Закаменское ПУЖКХ», исходя из принципов разумности, суд определяет сроки исполнения решения до 20 ноября 2011 года. Создание общего нормативного запаса топлива на предприятиях ЖКХ необходимо для оказания надлежащих услуг по теплоснабжению, обеспечения бесперебойной подачи отопления населению и другим потребителям коммунальных услуг, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, соблюдения конституционных прав граждан. Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе в целях обеспечения права на достойное существование, здоровую среду обитания, предусмотрено ст. 45 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск прокурора Закаменского района удовлетворить частично. Обязать ООО «Закаменское ПУЖКХ» создать в срок до 20 ноября 2011 года на центральной котельной г. Закаменск общий нормативный запас топлива не ниже 3088, 6 тонн и поддерживать до конца отопительного сезона 2011-2012 г.г. Взыскать с ООО «Закаменское ПУЖКХ» госпошлину в доход МО «Закаменский район» 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий судья С.Л. Доржиева Решение не вступило в законную силу