о понуждении к принятию мер по ликвидации мер по ликвидации несанкционированной свалки



2-28/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2011 года г.Закаменск

Судья Закаменского районного суда Республики Бурятия Косолапова Л.Н. единолично, с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Закаменского района Доржиевой С.Д.., при секретаре Будаеве А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Закаменского района РБ к администрации муниципального образования сельское поселение «Хамнейское» о ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л :

Прокурор Закаменского района Республики Бурятия обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации МО СП «Хамнейское» о ликвидации несанкционированной свалки, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Прокуратурой Закаменского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства по обращению руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия о наличии несанкционированной свалки бытового мусора на территории МО СП «Хамнейское». В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения Управления Россельхознадзора по РБ № ... от ...г. проведена плановая проверка земель сельхозназначения и земельных участков сельхозиспользования, находящихся в ведении МО СП «Хамнейское». В результате проверки были выявлены нарушения земельного законодательства РФ, в части размещения свалки твердых бытовых отходов (далее ТБО) на площади 1,5 га на земельном участке, расположенном в 3-х км северо-западнее с.Хамней в местности «Тубшин», предназначенном для сельскохозяйственного использования. По результатам проверки глава администрации МО СП «Хамнейское» Цыренжапов привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, выдано третье предписание об устранении нарушений в срок до ... года. В ходе внеплановой проверки ... года по исполнению предписания от ... года установлено, что требования предписания не исполнены. Бездействием администрации МО СП «Хамнейское» по выполнению предписаний Управления Россельхознадзора по ликвидации свалки ТБО на площади 1,5 га на земельном участке, расположенном в 3-х км северо-западнее с.Хамней в местности «Тубшин» грубо нарушаются требования земельного законодательства, в части использования земельного участка сельхозназначения с нарушением целевого использования земельного участка и его использования в соответствии с разрешенным использованием способами, которые приводят к захламлению отходами производства и потребления. Кроме того, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие несанкционированной свалки ТБО способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия.

В судебном заседании старший помощник прокурора Закаменского района Доржиева С.Д. исковые требования прокурора поддержала по указанным в нем основаниям, дополнив, что в настоящее время свалка на территории МО СП «Хамнейское» не ликвидирована, правоустанавливающие документы о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий не оформлены. Просит признать бездействие администрации МО СП «Хамнейское» по ликвидации несанкционированной свалки ТБО на площади 1,5 га на земельном участке сельхозназначения, расположенном в 3-х км северо-западнее с. Хамней в местности «Тубшин» незаконным и обязать принять меры по ликвидации несанкционированной свалки. Установить срок до конца 2011 года.

Представитель ответчика, глава МО СП «Хамнейское» Цыренжапов Д.-Н.Ц. исковые требования прокурора признал частично, пояснил, что земельный участок площадью 1,5 га, расположенный на землях сельхозназначения, в 3-х км северо-западнее с. Хамней в местности «Тубшин» имеет разрешенное использование под пашни. Вместе с тем, в 1992 году этот участок был отведен для размещения ТБО, однако, до настоящего времени правоустанавливающих документов о переводе его в другую категорию земель не имеется. На день рассмотрения иска в суде проведено межевание земельного участка и в Управление федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по РБ переданы документы для регистрации в установленном порядке.

Представитель Управления Россельхознадзора по РБ Х. исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что администрацией МО СП «Хамнейское» не исполняются предписания Управления Россельхознадзора по РБ о приведении земельного участка в местности «Тубшин» в состояние пригодное для сельскохозяйственного использования, потому вынуждены обратиться в прокуратуру района.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст.ст. 77, 78 Земельного кодекса РФ землями сельхозназначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства и могут использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, для других целей без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий не может использоваться.

Установлено, что земельный участок площадью 1,5 га, расположенный в 3-х км северо-западнее с.Хамней в местности «Тубшин», относится к категориям земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст.ст. 1, 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах: сохранение целевого использования земельных участков и его использование в соответствии с разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что в 3-х км северо-западнее с. Хамней в местности «Тубшин» имеется несанкционированная свалка ТБО на земельном участке площадью 1,5 га. Данный факт подтверждается фототаблицей, которая свидетельствует о наличии несанкционированной свалки, а также актами проверки соблюдения требований земельного законодательства от ..., ..., ..., ...; постановлениями об административном правонарушении от ..., ...; предписанием от ... года.

В соответствии со ст. 3 и ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений, а также создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения осуществляют органы местного самоуправления.

В ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано понятия санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с требованиями ст. 22 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно требованиям п.1.2 Санитарных правил содержания населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых зданий, жидких из неканализованных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п.18 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

На основании указанных норм законодательства суд приходит к выводу, что обязанность по уборке свалки ТБО на площади 1,5 га на земельном участке, расположенном в 3-х км северо-западнее с. Хамней в местности «Тубшин» возложена на администрацию МО СП «Хамнейское».

Факт того, что на указанном земельном участке располагается свалка ТБО, при этом правоустанавливающих документов о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий не имеется, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Таким образом, бездействием администрации МО СП «Хамнейское» по ликвидации свалки ТБО на площади 1,5 га на земельном участке, расположенном в 3-х км северо-западнее с. Хамней в местности «Тубшин» нарушаются требования земельного законодательства, в части использования земельного участка сельхозназначения с нарушением целевого использования земельного участка и его использования в соответствии с разрешенным использованием способами. Кроме того, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации.

При данных обстоятельствах суд полагает, что иск прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Право прокурора на обращение в суд с заявлениями в интересах неопределенного круга лиц, предусмотрено ст.45 ГПК РФ.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от оплаты которой был освобожден истец в размере ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Закаменского района Республики Бурятия удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Хамнейское» по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на площади 1,5 га на земельном участке, расположенном в 3-х км северо-западнее с.Хамней Закаменского района Республики Бурятия в местности «Тубшин» незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Хамнейское» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на площади 1,5 га на земельном участке сельхозназначения, расположенном в 3-х км северо-западнее с.Хамней Закаменского района РБ в местности «Тубшин».

Установить срок для устранения нарушений до ... года.

Взыскать с администрации МО СП «Хамнейское» госпошлину в доход государства ... рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.Н.Косолапова

Решение не вступило в законную силу