ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Заинск 10 мая 2012 года Заинский городской суд Республики Татарстан под председательством судьи Хакимова Р.Р., с участием государственного обвинителя заместителя Заинского городского прокурора Рахматуллина Л.Р., подсудимого и гражданского ответчика Тухбатуллина И.Г., защитника Файрушина И.Ф., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, потерпевшей и гражданского истца Казаковой Х.И., представителя потерпевшей – адвоката Макарова Е.А. (ордер в деле), представителя гражданского ответчика ООО «Агрофирма «Зай» Тихонова В.А., при секретаре Уразайкиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Тухбатуллина И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ТАССР, проживающего по адресу: <адрес> гражданина РФ, образование среднее специальное, женатого, имеющего на иждивении одного малолетнего ребенка, работающего трактористом-механизатором подразделения «<адрес>», не судимого обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.3 УК РФ, У С Т А Н О В И Л : 24 июля 2011 года около 00 часов подсудимый Тухбатуллин И.Г., управляя колесным трактором марки «Беларус 1221», имеющим государственный регистрационный знак №, сцепленным с автоцистерной марки «РЖТ», не имеющей государственного регистрационного знака, груженой водой общей массой 8 тонн, без пассажиров в кабине, грубо нарушая п.п. 1.3, 1.5, 2.3.1, 19.1 Правил дорожного движения РФ и п. 3.3 Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», будучи обязанным знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил и действовать таким образом, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда, допустил грубую невнимательность к дорожной обстановке и обеспечению безопасности дорожного движения, где в ночное, темное время суток, в условиях недостаточной видимости, выехал из гаража <адрес> на дорогу общего пользования с неисправными задними габаритными огнями трактора и без задних габаритных огней на автоцистерне, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, так как оно не может быть своевременно обнаружено другими участниками движения в темное время суток. 24 июля 2011 около 01 часа 00 минут Тухбатуллин И.Г., в пути следования со стороны г. Заинска в направлении г. Набережные Челны на 25 км автодороги «Набережные Челны – Заинск» на территории Заинского района РТ, двигаясь со скоростью 30 км/ч с не горящими задними габаритными огнями трактора и с отсутствующими габаритными огнями на автоцистерне, создал опасность для движения и аварийную ситуацию на дороге. В результате созданной Тухбатуллиным И.Г. аварийной ситуации, водитель автомобиля марки «ВАЗ-211440», имеющего государственный регистрационный знак №, Казаков Е.И., двигаясь в сторону г. Набережные Челны и будучи не в состоянии своевременно обнаружить трактор с автоцистерной на дороге в темное время суток, и не имея технической возможности предотвратить ДТП с момента обнаружения их в свете фар своего автомобиля, совершил попутное столкновение с задней частью автоцистерны марки «РЖТ», сцепленной с трактором марки «Беларус 1221» под управлением Тухбатуллина И.Г., вследствие чего выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с автомобилем марки «ВАЗ-21102», имеющим государственный регистрационный знак №, под управлением водителя Ерошкина М.В., двигавшимся во встречном направлении. В результате данного дорожного транспортного происшествия водитель автомобиля «ВАЗ-211440» Казаков Е.И. получил телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, кровоизлияния в мягкие ткани лобной области справа, перелома основания черепа, кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку в затылочной области, кровоизлияний в желудочки головного мозга, закрытой тупой травмы грудной клетки, полных косопоперечных переломов 3-8 ребер справа по передне-подмышечной линии, с повреждением пристеночной плевры, полных поперечных переломов 4-7 ребер слева по средне-ключичной линии, без повреждения пристеночной плевры с развитием гемоторакса, ушиблено-рваной раны правого коленного сустава, ссадин левого коленного сустава, левой голени, лобной области, грудной клетки, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью, от которых скончался. Пассажир автомобиля «ВАЗ-211440» Казакова М.А. получила телесные повреждения в виде ран головы, подчелюстной области слева, шеи, нижних конечностей заживших с образованием на их месте рубцов, субарахноидального кровоизлияния, ушиба головного мозга средней степени, осложнившиеся развитием органического расстройства личности и поведения в связи травмой головного мозга с ретроградной амнезией на длительный период (11 лет) (F07.00, F04.0 по МКБ – 10), которые причинили тяжкий вред здоровью, так как повлекли за собой развитие психического заболевания. Пассажир автомобиля «ВАЗ-21102» Шарипова И.А. получила телесные повреждения в виде закрытого перелома вертлужной впадины слева, ушибленной ранки левой теменной области, ушиба мягких тканей левой голени, которые причинили средней тяжести вред здоровью, по признаку длительного расстройства здоровья. Водитель автомобиля «ВАЗ-2102» Ерошкин М.В. получил телесные повреждения в виде обширной ушибленной раны правого предплечья, множества ссадин лица, верхних конечностей, которые причинили легкий вред здоровью, по признаку кратковременного расстройства здоровья. Пассажир автомобиля «ВАЗ-21102» Мусин Р.З. получил телесные повреждения в виде ушибленной раны лобной области головы, которые причинили легкий вред здоровью, по признаку кратковременного расстройства здоровья. Пассажир автомобиля «ВАЗ-211440» Казаков Д.Е. получил телесные повреждения в виде ссадин, гематом головы, гематом нижних конечностей, которые вреда здоровью не причинили. В судебном заседании подсудимый Тухбатуллин И.Г. вину свою в совершении указанного преступления признал полностью. Суду показал, что его общий водительский стаж тракториста составляет около 5 лет. В должности тракториста-механизатора в подразделении «Ялкын» ООО «Агрофирма «Зай» он работает 5 лет. В настоящее время за ним закреплен трактор марки «Беларус 1221». ДД.ММ.ГГГГ, он вышел на работу в третью смену, то есть в 16 часов вечера, по заданию механика Закирова Р.С. он ранее прицепил к трактору автоцистерну. В этот день он должен был заниматься перевозкой воды. Автоцистерна емкостью 8 тонн, осветительными приборами и светоотражающими элементами не оборудована. Воду он перевозил в ночное время из д. Кадырово в д. Нижние Пинячи Заинского района РТ по автодороге «Набережные Челны – Заинск». Механик Закиров Р.С., знал о данных неисправностях. Между тем трактор был технически исправным, все осветительные приборы были в исправном состоянии, при включении горели. Вечером 23 июля 2011 года он сделал один рейс из д. Кадырово в д. Нижние Пинячи, на второй рейс из д. Кадырово он выехал около полуночи. 24 июля 2011 года около 01 часа 00 минут он двигался на 25 км автодороги «Набережные Челны – Заинск» в направлении г. Набережные Челны. Автоцистерна была наполнена водой, общей массой 8 тонн. В этот день погода была ясная, без осадков. Он двигался по своей правой стороне проезжей части со скоростью около 30 км/ч. На тракторе были включены ближний свет фар и габаритные огни. В районе д.Карманово он почувствовал сильный удар в заднюю часть автоцистерны. Что произошло, он не понял, так как назад не смотрел. Он выехал на обочину и остановился. Выйдя из салона трактора, он на обочине увидел разбитый «ВАЗ-2114», а еще дальше в левом кювете на крыше лежал автомобиль «ВАЗ-2110». Считает себя виновным в том, что из-за отсутствия габаритных огней на автоцистерне, водитель автомобиля ВАЗ2114 совершил с ней столкновение, а потом столкнулся с автомобилем ВАЗ 2110. В результате данного ДТП водитель автомобиля «ВАЗ-2114» скончался на месте. Пассажиры автомобилей «ВАЗ-2114» и «ВАЗ-2110» получили травмы. Сам он телесных повреждений не получил. Обращаясь к потерпевшей, подсудимый попросил прощения за то, что в результате допущенных им нарушений ПДД РФ, погиб ее сын. Допросив подсудимого, потерпевшую, свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд считает Тухбатуллина И.Г. виновным в совершении изложенного выше преступления. Допрошенная в качестве потерпевшего Казакова Х.И. показала, что Казаков Е.И., 1979 г.р. являлся ее сыном. Он был женат на Казаковой М.А. От совместного с ней брака у него имеется сын Казаков Д.Е., 2005 года рождения. В 2008 году Казаков Е.И. и Казакова М.А. развелись. У нее в собственности имеется автомобиль марки «ВАЗ-211440», автомобиль новый, был технически исправным. В начале июля 2011 года сын со своей бывшей женой Казаковой М.А. и сыном Казаковым Д.Е. на этом автомобиле поехали отдыхать на море в Украину. В 20-х числах июля Казаков Е.И. позвонил ей на сотовый телефон и сообщил, что они выехали обратно в г. Набережные Челны. 24 июля 2011 года около 02 часов ночи ей на сотовый телефон позвонили друзья Казакова Е.И. и сообщили, что ее сын в Заинском районе попал в ДТП, в результате которого скончался на месте. Она была на месте ДТП, виновными в ДТП считает как подсудимого, так и должностных лиц, которые выпустили на дорогу неисправный трактор. Сноха уже длительное время находится на лечении, внук проживает с ней. На вопрос государственного обвинителя пояснила, что просит подсудимому назначить наказание на усмотрение суда, но не лишать его свободы реально. Свидетель Ерошкин М.В. суду показал, что он на своем автомобиле ВАЗ 21102 подрабатывал частным извозом. 23 июля 2011 года он принял заказ отвезти пассажиров из гостиницы «<адрес> в д. <адрес> РТ. Поскольку нужно было перевезти 8 человек, то кроме него на заказ приехал его знакомый Аникин В. на своем автомобиле марки «ВАЗ-2110». Четыре пассажира сели в его автомобиль, 4 пассажира сели в автомобиль В., и около 24 часов ночи они выехали из <адрес> в направлении <адрес>, при этом автомобиль Вячеслава двигался впереди его автомобиля. На участке дороги в районе ДТП, автомобиль В. двигался впереди на дистанции около 60 метров. В этот день погода была ясная, без осадков, освещение пути отсутствовало, видимость в направлении движения была ограничена светом фар. Покрытие проезжей части было сухое. Он двигался по своей правой стороне проезжей части со скоростью около 80-90 км/ч, с включенным ближним светом фар. Дальний свет фар он не включал, так как впереди него двигался автомобиль В.. Дальнейшее он помнит смутно. Помнит только, что впереди услышал звук удара и в следующую секунду со встречной полосы на полосе его движения прямо перед его автомобилем появился темный предмет (как он потом узнал автомобиль марки «ВАЗ-2114»), и на полосе его движения произошло столкновение его автомобиля с этим автомобилем «ВАЗ-2114». От столкновения его автомобиль отлетел в правый кювет дороги, где перевернулся и остановился на крыше. Что произошло, он не понял. Впоследствии, когда он вылез из своего автомобиля, то со слов собравшихся людей узнал, что произошло столкновение его автомобиля со встречным автомобилем марки «ВАЗ-2114», и столкновение автомобиля «ВАЗ-2114» с попутным с тем трактором. Выйдя из кювета на проезжую часть, он увидел стоящие на левой обочине трактор с прицепленной цистерной и «ВАЗ-2114». На автомобиле «ВАЗ-2114» были сильные повреждения всего кузова. В результате данного ДТП водитель автомобиля «ВАЗ-2114» скончался на месте. Пассажиры автомобиля «ВАЗ-2114» и пассажиры его автомобиля получили травмы, с которыми их с места ДТП на скорой помощи увезли в больницу. Он сам тоже получил травмы и, дождавшись сотрудников полиции, на попутной машине уехал в Заинскую ЦРБ. Свидетель Закиров Р.С. суду показал, что он работает механиком по эксплуатации подразделения «Ялкын» ООО «Агрофирма «Зай». Он следит за техническим состоянием автотранспортных средств. Тракторист Тухбатуллин И.Г. на их предприятии работает около 5 лет. За время работы Тухбатуллин И.Г. показал себя как добросовестный работник, дисциплинарных взысканий не имеет. 23 июля 2011 года Тухбатуллин И.Г. работал в третью смену и по его поручению занимался перевозкой воды на тракторе из <адрес>. Воду он возил в автоцистерне марки «РЖТ», прицепленной к его трактору. Осветительными приборами и светоотражающими элементами автоцистерна не оборудована. Перевозка воды в автоцистерне производилась в ночное темное время суток по автодороге «Набережные Челны – Заинск». Он знает, что в соответствии с требованиями ПДД РФ эксплуатация данной автоцистерны, не имеющей осветительных приборов, запрещена, однако он подписал путевой лист и выпустил трактор Тухбатуллина И.Г. с этой автоцистерной по причине производственной необходимости. На тракторе все осветительные приборы были исправны, при включении горели. 24 июля 2011 года около 01 часа ночи от Тухбатуллина И.Г. он узнал, что тот на своем тракторе с автоцистерной на автодороге «Набережные – Заинск» попал в ДТП. Сам он очевидцем случившегося ДТП не был. За указанное нарушение был привлечен к дисциплинарной ответственности. Обращаясь к потерпевшей, свидетель Закиров Р.С. попросил прощения за то, что в результате допущенных нарушений ПДД РФ, как с его стороны, так и со стороны подсудимого, погиб ее сын. Представитель гражданского ответчика ООО «Агрофирма «Зай» Тихонов В.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, суду показал, что работает в должности инженера-механика ООО «Агрофирма «Зай». Очевидцем ДТП он не являлся, однако около 02.00 час. был на месте происшествия. Ему известно, что трактор под управлением подсудимого был технически исправен, горели все габаритные огни, они могли погаснуть из-за столкновения с автомобилем потерпевшей. Заводом изготовителем не предусмотрено оборудование тележки с цистерной габаритными огнями, однако считает, что должны были быть светоотражающие приборы. Трактор с тележкой использовался для перевозки воды, т.к. в ночное время поля агрофирмы опрыскивают гербицидами. По результатам служебной проверки он и еще несколько должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Агрофирма готова возместить ущерб потерпевшим при наличии соответствующего решения. Потерпевшая Казакова М.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена. Представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие по причине прохождения стационарного лечения в ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» <адрес>, просила огласить показания данные ею в ходе предварительного следствия, указав, что поддерживает их в полном объеме и дополнений к ним не имеет. Кроме того, при назначении наказания просила не назначать подсудимому наказание в виде реального лишения свободы. По ходатайству государственного обвинителя в соответствии с п.2 ч.2 ст.281 УПК РФ были оглашены показания потерпевшей Казаковой М.А., в виду её тяжелой болезни, препятствующей явке в суд. Госпитализация потерпевшей подтверждена справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной должностным лицом ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» <адрес> РТ. Допрошенная на предварительном следствии потерпевшая Казакова М.А. показала, что события о своей жизни после поступления на учебу Елабужский педагогический университет она помнит плохо, у нее только смутные воспоминания. Такие основные моменты своей жизни, о которых сейчас знает со слов матери, как свадьба с Казаковым Е.И., рождение их ребенка Давида и др. она не помнит. Помнит, как очнулась в больничной палате БСМП в августе 2011 года, где от врачей и своих родственников узнала, что со своим бывшим мужем Казаковым Е.И. и сыном Давидом попала в ДТП. Сама она обстоятельств произошедшего с ними ДТП, не помнит. (л.д. 133-134) По ходатайству государственного обвинителя в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ, с согласия потерпевшей и ее представителя, подсудимого и его защитника, были оглашены показания не явившихся в судебное заседание свидетелей Хасаншина А.Р., Хасаншиной Л.Я., Мусина Р.З., Шариповой И.А., Аникина В.А., Сибгатова И.А.. Допрошенный на предварительном следствии свидетель Хасаншин А.Р. показал, что 23 июля 2011 года он находился на свадьбе в г.Елабуга. Около 24 часов ночи за ними приехал автомобиль «такси» марки «ВАЗ-2110» светлого цвета, гос.номера не помнит, водитель ранее не знаком. Они все пристегнулись ремнями безопасности. Так как на свадьбе выпивал спиртное и очень устал, то, сев в автомобиль, практически сразу уснул. Проснулся от сильного удара. Что произошло, он не понял, так как спал. На скорой помощи был доставлен в Заинскую ЦРБ. (л.д. 138-139) Аналогичные показания на в ходе предварительного следствия были даны свидетелями Хасаншиной Л.Я. (л.д. 140-141), Мусиным Р.З. (л.д. 142-143), Шариповой И.А. (л.д. 144-145). Допрошенный на предварительном следствии свидетель Аникин В.А. показал, что в свободное от основной работы время он на своем автомобиле ВАЗ-21102 рег.знак У587АМ/16 подрабатывает частным извозом. 23 июля 2011 года поздним вечером он принял заказ отвезти пассажиров из гостиницы «Алабуга – Сити» <адрес> РТ. Поскольку нужно было перевезти 8 человек, то кроме него на заказ приехал его знакомый Ерошкин Максим на своем автомобиле марки «ВАЗ-2110», имеющем государственный регистрационный знак №. Четыре пассажира (ранее не знакомых ему двое мужчин и две женщины) сели в его автомобиль, 4 пассажира сели в автомобиль Ерошкина М., и около 24 часов ночи они с Ерошкиным М. на своих автомобилях выехали из <адрес> в направлении <адрес>, при этом он двигался впереди Ерошкина М.. 24 июля 2011 года около 01 часа 00 минут он, управляя своим автомобилем, двигался на 25 км автодороги «Набережные Челны – Заинск» по территории Заинского района РТ со стороны г. Набережные Челны в направлении г. Заинск. Автомобиль Ерошкина М. двигался позади него на дистанции около 60 метров. Все пассажиры его автомобиля спали. В этот день погода была ясная, без осадков, освещение пути отсутствовало, видимость в направлении движения была ограничена светом фар. Покрытие проезжей части было сухое. Он двигался по своей правой стороне проезжей части со скоростью около 90 км/ч, с включенным ближним светом фар. В это время трасса была не загружена, встречные автомобили попадались редко. В пути следования, подъезжая к д. <адрес> РТ, он увидел впереди движущийся по полосе встречного движения навстречу автомобиль с включенным ближним светом фар. Приблизившись к этому транспортному средству, он увидел, что это трактор. Трактор двигался с маленькой скоростью, по своему водительскому опыту он может сказать, что скорость составляла не более 20 км/ч. В этот момент он увидел позади трактора движущийся также по полосе встречного движения навстречу легковой автомобиль (как потом узнал марки «ВАЗ-2114»). Автомобиль «ВАЗ-2114» двигался с включенным ближним светом со скоростью около 90 км/ч, что он также определил по своему водительскому опыту. Поскольку скорость автомобиля «ВАЗ-2114» была значительно больше скорости трактора, то дистанция между ними быстро сокращалась. Проезжая мимо трактора, он увидел, что у него сзади прицеплена автоцистерна, раньше он ее не видел, так как она не была освещена и на улице было темно. Проезжая мимо автомобиля «ВАЗ-2114» он обратил свое внимание на то, что дистанция между ним и трактором уже заметно сократилась, а он не снижает скорости своего движения, в то же время позади него самого движется автомобиль Ерошкина М. и «ВАЗ-2114» не сможет выйти на обгон трактора. По этой причине, разминувшись с автомобилем «ВАЗ-2114», он начал смотреть в левое боковое зеркало заднего вида, где увидел, что сзади на тракторе и на его цистерне освещение полностью отсутствует, а «ВАЗ-2114» без включения стоп-сигналов продолжает «догонять» трактор, как в следующую секунду он услышал звук удара, от задней части цистерны трактора полетели искры и погасли габаритные огни «ВАЗ-2114». Вслед за первым ударом он услышал звук второго удара и из поля его зрения пропали фары двигавшегося за ним автомобиля Ерошкина М. Он понял, что автомобиль «ВАЗ-2114» столкнулся с задней частью цистерны трактора, после чего выехал на полосу их движения, где столкнулся с автомобилем Ерошкина М. Он сам развернулся и поехал обратно. В этот момент проснулись пассажиры его автомобиля и начали спрашивать, что случилось, почему они возвращаются обратно. Вернувшись обратно, он увидел, что автомобиль Ерошкина М. лежит на крыше в правом, по ходу их движения, кювете. На встречной обочине стоит автомобиль «ВАЗ-2114», впереди него также на встречной обочине стоит трактор с цистерной, у которого по-прежнему отсутствовало какое-либо освещение задней части, и его было плохо видно. В результате данного ДТП водитель автомобиля «ВАЗ-2114» скончался на месте. Пассажиры автомобиля «ВАЗ-2114» и пассажиры автомобиля Ерошкина М. получили травмы, с которыми их с места ДТП на скорой помощи увезли в больницу. (л.д. 146-148). Допрошенный на предварительном следствии свидетель Сибгатов И.А. показал, что работает в должности следователя СО при ОВД по г. Заинску и Заинскому району РТ работает с 2006 года. 23 июля 2011 года он в качестве дежурного следователя заступил на суточное дежурство. 24 июля 2011 года около 01 часа 00 минут он от дежурного по ОВД получил сообщение о факте дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на 25 км автодороги «Набережные Челны – Заинск» по территории Заинского района РТ. Он во главе следственно-оперативной группы незамедлительно выехал на место происшествия. По приезду на место ДТП он обнаружил два легковых автомобиля марок «ВАЗ-2114» и «ВАЗ-21102» с сильными механическими повреждениями передних частей. Автомобили находились практически напротив друг друга. Относительно движения транспорта в сторону г. Набережные Челны автомобиль «ВАЗ-2114» находился на краю правой обочины, «ВАЗ-21102» в левом кювете дороги. На расстоянии более 50 метров от «ВАЗ-2114» в сторону г. Набережные Челны на правой обочине дороги стоял трактор с автоцистерной. При осмотре данного трактора было установлено, что его автоцистерна никакими световыми и световозвращательными приборами не оборудована. По всей длине проезжей части от места нахождения автомобилей и трактора имелась осыпь стекла, пластмассы и мелких деталей транспорта, следы волочения автомобилей «ВАЗ-21102» и «ВАЗ-2114». Он в присутствии двух понятых и с участием криминалиста составил протокол осмотра места происшествия и схему к нему. Криминалистом была произведена фотосъемка, изъяты и упакованы микрочастицы. По расположению автомобилей после ДТП, по их механическим повреждениям и следам на месте происшествия было понятно, что автомобиль «ВАЗ-2114», двигаясь в сторону г. Набережные Челны, совершил столкновение с цистерной трактора, двигавшегося впереди в попутном с ним направлении, после чего выехал на полосу встречного движения, где столкнулся со встречным автомобилем «ВАЗ-21102». (л.д. 149-150) Федеральным законом от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с последующими изменениями) определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами по обеспечению безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В ст.2 Федерального закона приведены основные термины, которые применяются и в Правилах дорожного движения: дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Действующие Правила дорожного движения Российской Федерации являются нормативным актом, устанавливающим единый порядок дорожного движения в Российской Федерации. Все участники при дорожном движении обязаны не только сами соблюдать правила дорожного движения, но и ожидать от других участников точного соблюдения требований ПДД. Согласно п.1.3 ПДД РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Пункт 1.5 ПДД РФ предписывает, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Согласно пункта 2.3.1. ПДД РФ водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Согласно пункта 19.1 ПДД РФ в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы: на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии); на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах - габаритные огни. Согласно п.3.3 Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, не работающие в установленном режиме или загрязненные внешние световые приборы и световозвращатели, отнесены к перечню неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Из протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия, произведенного 24.07.2011 г. с 02 час. 15 мин. до 04 час. 30 мин., известно, что ДТП произошло на 25 км автодороги «Набережные Челны-Альметьевск», на участке дороги имеющее асфальтированное полотно, сухое, без повреждений. Ширина проезжей части 8 метров, участок дороги освещения не имеет. В ходе осмотра обнаружены транспортные средства - автомобиль марки «ВАЗ-211440», имеющий государственный регистрационный знак № (на обочине), автомобиль марки «ВАЗ-21102», имеющий государственный регистрационный знак К 934 АР/116 rus (в кювете) со следами механический повреждений. Кроме того, обнаружен колесный трактором марки «Беларус 1221», имеющий государственный регистрационный знак ТО 58-67/16 rus, сцепленный с автоцистерной марки «РЖТ», не имеющей государственного регистрационного знака. На задней боковой поверхности цистерны обнаружены следы трения с отслоением краски. Расположение транспортных средств на указанном участке дороги зафиксировано в схеме происшествия и в фототаблице. (л.д.10-18) Из копии удостоверения тракториста серии АТ № установлено, что подсудимый допущен к управлению самоходными машинами категорий В,С,Д,Е. (л.д.37) Из копии путевого листа трактора № от ДД.ММ.ГГГГ (подразделение Ялкын ООО «Агрофирма «Зай») в графе «задание трактористу» на татарском языке указано «Челенджер, гербицидка су чыгару». Время работы подсудимого указано с 16.00 час до 06.00 час., имеются отметки о технической исправности трактора и разрешение на его выезд. (л.д.40) Из протокола дополнительного осмотра места происшествия, произведенного ДД.ММ.ГГГГ с 15 час. 15 мин. до 16 час. 25 мин., известно, что в ходе осмотре трактора марки «Беларус 1221», имеющего государственный регистрационный знак ТО 58-67/16 rus, сцепленного с автоцистерной марки «РЖТ», обнаружено, что при включении габаритного освещения задние габаритные огни трактора не горят. На автоцистерне какие-либо световые приборы и светоотражающие элементы не установлены, габариты самой автоцистерны закрывают обзорность задний габаритных огней трактора. На задней и задне - правой части автоцистерны имеются следы скольжения и потертости краски, а также осыпь стекла. При осмотре автомобиля марки «ВАЗ-211440», имеющего государственный регистрационный знак Н 101 ЕА/116 rus, обнаружено, что на правой кромке переднего капота и на передне – правой части крыши имеются наслоения краски автоцистерны трактора «Беларус 1221». К протоколу осмотра места происшествия приложена фототаблица. (л.д.55-71) Из протокола дополнительного осмотра места происшествия, произведенного ДД.ММ.ГГГГ с 00 час. 10 мин. до 00 час. 50 мин., известно, что в условиях места ДТП конкретная видимость трактора марки «Беларус 1221», имеющего государственный регистрационный знак ТО 58-67/16 rus, сцепленного с автоцистерной марки «РЖТ», в свете ближнего света фар автомобиля марки «ВАЗ-2114» составляет 17.3 метра. Общая видимость дороги в условиях места ДТП на ближнем свете фар автомобиля «ВАЗ-2114» составляет 68.0 метров. (л.д.80-81) Согласно протокола осмотра и проверки технического состояния транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инспектором ДПС Вильдановым А.Г., на автоцистерне трактора под управлением подсудимого обнаружены «следы осколков фар, стекла на бочке» (л.д.21) Согласно протокола осмотра и проверки технического состояния транспорта от 24.07.2011г., составленного инспектором ДПС Вильдановым А.Г., автомобиль марки «ВАЗ-211440» рег.знак Н101ЕА/116 rus имеет полную деформацию передней части кузова, обнаружены следы крови на панели приборов, на переднем сиденье. (л.д.23) Согласно протокола осмотра и проверки технического состояния транспорта от 24.07.2011г., составленного инспектором ДПС Вильдановым А.Г., автомобиль марки «ВАЗ-21102» рег.знак К934АР/116 rus полностью деформирован. (л.д.25) Из заключений экспертов №, 539/45 от ДД.ММ.ГГГГ известно, что характер и локализация механических повреждений на транспортных средствах, расположение транспортных средств на месте ДТП после столкновения, свидетельствует о том, что имел место следующий механизм столкновения. Трактор Беларус 1221 г.н. ТО 58-67/16 rus с прицепом-автоцистерной без г.н. двигается по автодороге г. Набережные Челны-Заинек в направлении г. Набережные Челны. За трактором в попутном с ним направлении двигается автомобиль ВАЗ-211440 г.н. Н 101 ЕА/116 rus. Происходит попутное, блокирующее столкновение данных транспортных средств, которое произошло передней правой частью автомобиля ВАЗ-211440 г.н. Н 101 ЕА/116 rus с левой задней частью прицепа-автоцистерны трактора. Угол между продольными осями транспортных средств в момент первоначального контакта составлял незначительную величину, близкую параллельному курсу, который в процессе столкновения изменялся. После столкновения трактор смещается вправо по ходу своего движения и останавливается на правой обочине в месте, зафиксированном на схеме происшествия. После столкновения с трактором автомобиль ВАЗ-211440 г.н. № выезжает на полосу встречного движения и происходит встречное, блокирующее, эксцентричное столкновение с автомобилем ВАЗ-21102 г.н. К 934 АР/116 rus, который двигался во встречном направлении. Столкновение автомобилей ВАЗ-211440 и ВАЗ-21102 происходит передними левыми частями под углом, установить величину которого экспертным путем не представляется возможным, ввиду значительных повреждений полученных автомобилем В АЗ-211440 в результате столкновения. После столкновения автомобилей ВАЗ-211440 и ВАЗ-21102 происходит разворот данных транспортных средств. Автомобиль ВАЗ-21102 смещается вправо по ходу своего движения до столкновения, съезжает в кювет, опрокидывается и останавливается в месте, зафиксированном на схеме происшествия. Автомобиль ВАЗ-211440 смещается вправо по ходу своего движения до столкновения, и останавливается в месте, зафиксированном на схеме происшествия. Максимальная скорость движения автомобиля ВАЗ-211440, соответствующая расстоянию видимости дороги 68м, составляет около 95 км/ч..Водитель автомобиля ВАЗ-211440, двигаясь со скоростью 90 км/ч, с момента возможного обнаружения трактора Беларус 1221 с прицепом-автоцистерной, не располагал технической возможностью предотвратить столкновение с прицепом-автоцистерной трактора применением мер экстренного торможения. (л.д.223-232) Согласно заключения эксперта № от 23.01.2012г. смерть Казакова Е.И. наступила в результате сочетанной тупой травмы тела, сопровождавшейся переломом основания черепа, кровоизлияниями под оболочки и желудочки головного мозга, переломами ребер, гемотораксом, осложнившейся шоком, что подтверждается наличием самих повреждений и морфологическими признаками. На трупе имелись телесные повреждения в виде сочетанной тупой травмы тела: закрытой черепно-мозговой травмы, кровоизлияния в мягкие ткани лобной области справа, перелома основания черепа, кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку в затылочной области, кровоизлияний в желудочки головного мозга, закрытой тупой травмы грудной клетки, полных косопоперечных переломов 3-8 ребер справа по передне-подмышечной линии, с повреждением пристеночной плевры, полных поперечных переломов 4-7 ребер слева по средне-ключичной линии, без повреждения пристеночной плевры с развитием гемоторакса, ушиблено-рваной раны правого коленного сустава, ссадин левого коленного сустава, левой голени, лобной области, грудной клетки. Данные телесные повреждения причинили тяжкий вред здоровью, так как явились опасными для жизни, состоят в причинной связи со смертью, образовались от воздействия тупого твердого предмета (-ов); механизм – удар, сдавление, трение, растяжение; носят прижизненный характер, причинены в пределах от нескольких минут, но не свыше одного часа до момента наступления смерти, что подтверждается морфологическими особенностями повреждений. Характер, локализация, морфологические особенности повреждений позволяют высказаться об одномоментном получении телесных повреждений в условиях дорожно-транспортного происшествия: травма внутри салона. При судебном-химическом исследовании крови этиловый спирт и другие алифатические спирты не обнаружены. (л.д.154-156) Согласно заключений экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ у Казаковой М.А. обнаружены телесные повреждения в виде ран головы, подчелюстной области слева, шеи, нижних конечностей заживших с образованием на их месте рубцов, субарахноидального кровоизлияния, ушиба головного мозга средней степени, осложнившиеся развитием органического расстройства личности и поведения в связи травмой головного мозга с ретроградной амнезией на длительный период (11 лет) (F07.00, F04.0 по МКБ – 10), которые причинили тяжкий вред здоровью, так как повлекли за собой развитие психического заболевания. (л.д.162-165, 171-178). Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у Шариповой И.А., 1967 г.р., имелись телесные повреждения в виде закрытого перелома вертлужной впадины слева, ушибленной ранки левой теменной области, ушиба мягких тканей левой голени, которые причинили средней тяжести вред здоровью, по признаку длительного расстройства здоровья. Образовались от действия тупого твердого предмета или при ударе о таковой, механизм – удар. (л.д.183-184) Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у Ерошкина М.В., 1975 г.р., имелись телесные повреждения в виде обширной ушибленной раны правого предплечья, множества ссадин лица, верхних конечностей, которые причинили легкий вред здоровью, по признаку кратковременного расстройства здоровья. Образовались от действия тупого твердого предмета или при ударе о таковой, механизм – удар. (л.д.189-190) Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у Мусина Р.З. имелось телесное повреждение в виде ушибленной раны лобной области головы, которое причинило легкий вред здоровью, по признаку кратковременного расстройства здоровья. Образовалось от действия тупого твердого предмета или при ударе о таковой, механизм – удар. (л.д.195) Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у Казакова Д.Е., 2005 г.р., имелись телесные повреждения в виде ссадин, гематом головы, гематом нижних конечностей, которые вреда здоровью не причинили. Были получены в результате ударно-травматического воздействия тупых твердых предметов (в механизме их образования имели место удар, сдавление, трение) (л.д. 200-202) Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у Хасаншина А.Р. имелся диагноз: «ушиб грудной клетки справа», который экспертной оценке не подлежит в виду отсутствия описания повреждения. (л.д.207) Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у Хасаншиной Л.Я. имелся диагноз: «ушиб правого локтевого сустава», который экспертной оценке не подлежит в виду отсутствия описания повреждения. (л.д.207) Анализ исследованных доказательств по делу в их совокупности свидетельствует о доказанности вины подсудимого Тухбатуллина И.Г. в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.3 УК РФ – нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. В силу требований статьи 6 УК РФ справедливость назначенного подсудимому наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Согласно ч.2 ст.43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В соответствии с требованиями ст.60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется. В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимому, в соответствии с пунктами "а,г,и" части первой статьи 61 УК РФ, суд признает совершение подсудимым впервые преступления средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств, наличие у него на иждивении малолетнего ребенка, активное способствование расследованию преступления. При определении размера и вида наказания суд принимает во внимание то, что Тухбатуллин И.Г. не судим, по месту жительства и месту работы характеризуется положительно, вину признал, раскаялся, в судебном заседании принес извинения потерпевшим за гибель Казакова Е.И.. С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных, характеризующих личность виновного, мнения государственного обвинителя, потерпевших, защитника, высказанных в прениях о назначении Тухбатуллину И.Г. основного наказания условно, суд считает, что исправление осужденного возможно без реального отбывания наказания в виде лишения свободы. Оснований для назначения Тухбатуллину И.Г. реального наказания у суда не имеется. В то же время суд считает необходимым дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством назначить с реальным исполнением. Принимая во внимание характер допущенных нарушений Правил дорожного движения, последствия в виде смерти Казакова Е.И. и многочисленных пострадавших, получивших различной степени тяжести телесные повреждения, суд считает, что Тухбатуллин И.Г. должен быть лишен права управлять транспортными средствами на максимальный срок, предусмотренный статьей 264 часть 3 УК РФ. Оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ (в редакции Федерального Закона от 07.12.2011 года №420 ФЗ) у суда не имеется. В соответствии со ст.10 УК РФ Тухбатуллину И.Г. следует назначить наказание по ст.264 ч.3 УК РФ в редакции Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ, поскольку наказание, предусмотренное санкцией указанной статьи в редакции Федерального закона от 07.12.2011г. №420-ФЗ, ухудшает положение подсудимого, усиливая наказание. В соответствии с ч.2 ст.309 УПК РФ гражданский иск Казаковой Х.И. необходимо оставить без рассмотрения, в виду необходимости производства дополнительных процессуальных действий (истица изъявила намерение уточнить предмет иска и в порядке гражданского судопроизводства заявить требования о возмещения вреда к подсудимому и ООО «Агрофирма «Зай» и др.), требующих отложения судебного разбирательства. Вещественных доказательств не имеется. Руководствуясь ст.307, 308, 309 УПК РФ, суд ПРИГОВОРИЛ: Признать Тухбатуллина И.Г. виновным в совершении преступления, предусмотренного статьёй 264 частью 3 УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ), назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на три года с лишением права управлять транспортными средствами сроком на три года. В соответствии со ст.73 УК РФ основное назначенное наказание считать условным, если осужденный в период испытательного срока в три года своим поведением докажет свое исправление. Обязать Тухбатуллина И.Г. не менять постоянное место жительства и место работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, периодически являться на регистрацию в специализированный государственный орган, исполняющий наказание, в установленные данным органом сроки. Дополнительное наказание в виде лишения Тухбатуллина И.Г. права управлять транспортными средствами сроком на три года исполнять самостоятельно. О назначении Тухбатуллину И.Г. дополнительного наказания известить Управление ГИБДД МВД РТ. Меру пресечения Тухбатуллину И.Г. в виде обязательства о явке оставить без изменения. Гражданский иск потерпевшей Казаковой Х.И. оставить без рассмотрения. Разъяснить потерпевшей Казаковой Х.И. ее право разрешить вопрос о возмещении ущерба, причиненного преступлением в порядке гражданского судопроизводства. Вещественных доказательств не имеется. Приговор может быть обжалован в Верховный суд РТ в кассационном порядке в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе в тот же срок ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей жалобе. В случае принесения кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы, осужденный вправе подать свои возражения в письменном виде в течение десяти суток со дня вручения ему копии кассационного представления или кассационной жалобы и в тот же срок ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Осужденный вправе заявить ходатайство об участии в заседании суда кассационной инстанции защитника, а также поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника. Приговор изготовлен в единственном экземпляре на компьютере в совещательной комнате. Судья Р.Р.Хакимов