Решение по делу 2-589/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2010 года г.Заинск

Заинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи В.П.Исаичевой,

при секретаре Ю.В.Ахметшиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Блиновой Р.З. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Заинском районе и г.Заинске об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Блинова Р.З. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда указав, что Дата обезличенаг. она обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Управления Пенсионного фонда № Номер обезличен от Дата обезличенаг. ей была назначена пенсия. Однако решением от Дата обезличенаг. ответчик вынес новое решение, которым отменил предыдущее и отказал в назначении пенсии. В педагогический стаж ответчик не включил период работы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в должности преподавателя в учреждении государственного дополнительного образования для детей Заинской детской музыкальной школе, указав, что у нее на 01.01.2001г. отсутствует необходимый стаж в должностях в учреждениях, указанных в Списке, не менее 16 лет 8 месяцев, в соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. Ответчик также не включил в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. С решением Пенсионного фонда она не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Кроме того, при первоначальном назначении пенсии ответчиком были проверены все периоды ее работы, Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что требуемый стаж ей выработан. Принимая решение о пересмотре ее специального стажа и вынося новое решение, Пенсионный фонд, по ее мнению, превысил свои полномочия, нарушив ее права. Просит обязать ответчика включить вышеназванные периоды в специальный стаж для назначения пенсии и назначить ей пенсию за выслугу лет со дня обращения в Пенсионный фонд.

В судебном заседании Блинова Р.З. требования, изложенные в заявлении, поддержала, пояснив, что Дата обезличенаг. она обратилась в Управление Пенсионного фонда за начислением ей льготной пенсии в связи с выслугой лет – 25 лет педагогического стажа. Решением УПФР от Дата обезличенаг. ей была назначена пенсия. Затем, Дата обезличенаг., Пенсионный фонд вынес новое решение, которым ей было отказано в назначении пенсии в виду нехватки специального стажа, в который не были включены период работы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в должности преподавателя Детской музыкальной школы, в которой она работает с ... года, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. Не включение периода работы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. она считает незаконным по следующим основаниям: музыкальное образование в стране традиционно сложилось еще в советское время и представляет собой трехступенчатую структуру: начальное музыкальное образование, которое дети проходят в музыкальной школе; среднее музыкальное образование - в музыкальном училище; высшее музыкальное образование - консерватория. В настоящее время в данной структуре ничего не изменилось. То есть, что бы стать профессиональном музыкантом необходимо пройти все стадии обучения. Поэтому музыкальная школа - начальная ступень единой системы музыкального образования. Для этого, что бы поступить в музыкальный колледж- нужно свидетельство об окончании музыкальной школы. Поэтому, по ее мнению, неслучайно музыкальная школа находится в пункте 1.10 Списка. Музыкальная школа еще Постановлением Совета Министерства СССР от 17.12.1959г. № 1397 была включена наряду со средними специальными учреждениями в список за выслугу лет. Название специальное учебное заведение вполне применяемо для музыкальной школы в силу того, что специальность данного учреждения- музыка. Раздел Списка «Наименования учреждений», на который ссылается Пенсионный фонд, сгруппирован по типам образовательных учреждений, по которым постановлениями Правительства РФ утверждены типовые положения, без указания их полных видовых наименований. Кроме того, ряд общих принципиальных вопросов не урегулирован. Это приводит к вольному толкованию действующих пенсионных норм. В списке №1 – наименований учреждений 1.10. – есть музыкальная школа, в том числе музыкальная школа - лицей. Однако в этом пункте перечислены образовательные учреждения, среднего профессионального образования. Музыкальная школа не является средним специальным учебным заведением. Но тем не менее наименование их учреждения – музыкальная школа, что есть в списке №1, а ответчик трактует наименование учреждения, как учреждение дополнительного образования. Но в перечне учреждений списка №2 – музыкальной школы нет. Поэтому пункт 12 не должен к ней применяться. Причисляя музыкальную школу к дополнительную образованию ответчик делает тождественными должности преподаватель музыкальной школы и педагог дополнительного образования, тем самым приравнивая их к руководителям кружка. Эти наименования стали тождественными приказом Министерства образования России от 25.01.1993 года № 21. Их музыкальная школа стала называться муниципальным учреждением дополнительного образования только в 2006году. Следовательно, на момент издания Постановления Правительства РФ от 29.10.2002года музыкальная школа находились в первом списке и стаж продолжал идти с 01.01.2001года. Так как названный нормативный акт вступил в силу позднее периода, который ответчик не принял к зачету, она считает, что этот период подлежит включению в специальный стаж, независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии. Согласно действующему в тот период законодательству РФ, этот период включался в специальный стаж для досрочного назначения пенсии и условия выработки определенного количества стажа не требовалась. Отказ ответчика в назначении досрочной пенсии означает, придание обратной силы закону, ухудшающему ее положение и тем самым отмену права, приобретенного ею в соответствии с ранее действующим законодательством. На момент принятия постановления ее стаж составлял 16 лет 8 месяцев. Ответчик также не включил в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличенагода по Дата обезличенагод. Отпуск по уходу за ребенком был ей предоставлен до Дата обезличенагода, так как ребенок родился в январе 1992года и продолжался отпуск после Дата обезличенагода. Просит иск удовлетворить.

Представитель Управления пенсионного фонда по Заинскому району и г.Заинску Ю.А.Сычева, действующая на основании доверенности, исковые требования Блиновой Р.З. не признала, указав, что истице правомерно отказано в назначении пенсии. Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года, у истицы отсутствует на 01 января 2001года необходимый стаж в должностях в учреждениях, указанных в Списках, не менее 16 лет 8 месяцев. Блинова Р.З. на 01.01.2001год отработала 16 лет 1 месяц 20 дней. Пенсионный фонд действительно сначала выплачивал ей пенсию, но после проведенной проверки выяснилось, что пенсия ей назначена необоснованно, в связи с чем, они вынесли новое решение, которым отказали в назначении пенсии. Учреждение государственного дополнительного образования для детей детской музыкальной школы не является средней общеобразовательной школой. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. не включили в специальный стаж, так как согласно разъяснению Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г., в льготный стаж засчитывается отпуск женщины по уходу за ребенком только до достижения им возраста полутора лет. Данное разъяснение не утратило силу и применимо в части, не противоречащей действующему законодательству. Кроме того, в силу того, что отпуск по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет предоставляется без сохранения заработной платы, следовательно, отчисления в Пенсионный фонд в этот период не производятся, что также является основанием для не включения данного периода в специальный стаж. Просит в удовлетворении отказать.

Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Блиновой Р.З. необходимо отказать по следующим основаниям.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу части 2 статьи 27 вышеназванного закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования.

С принятием Постановления Правительства РФ от 01.02.2001г. № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067», работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования для детей за период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01.01.2001г. – при условии наличия выслуги продолжительностью 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г.

Данное правило исчисления специального стажа закреплено и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вышеназванные Правила содержат пункт 12, согласно которому, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Как следует из показаний истицы, копии трудовой книжки л.д.6-8) она работает преподавателем по классу скрипки в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования для детей «Заинская детская музыкальная школа».

Должность «преподаватель» указана как в пункте 1, так и в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка.

Из названия и содержания ранее действовавшего Устава государственного учреждения дополнительного образования «Заинская детская музыкальная школа», утвержденного 17.05.2002г. и ныне действующего Устава муниципального учреждения дополнительного образования для детей «Заинская детская музыкальная школа», утвержденного 18.05.2006г., следует, что данное учреждение относится к учреждениям дополнительного образования. Пункт 2.1 Уставов гласит, что основными целями деятельности школы является осуществление образовательного процесса в сфере искусства на уровне общеобразовательных программ дополнительного образования л.д.26-48).

Истица в своих пояснениях ссылается на то, что «музыкальная школа» находится в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений», поэтому не может относиться к учреждениям дополнительного образования, в связи с чем, пункт 12 вышеназванных Правил в данной ситуации применяться не может. Однако, данный довод суд принять не может, поскольку в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» речь идет об образовательных учреждениях среднего профессионального образования, то есть о средних специальных учебных заведениях, к которым Заинская детская музыкальная школа не относится, что истицей не оспаривается.

Следовательно, при исчислении специального стажа Блиновой Р.З. необходимо применять именно пункт 12 Правил.

Материалами дела, а именно: копией трудовой книжки, копией Решения Управления ПФР в Заинском районе и г.Заинске Номер обезличен от Дата обезличенаг. л.д.5), подтверждается факт работы истицы в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Однако второе условие не выполняется, так как на 01.01.2001г. стаж работы Блиновой Р.З. в должностях в учреждениях, указанных в списке составляет 16 лет 1 месяц 20 дней, а не 16 лет 8 месяцев, как установлено Правилами.

Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения исковых требований о включении периода работы истицы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. по мнению суда не имеется.

Период нахождения Блиновой Р.З. в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. необходимо включить в специальный стаж по следующим основаниям:

Статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР от 09.12.1971г., предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработка матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 677 от 22.08.1989г. «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. В силу ст. 167 КЗоТ РСФСР, он подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно Закону СССР от 22.05.1990г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, а именно, ст. 71 Основ законодательства предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Поскольку на тот момент действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР в старой редакции, то данный период также подлежал включению в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Только в связи с принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06.10.1992г., в ст. 167 КЗоТ РФ были внесены изменения в соответствии с которыми, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. в пункте 15 также даны разъяснения, согласно которым, при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При удовлетворении данных исковых требований суд исходит из того, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Блиновой Р.З. с января 1992 года, то есть до Дата обезличенаг. и продолжился после нее, до Дата обезличенаг., следовательно, данный период должен включаться в специальный стаж. Данный вывод основан на том, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после изменения правового регулирования лицо не имело возможности прервать отпуск по уходу за ребенком и приступить к выполнению трудовых обязанностей.

В учетом включения в специальный стаж истицы периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, стаж работы Блиновой Р.З. на 01.01.2001г. в должностях в учреждениях, указанных в списке составляет 16 лет 4 месяца 25 дней, что является недостаточным, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Поскольку, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Блиновой Р.З. периода работы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., условие, указанное в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» о том, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: при осуществлении педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста не менее 25 лет, не выполняется. Таким образом, в удовлетворении иска Блиновой Р.З. необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Блиновой О.З. к Управлению пенсионного фонда РФ по РТ в г.Заинске и Заинском районе об оспаривании решения отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РТ в кассационном порядке в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Заинский городской суд.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2010 года

Судья: подпись

Копия верна: судья В.П.Исаичева

Решение вступило в законную силу «_____»___________________ 2010 года

Судья: В.П.Исаичева