Решение по делу 2-1080/2010



РЕШЕНИЕ По делу № 2-1080/10

Именем Российской Федерации

23 июля 2010 года город Заинск

Заинский городской суд Республики Татарстан

в составе председательствующего судьи Горшунова С.Г.,

при секретаре Верясевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой Г.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ Заинском районе и г.Заинске о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

08.06.2010 г. в Управление Пенсионного фонда РФ в Заинском районе и г.Заинске Александровой Г.С. представлены документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в порядке подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Заинском районе и г.Заинске от 17.06.2010 г. из специального трудового стажа Александровой Г.С. исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.03.93г. по 30.04.93г., с 08.04.98г. по 08.05.98г., с 12.02.2008г. по 13.03.2008г., т.к. Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27-28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно п.5 правил исчисления периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне не предусмотрены.

В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению Александровой отказано и предложено доработать недостающий стаж 7 месяцев 17 дней в должностях и учреждениях строго предусмотренных списком.

08.07.2010 г. Александрова Г.С. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Заинском районе и г.Заинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», отмене решения Управления ПФ РФ в Заинском районе и г.Заинске от 17.06.2010 г., включении в специальный трудовой стаж медицинской деятельности спорных периодов работы и возложении на ответчика обязанности назначить ей трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований Александрова указала, что в спорные периоды работы она занималась исключительно медицинской деятельностью, что дает ей право на льготное пенсионное обеспечение.

В судебном заседании Александрова свои исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что курсы повышения квалификации являлись для нее обязательными, входили в ее профессиональные обязанности. Во время повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок, начислялись страховые взносы.

Представитель ответчика Сычева Ю.А. иск не признала полностью и пояснила, что оценка пенсионных прав истицы произведена на основании действующего законодательства. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены в соответствующем перечне, и, в связи с этим, включены в специальный стаж быть не могут. Действительно за Александровой сохранялась заработная плата, начислялись страховые взносы, однако данных о том, что она повышала свою квалификацию полный рабочий день нет.

Заслушав объяснения истицы, представителя ответчика, суд находит иск Александровой обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно ст. 27 п. 1 п.п.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Принятая ответчиком к зачету медицинская деятельность Александровой составляет 29 лет 4 месяца 15 дней.

Из трудовой книжки истицы следует, что последняя работает в организации здравоохранения акушеркой, медицинской сестрой в терапевтическом отделении с данные изъяты года по настоящее время.

В силу ст.54 «Основ законодательства об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

На основании приказа МЗ РФ №286 от 19.12.94г. (ранее №990 от 21.10.74г., №460 от 29.04.81г., №418 от 13.07.89г.) «Об утверждении Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности» к занятию медицинской деятельностью допускаются лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и сертификат специалиста.

Из информационного письма Министерства Здравоохранения Республики Татарстан от 23.06.1997г. видно, что получение сертификата тесно увязывается с предварительным прохождением курса усовершенствования, дополнительного образования в образовательных учреждениях республики. В случаях, когда медицинский работник по каким-либо причинам не хочет получить в установленном порядке сертификат специалиста, он не имеет право работать на должностях, требующих сертификата. Его трудоустройство осуществляется на должности, не относящиеся к категории специалистов.

Пенсионный орган обосновывает свою позицию тем, что в эти периоды медицинские работники не выполняют норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, а по возвращении не отрабатывают эту норму в другой отрезок времени.

При этом не УПФР г.Заинска не принимается во внимание, что повышение квалификации является трудовой обязанностью работника, непосредственно связанной с их медицинской деятельностью.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Если в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Из выписок из приказов, справок, копий свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов известно, что Александрова Г.С. находилась на курсах повышения квалификации с 22.03.93г. по 30.04.93г., с 08.04.98г. по 08.05.98г., с 12.02.2008г. по 13.03.2008г. Периоды учебы были оплачены, с них производились отчисления в пенсионный фонд.

Поскольку судом установлено, что в указанные периоды истица находилась на учебе по направлению работодателя, ей начислялась установленная ставка заработной платы, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, отказ УПФР г.Заинска о включении данных периодов в льготный трудовой стаж не основан на законе.

Таким образом, решение УПФР в Заинском районе и г.Заинске от 17.06.2010 г. в части не включения спорных периодов работы в специальный стаж создает препятствия в осуществлении истицей своего права на пенсионное обеспечение, является незаконным и не действующим с момента его принятия (ст. 39 Конституции РФ, ст. 13 ГК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г. № 2).

Медицинская деятельность Александровой, дающая право на льготное пенсионное обеспечение с учетом периодов включенных ответчиком, составляет менее 25 лет, в связи с чем, в части обязания ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет с момента обращения в пенсионный фонд, необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Иск Александровой Г.С. удовлетворить частично.

Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Заинском районе и г.Заинске от 17 июня 2010 года об отказе Александровой Г.С. во включении в специальный трудовой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту периодов нахождения на курсах повышения квалификации, не законным и недействующим с момента его принятия.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Заинском районе и г.Заинске включить Александровой Г.С. в специальный трудовой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.03.93г. по 30.04.93г., с 08.04.98г. по 08.05.98г., с 12.02.2008г. по 13.03.2008г.

В остальной части исковых требований – отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ через суд, принявший решение, в течение десяти дней.

Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре.

Судья: