Гр.д. №2-598/11



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2011 года город Заинск Заинский городской суд Республики Татарстан

под председательством судьи Канафина М.М.,

при секретаре Горшковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заинского городского прокурора к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании нормативно-правового акта недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Заинский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором просил признать постановление руководителя исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ «О перечне организаций, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства и контроля в отношении муниципальных пассажирских перевозок» от 30.11.2010г. №3075 (далее Постановление) недействующим. Прокурор указал, что Заинской городской прокуратурой в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ изучено Постановление, которое противоречит требованиям п.3 ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона, статье 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и подлежит отмене. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования. Между тем, Уставом Заинского муниципального района РТ (с изменениями от 06.10.2010) органы местного самоуправления уполномоченные на осуществление муниципального контроля, их организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности не определены. В связи с этим, определение исполнительным комитетом Заинского муниципального района организаций, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства и контроля в отношении муниципальных пассажирских перевозок является незаконным. Таким образом, действие вышеназванного Постановления нарушают интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, так как является нормативно-правовым актом и в соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 8.01.2011 года на указанный нормативно-правовой акт Заинским городским прокурором принесен протест, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований прокурора отказано.

В судебном заседании прокурор Нуртдинов Л.А. заявленные требования поддержал в том же объеме и по тем же основаниям.

Представитель исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ К.С.Н. требования прокурора не признал, суду пояснил, что Муниципальное образование «Заинский муниципальный район» наделён статусом муниципального района в соответствии с Законом Республики Татарстан от 31.01.2005г.№23-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Заинский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе. В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами». В соответствии с п.1ст.34 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Органы местного самоуправления вправе определять и закреплять в Уставах органы муниципального контроля. В соответствии с Уставом Заинского муниципального района такими органами являются финансово-бюджетная палата, палата имущественных и земельных отношений, контрольно-счетная палата и исполнительный комитет. В полномочия Исполнительного комитета входит решение местных вопросов в части организации транспортного обслуживания населения, контроль за соблюдением утвержденных проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения, правил благоустройства и правил торговли. Исполнительный комитет реализует контрольные функции через свои отделы и управления. Для решения вышеуказанных вопросов местного значения Исполнительным комитетом Заинского муниципального района в Постановлении были определены организации, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства и контроля в отношении муниципальных пассажирских перевозок. Указанные в приложении к вышеуказанному постановлению организации являются структурными отделами Исполнительного комитета. Кроме того, положениями об отделах исполнительного комитета предусмотрено, что они осуществляют контроль в пределах своих функций и по отраслям. Также 18 января 2011 года на заседании Совета Заинского муниципального района был рассмотрен протест Заинской городской прокуратуры на Устав муниципального образования «Заинский муниципальный район» по вопросу определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля. Советом Заинского муниципального района вышеуказанный протест был отклонен. Обжалуемое постановление отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования и обеспечивает единообразное понимание и толкование правовых норм правоприменителем. Указанное постановление является законным, оснований для его отмены не имеется и постановление прямо вытекает из Устава. Устав Заинского муниципального района РТ проходил правовую экспертизу в Министерстве юстиции РТ, зарегистрирован. Согласно статьи 15 Устава проект Устава выносился на публичные слушания, а также направлялся Заинскому городскому прокурору, который не усмотрел в то время несоответствия антикоррупционному законодательству.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что доводы, представленные стороной ответчика, обоснованные, соответствуют требованиям Конституции РФ и закона, вследствие чего исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в том числе полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства по указанному основанию, влекущему признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Согласно пункту 18 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Постановлением за № 3075 от 30.11.2010 года утвержден перечень организаций, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства и контроля в отношении муниципальных пассажирских перевозок» (л.д.3).

В перечень организаций, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства и контроля в отношении муниципальных пассажирских перевозок входит: исполнительный комитет Заинского муниципального района; отдел архитектуры и градостроительства; отдел жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, энергетики связи и дорожного хозяйства; сектор по обеспечению населения услугами торговли и потребительскими услугами; муниципальное учреждение «Управляющая компания - Заинск» (л.д.4).

На указанное постановление прокурором г.Заинска РТ принесен протест на имя руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ с указанием тех же оснований, что и в исковом заявлении(л.д.5).

Исполнительным комитетом Заинского муниципального района РТ от 24.04.2011 года протест отклонен со ссылкой на Устав Заинского муниципального района (л.д.6).

Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 (настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, Постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П).

Согласно части 3 статьи 34 названного Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Согласно п.1 ст.6 Устава Заинского муниципального района РТ в структуру органов местного самоуправления Района входит Исполнительный комитет.

Согласно п.2 и п.3 ст.43 Устава в структуру исполнительного комитета Района входят руководитель исполнительного комитета, его заместители, отраслевые и территориальные органы Исполнительного комитета. Органы Исполнительного комитета района действуют на основании положений, утверждаемых советом района.

Согласно статьи 44 Устава исполнительный комитет в области транспорта создает условия для предоставления транспортных услуг населению и обеспечивает организацию транспортного обслуживания населения и др. Исполнительный комитет создает муниципальные предприятия и учреждения, определяет цели, условия и порядок их деятельности, утверждает их уставы, обеспечивает финансирование муниципальных учреждений, решает вопросы реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений и предприятий: заключает с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии района, содействует созданию на территории предприятий различных форм собственности в сфере обслуживания населения.

Вышеуказанные обстоятельства в части полномочий Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ конкретизированы в Положении об исполнительном комитете Заинского муниципального района РТ, утвержденном решением Совета Заинского муниципального района РТ от 31.10.2005г. №21.

В п.п. 4 и 5 Положения указаны полномочия исполнительного комитета в области строительства, транспорта, связи, одним из которых является: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального района в соответствии с законодательством (л.71 положения).

Согласно Положения (утвержденного решением Совета Заинского муниципального района РТ №113) отдел жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ контролирует организацию эксплуатации муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, транспорта; осуществляет контроль за подготовкой объектов жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта; в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за сохранностью жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, транспорта и др.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что контроль в сфере благоустройства и в отношении муниципальных пассажирских перевозок, имеют лишь уполномоченные на то организации.

Вышеизложенное конкретизировано в обжалованном прокурором постановлении руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ №3075 от 30.11.2010г.

Все, указанные в Перечне организации являются структурными подразделениями исполнительного комитета Заинского муниципального района, за исключением МУ «УК-Заинск», которое было ликвидировано постановлением руководителя исполнительного комитета Заинского муниципального района №2980 от 23.11.2010, то есть до вынесения обжалованного постановления, и в силу своего юридического статуса не может осуществлять муниципальный контроль в своей сфере со дня издания Постановления.

Оспариваемое Постановление является нормативным правовым актом, изданным в установленном порядке правомочным органом местного самоуправления, и устанавливает правовые нормы о перечне должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства и контроля в отношении муниципальных пассажирских перевозок. Постановление официально опубликовано в установленном порядке.

Поскольку обжалуемое постановление отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования и обеспечивает единообразное понимание и толкование правовых норм правоприменителем, оснований для удовлетворения иска прокурора не имеется. Устав Заинского муниципального района РТ в части, касающейся принятого исполкомом Постановления, также соответствует требованиям закона. В соответствии с требование ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", при принятии оспариваемого постановления каких-либо нарушений закона не было.

Руководствуясь статьями 251, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Заинского городского прокурора к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании нормативно-правового акта недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Заинский городской суд РТ.

Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре.

Судья М.М.Канафин

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2011 года

Судья М.М.Канафин