Адм. д. 12-35/11



РЕШЕНИЕ

30 марта 2011 г. г.Заинск РТ

Заинский городской суд Республики Татарстан

под председательством судьи Канафина М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чернова А.Н. на постановление судебного пристава-исполнителя Заинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ от 04.03.2011 года о наложении административного штрафа в соответствии со статьей 17.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судебного пристава-исполнителя Заинского РОСП УФССП по РТ от 04.03.2011 года в отношении главы МО «Багряжское сельское поселение» Заинского муниципального образования РТ Чернова А.Н. наложен штраф в размере 10000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.14 КоАП РФ, не принял мер по исполнению судебного решения, которым на муниципальное образование «Багряжского сельского поселения» была возложена обязанность привести в соответствии с требованиями природоохранного законодательства территорию свалки населенного пункта Средний Багряж Заинского района, а именно: получить заключение государственной экологической экспертизы, оформить проект размещения отходов, оформить санитарно-эпидемиологическое заключение, провести рекультивацию нарушенных земель.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Чернов А.Н. обратился с жалобой, указав, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям. Чернов А.Н. не является руководителем муниципального образования «Багряжского сельского поселения» по той причине, что данное образование в силу Закона РТ от 31 января 2005 года №23 ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Заинский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе» является административно-территориальной единицей и входит в состав муниципального образования «Заинский муниципальный район», юридическим лицом не является. Утверждение бюджета и отчета о его исполнении находится в компетенции Совета поселения, а Чернов, как глава поселения, является только распорядителем средств по расходам, предусмотренным в бюджете поселения на содержание и обеспечение деятельности Совета поселения. То есть Чернов не имеет возможности и прав как глава поселения использовать бюджетные средства поселения на цели, не предусмотренные правами, как главы поселения. Как руководитель исполнительного комитета поселения Чернов вправе распоряжаться средствами поселения только в соответствии с утвержденным бюджетом. Таким образом, для исполнения судебного решения Чернов не обладает правом самостоятельно распоряжаться средствами поселения, направлять их на нужды, не предусмотренные бюджетом. Право определять направление денежных средств на определенные цели принадлежит только коллегиальному органу-Совету поселения. Денежные средства, необходимые для исполнения указанных требований в бюджете Советом поселения не были предусмотрены. В том числе и в силу дотационности бюджета. Обращения в Финансово бюджетную палату района о выделении соответствующих средств остались без удовлетворения, за отсутствием таковых средств.

В судебном заседании глава Багряжского сельского поселения Заинского муниципального района ТР и руководитель исполнительного комитета Багряжского сельского поселения Заинского муниципального района РТ Чернов А.Н. жалобу поддержал по изложенным основаниям, предоставил для обозрения Устав поселения, где четко определены полномочия главы Поселения в статье 37 Устава, согласно которого глава поселения является распорядителем средств по расходам, предусмотренным в бюджете Поселения на содержание и обеспечение деятельности Совета Поселения. В статье 46 Устава Поселения указано, что руководитель Исполнительного комитета распоряжается средствами Поселения в соответствии с утвержденным бюджетом, открывает и закрывает бюджетные и иные счета Поселения в банковских учреждениях. Согласно Устава глава Поселения и руководитель Исполнительного комитета Поселения не обладают правом самостоятельно распоряжаться средствами поселения, направлять их на нужды, не предусмотренные бюджетом. Право определять направление денежных средств на определенные цели принадлежит только коллегиальному органу - Совету поселения. Денежные средства, необходимые для исполнения указанных требований в бюджете Советом поселения не были предусмотрены, в том числе и в силу дотационности бюджета.

Судебный пристав судебного пристава исполнителя Заинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ Тихонова Э.В. в судебном заседании жалобу Чернова А.Н. не признала, полагая, что в отношении Чернова А.Н. правомерно вынесено постановление о наложении штрафа, поскольку с его стороны имеется ряд нарушений по законодательству об исполнительном производстве.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, гражданское дело №2-601/08, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно пункта 13 постановления № 5 Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В силу п. 18 указанного постановления при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

В силу статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе.

В случае неисполнения должником указанных требований в установленный для добровольного исполнения срок с должника взыскивается исполнительский сбор (ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

По истечении срока, данного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель может применять меры принудительного исполнения и предъявлять должнику свои требования, связанные с принудительным исполнением (п.2 ст.68 Закона N229-ФЗ).

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях ( ст. 113 Закона N 229-ФЗ).

Частью 1 ст. 17.14 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.

Как видно из материалов дела решением Заинского городского суда РТ от 16 июля 2008 года по гражданскому делу 2-601/08 исковые требования прокурора к муниципальному образованию Багряжское сельское поселение Заинского муниципального района о приведении в соответствии с требованиями природоохранного законодательства территорию с требованиями природоохранного законодательства территории свалки удовлетворены. Судом определено обязать администрацию муниципального образования «Багряжское сельское поселение» привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства территорию свалки вблизи населенного пункта Средний Багряж - получить заключение государственной экологической экспертизы, оформить проект размещения отходов, оформить санитарно- эпидемиологическое заключение, произвести рекультивацию нарушенных земель.

Из материалов исполнительного производства, возбужденного судебным приставом исполнителем Заинского районного отдела судебных приставов, видно, что на основании постановления судебного пристава исполнителя Заинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ 03.04.2009 года возбуждено исполнительное производство в отношении должника: муниципального образования «Багряжское сельское поселение». Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней(ч. 12 ст. 30 ФЗ).

В рамках исполнительного производства по заявлению должника МО «Багряжское сельское поселение» судом предоставлялась отсрочка по исполнению данного решения суда до 1 марта 2010 года, судебный пристав исполнитель неоднократно предупреждал Чернова А.Н. об уголовной ответственности, предусмотренной ст.315 УК РФ. В то же время в материалах исполнительного производства имеются объяснения Чернова А.Н., аналогичные доводам, изложенным в жалобе, что сельское поселение является дотационным. Собственных доходов у поселения не имеется, решение в части произведения рекультивации нарушенных земель силами сельского поселения производится, о чем указано Черновым в своих объяснениях судебному приставу.

Как указано в статье 1 Устава Муниципальное образование «Багряжское сельское поселение» входит в состав Заинского муниципального района. Границы Поселения установлены Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 года №23-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Заинский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе».

Полномочия главы сельского поселения регламентированы Уставом поселения. Так согласно статьи 37 Устава Багряжского сельского поселения, глава поселения является распорядителем средств по расходам, предусмотренным в бюджете Поселения на содержание и обеспечение деятельности.

В статье 46 Устава Поселения указано, что руководитель Исполнительного комитета распоряжается средствами Поселения в соответствии с утвержденным бюджетом, открывает и закрывает бюджетные и иные счета Поселения в банковских учреждениях.

Согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно- он являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается в частности, посредством использования правовых механизмов (Постановление № 5-11 от 15 мая 2006 года Конституционного Суда Российской Федерации).

На запрос суда Финансово бюджетная палата Заинского муниципального района представила справку о том, что бюджет Багряжского сельского поселения Заинского муниципального района за 2009-2010 годы являлся дотационным. Так в 2009 году доля дотаций из бюджета Заинского муниципального района составила 75%, в 2010 году- 77%. В связи с тем, что бюджет Багряжского сельского поселения является дотационным, расходы на приведение несанкционированной свалки в соответствие требуемым нормам действующего законодательства не предусматривались. Из бюджета Заинского муниципального района денежные средства на приведение свалок в надлежащее состояние не выделялись.

Таким образом, на получение заключения государственной экологической экспертизы, оформление проекта размещения отходов, оформления санитарно- эпидемиологического заключения необходимы финансовые средства из бюджета, заложенные на финансирование вышеуказанных проектов.

В статье 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

Согласно статьи 4 Закона РТ от 31.01.2005 N 23-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Заинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" установлены границы территорий следующих муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования "Заинский муниципальный район", согласно карте-схеме и картографическому описанию границ, наделить их статусом сельского поселения и определить административные центры в том числе: Багряжское сельское поселение: село Средний Багряж (административный центр), села Верхний Багряж, Сарсаз-Багряж.

Данный закон действует в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и образует муниципальное образование "Заинский муниципальный район", устанавливает границы территории муниципального образования "Заинский муниципальный район" и входящих в его состав поселений, наделяет их соответствующим статусом.

Согласно статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. (ст. 36, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Исходя из изложенного следует, что у Чернова А.Н., как у главы Поселения и руководителя исполнительного комитета Поселения, реальная возможность выполнить решение суда отсутствовала по объективным причинам, в связи с отсутствием денежных средств на проведение мероприятий указанных судом в бюджете Поселения. Также в силу закона Чернов А.Н. не наделен полномочиями по формированию расходной части бюджета Поселения. Утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении в компетенции Совета Поселения.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что у Чернова А.Н. умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.14. КоАП РФ не имелось, а также его бездействие не образует состава данного административного правонарушения.

Кроме того, должником в соответствии с обжалованным постановлением судебного пристава-исполнителя является глава МО «Багряжское сельское поселение» Заинского муниципального образования РТ, однако Чернов А.Н. такую должность не занимает.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения. При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу, об отсутствии достаточных доказательств наличия события административного правонарушения, в следствии чего и на основании требований статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, жалоба Чернова А.Н. подлежит удовлетворению, обжалованное постановление судебного пристава-исполнителя отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Чернова А.Н. подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 30.1, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Жалобу Чернова А.Н. на постановление судебного пристава исполнителя Заинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ от 04.03.2011 о наложении административного штрафа в отношении Чернова А.Н. удовлетворить.

Постановление судебного пристава-исполнителя Заинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ от 04 марта 2011 года о наложении административного штрафа в отношении Чернова А.Н. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда, путем подачи жалобы через Заинский городской суд РТ.

Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре.

Судья: