ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
п. Заиграево 16 июня 2010 г.
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Алексеев Е.С. с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Заиграевского района РБ Бахутовой И.М.,
подсудимого Попова М.Г.,
защитника – адвоката Шустер Л.И., представившего удостоверение № 617 и ордер № 027045,
при секретаре Стуковой О.Б.,
а также потерпевшей П.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Попова М.Г., . . . . . . . . . . . . . . . . .
установил:
Попов М.Г. 24 марта 2010 г. в период с 18-19 часов, находясь в доме по адресу: п. Р. Заиграевского района, ул.Т., д.**, с целью причинения смерти Р.Н. на почве личной неприязни, в ходе ссоры, действуя умышленно, нанес не менее 9 ударов кулаками в область головы, грудной клетки и верхних конечностей Р.Н., после чего, схватив в правую руку кухонный нож, нанес ей 2 удара этим ножом в область передней поверхности грудной клетки и левого плеча, причинив своими преступными действиями Р.Н. следующие телесные повреждения: колото-резаное проникающее слепое ранение передней поверхности грудной клетки справа с повреждением 2-го ребра и верхней доли правого легкого, расценивающееся по своим свойствам как причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека; непроникающее колото-резаное ранение левого плеча, расценивающееся как повреждение, причинившее легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства не свыше 21 дня; кровоподтеки в лобной области слева, в левой параорбитальной области с переходом на щечную область и спинку носа, в носогубном треугольнике справа, на левой боковой поверхности грудной клетки, на внутренней поверхности левого предплечья, на тыльной поверхности левой кисти, на задней поверхности правого предплечья, 2 кровоизлияния на внутренней поверхности мягких тканей волосистой части головы, 2 кровоизлияния в височно-затылочной области слева и в области затылочного бугра, 2 кровоизлияния на слизистой оболочке верхней губы справа и нижней губы слева, которые по своим свойствам не расцениваются как причинившие вред здоровью человека.
24 марта 2010 г. через непродолжительное время Р.Н. скончалась в Р-ской участковой больнице от проникающего колото-резаного слепого ранения передней поверхности грудной клетки справа с повреждением 2 ребра и верхней доли правого легкого, сопровождавшегося обильной кровопотерей.
Подсудимый Попов М.Г. вину не признал и показал, что 24 марта 2010 г. около 18 часов, находясь в доме П.Л. он вышел на кухню, туда же прибежал его сын Д., который громко кричал и шумел. Он сказал сыну не шуметь. После этого на кухню пришла его бывшая сожительница Р.Н. и стала предъявлять ему претензии по поводу грубого отношения к сыну. Она запретила ему приближаться к сыну, стала вести себя агрессивно, нападала на него с кулаками, ударила один раз по голове кулаком правой руки, упрекала его в том, что он не избил П.Л., с которой у нее ранее был конфликт и ссора. Затем они схватились, он закрывался от ударов, откуда у потерпевшей ссадины и кровоподтеки, не знает, возможно, она причинила их сама, ударялась об дверной косяк и об стены. Ножом удары не наносил. Во время драки Р.Н. схватила большой нож, после этого он не помнит ничего, полагает, что она сама себе по неосторожности могла причинить ножевые ранения. Ранее данные показания не подтверждает, давал их в шоке в состоянии похмелья.
По ходатайству государственного обвинителя о существенных противоречиях, судом на основании ст. 276 УПК РФ оглашены показания Попова М.Г., полученные в ходе предварительного следствия.
Допрошенный в качестве обвиняемого 2 апреля 2010 г. Попов М.Г. показал, что 24 марта 2010 г. около 18 часов, находясь на Дне рождения П.Л., он пошел покурить на кухню. Вслед за ним прибежал его сын Д., он громко кричал и шумел. Он сделал ему замечание, в кухню зашла его сожительница Р.Н., которая стала предъявлять ему претензии в грубой форме: «Ты чего на сына кричишь?». Он ей ответил, что просто решил успокоить сына. Она сказала, что бы он вообще к сыну не приближался. После этого Р.Н. стала агрессивно себя вести, нападала на него, размахивала руками, ударила по голове один раз кулаком правой руки. Затем они схватились, он ее ударил кулаком правой руки в область лица слева, он был зол на нее, поскольку она его провоцировала, ударила его по голове. Он оттолкнул от себя Р.Н., схватил со стола кухонный нож в правую руку и ударил ее один раз в область груди. Нож держал лезвием от себя. Возможно он нанес ей еще один удар ножом в область левого плеча л.д.86-89).
Допрошенный в качестве обвиняемого 28 апреля 2010 г. Попов М.Г., подтвердив прежние показания, уточнил, что возможно он причинил Р.Н. кровоподтеки, кровоизлияний в области головы, конечностей, рану в области левого плеча. Он почти ничего не помнит, был пьян. У него самого повреждения в виде ссадин на лбу и левой кисти образовались, как он полагает, от того, что он закрывался руками от Р.Н., ссадины могли быть причиненный предметами, находящимися в доме, точно не помнит. Убивать Р.Н. не хотел, когда наносил ей удар ножом, не отдавал отчет своим действиям, все произошло очень быстро, он был достаточно сильно пьян. Пришел в себя только тогда, когда увидел Р.Н. на диване в крови л.д.93-96).
Оглашенные показания подсудимый Попов подтвердил и пояснил, что именно он наносил Р.Н. удары кулаками по лицу, в область головы, груди, другие части тела, она провоцировала его, оскорбляла нецензурной бранью, они дрались, он был зол, взял в руки нож и нанес ей удар в область грудной клетки - солнечного сплетения, но убивать не хотел, поскольку она была его женой, матерью его сына.
Вину в умышленном убийстве не признает, считает, что его действия подлежат квалификации по ст. 111 ч. 4 УК РФ.
Вина подсудимого подтверждается следующими доказательствами.
Потерпевшая П.Ф. показала, что погибшая Р.Н. приходилась ей дочерью. Ранее она проживала с Попова М.Г., у них имелся совместный ребенок - Д., которому ** года. 23 марта 2010 года Попов М. ушел из дома. Р.Н. сказала ей, что не будет более жить с Поповым М., так как он злоупотребляет спиртным. Со слов свидетелей знает, что 24 марта 2010 г. на праздновании Дня рождения П.Л., Р.Н. прорезал Попов М.. В совместной жизни Попов М. относился к Р.Н. плохо, обижал ее, пил, запирал дома.
Свидетель П.Л. показала, что 24 марта 2010 г. на праздновании ее Дня рождения около 17 часов Р.Н. сильно опьянела, вела себя агрессивно, хватала ее за волосы. Их разнял Попов М., но телесных повреждений у Р.Н. после этого не было. Затем, около 18 часов Попов и Р.Н. уединились на кухне, разговаривали. Остальные гости сидели за столом, выпивали, играла музыка. Примерно в это же время она и гостья Л.М. выходили на кухню покурить. Попов и Р.Н. мирно беседовали. Примерно через 20 минут она пошла на кухню и увидела, что Р.Н. сидит на стуле, наклонившись вперед. Она подошла к ней, приподняла ее туловище и увидела на одежде кровь, закричала, вызвала скорую помощь. Она раздела ее сверху и увидела, что в области грудной клетки посередине имеется рана, из которой бежала кровь, кроме этого у Р.Н. в области левого глаза набух синяк. Когда приехала «скорая помощь», Р.Н. была еще жива, а Попова она выгнала из дома.
Свидетель П.С. показал, что 24 марта 2010 г. около 17-18 часов он пришел на День рождения к П.Л. Из разговоров П.Л. и Р.Н. он понял, что между ними была ссора. Р.Н. за столом вела себя агрессивно, ударила Попова М.Г. по лицу, оскорбляла его. Попов вызвал такси, но Р.Н. уехать отказалась. Потом Р.Н. и Попов вышли на кухню дома и там разговаривали. Он и Попов сходили за водкой, выпили с ним в зале по рюмке и он сказал ему позвать Р.Н. за стол. Через некоторое время Л.М. и П.Л. ходили на кухню покурить, с их слов Р.Н. и Попов разговаривали, все вроде было нормально. Через некоторое время ближе 19 часам П.Л. вновь пошла на кухню и оттуда донесся ее крик. Он побежал на кухню и увидел, что на полу лежит Р.Н. и у нее бежит кровь. Попов М. был сильно пьян и просто махал головой. Он у него спросил: «Попов М., что ты натворил?». Попов М. просто махал головой в разные стороны, ему показалось, что он полностью не понимал, что случилось. Более никого в кухне дома кроме Попова и Р.Н. не было. Ножа в кухне не заметил.
Свидетель Л.М. показала, что 24 марта 2010 г. около 17-18 часов между Р.Н. и П.Л. произошла ссора. Девушки хватались друг друга за волосы и сцепились между собой, но ударов друг другу не наносили по телу. Попов М. их разнял и все успокоились. Они все вместе сели за стол в зале. В это время пришел П.С. и присоединился к ним. Между Поповым и Р.Н. за столом произошла ссора, по какой причине она не знает, но Р.Н. вела себя вызывающе, агрессивно, наносила Попову удары по лицу. Они решили спровадить Р.Н. домой. Попов вызвал такси, но Р.Н. ехать домой категорически отказалась. Потом все снова сели за стол. Р.Н. и Попов находились на кухне, каких-либо громких звуков оттуда не доносилось. Она и П.Л. пошли, покурили возле печки в кухне дома, Попов и Р.Н. разговаривали. Примерно через 20-30 минут П.Л. пошла в кухню дома и обнаружила, что у Р.Н. течет кровь. Она сразу крикнула, все прибежали и увидели, что Р.Н. скатывается с кресла и находится почти без сознания, у нее на одежде в области груди она заметила кровь. Ее перенесли на кровать, П.Л. задрала одежду наверх и увидела рану в области груди Р.Н. по центру и много крови. П.Л. вызвала скорую помощь и выгнала Попова из дома.
Свидетель В.Н. показала, что 24 марта 2010 г., находясь на Дне рождения у сестры П.Л. она видела, что между Р.Н. и П.Л. произошла ссора, потом их разняли. Р.Н. попытались отправить домой на такси, но она не захотела ехать. После этого она не помнит, что происходило в доме, она заснула. В один из моментов она проснулась и сходила в туалет. По дороге она заметила, как в кухне дома ругались Р.Н. и Попов, более там никого не было. Она прошла обратно в зал и заснула там. Проснулась она, когда приехали сотрудники милиции. От сестры она узнала, что Р.Н. поранил ножом Попов.
Свидетель С.Л.: знаю Попова около 8 лет, работали вместе в ООО *** Характеризует Попова положительно, как спокойного и ответственного работника, хорошего товарища. Спиртным он не злоупотреблял, пил только по праздникам, в состоянии алкогольного опьянения ложился спать, конфликтные ситуации не создавал. Его жена Р.Н. в состоянии алкогольного опьянения провоцировала Попова М. на ругань. Но при нем до драк между ними не доходило. Попов М. иногда уходил из семьи, по причине совместного проживания с ними матери Р.Н..
Судом исследованы и приняты в качестве доказательств виновности подсудимого Попова М.Г. следующие материалы уголовного дела.
Рапорт от 24.03.2010г., согласно которому 24 марта 2010 года в 19ч. 00 мин. в дежурную часть О. ПОМ поступило телефонное сообщение от фельдшера Р-ской участковой больницы К. о том, что в приемный покой доставлена Р.Н., **.**.** г.р. с диагнозом — колото-резаная рана грудной клетки слева л.д.9).
Протокол осмотра места происшествия от 24.03.2010 г., согласно которому в доме по адресу ул.Т., ** п.Р. Заиграевского района РБ, в кухне в 1 м. от печи обнаружена часть уголка гарнитура, со следами вещества бурого цвета, похожего на кровь, на полу кухни, возле стола обнаружены аналогичные пятна. Со стола в кухне дома изъят нож л.д. 11-12).
Протокол осмотра предметов от 01.04.2010г., согласно которому в помещении следственного отдела в присутствии понятых осмотрены предметы - нож и марлевый тампон (смыв) с веществом бурого цвета похожего на кровь, изъятые при осмотре места происшествия л.д.19-21).
Заключение эксперта № 611 от 27.04.2010г., согласно которому:
1. Смерть Р.Н. наступила от колото-резаного проникающего слепого ранения передней поверхности грудной клетки справа с повреждением 2-го ребра и верхней доли правого легкого, сопровождавшегося обильной кровопотерей, что подтверждают: наличие данного повреждения, правосторонний гемоторакс (1750мл.), островчатые трупные пятна, хорошо выраженное трупное окоченение, бледность кожных покровов, малокровие внутренних органов.
2. Учитывая развитие ранних трупных явлений (трупное окоченение хорошо выражено, трупные пятна при надавливании бледнеют и быстро восстанавливают свой цвет), давность наступления смерти составляет около 12-24 часов на момент исследования трупа в морге.
3. При исследовании трупа обнаружены следующие повреждения:
- колото-резаное проникающее слепое ранение передней поверхности грудной клетки справа с повреждением 2-го ребра и верхней доли правого легкого причинено в результате однократного воздействия колюще-режущего орудия и по своим свойствам расценивается как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Между данным повреждением и наступившей смертью имеется прямая причинная связь;
- непроникающая колото-резаная рана левого плеча причинена в результате однократного воздействия колюще-режущего орудия и по своим свойствам расценивается как повреждение, причинившее легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства менее 21 дня;
- кровоподтеки в лобной области слева, в левой параорбитальной области с переходом на щечную область и спинку носа, в носогубном треугольнике справа, на левой боковой поверхности грудной клетки, на внутренней поверхности левого предплечья, на тыльной поверхности левой кисти, на задней поверхности правого предплечья, кровоизлияния на внутренней поверхности мягких тканей волосистой части головы (2), височно-затылочной области слева и в области затылочного бугра, кровоизлияния (2) на слизистой оболочке верхней губы справа и нижней губы слева. Данные повреждения, учитывая их локализацию, причинены в результате не менее 9-ти воздействий твердого тупого предмета и по своим свойствам расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.
4. Все обнаруженные повреждения причинены прижизненно в относительно короткий промежуток времени незадолго до поступления в Онохойскую участковую больницу.
5. Потерпевшая могла совершать активные действия после получения колото-резаного ранения грудной клетки относительно короткий промежуток времени, пока нарастали явления кровопотери.
6. Причинение имеющихся повреждений самой потерпевшей, учитывая их характер и анатомическую локализацию, маловероятно.
7. Взаиморасположение потерпевшей и нападавшего в момент причинение повреждений могло быть любым, в котором доступны данные анатомические области л.д.25-29).
Заключение эксперта №1417 от 19.04.2010 г., согласно которому у Попова М.Г. имелись следующие повреждения: ссадины на лбу, на левой кисти. Вышеуказанные повреждения причинены в результате воздействия твердого тупого предмета. По своим свойствам расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека. По своей давности повреждения могут соответствовать сроку указанному в постановлении л.д.33).
Протокол получения образцов крови для сравнительного исследования у подозреваемого Попова М.Г. л.д.37-38).
Заключение эксперта №181 от 22.04.2010г., согласно которому потерпевшая Р.Н. и подозреваемый Попов М.Г. имеют одну групповую характеристику крови. В смыве и на ноже обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается как от Ревенгской, так и от подозреваемого Попова М.Г. л.д.41-44).
Оценив изложенные доказательства в совокупности, суд признает их достаточными и допустимыми, а вину подсудимого доказанной.
Вина Попова М.Г. в совершении инкриминируемого ему деяния подтверждена в судебном заседании не только его собственными показаниями, полученными в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, но и показаниями свидетелей, заключением судебных экспертиз и другими, исследованными судом, подробно изложенными в приговоре доказательствами.
Учитывая локализацию, механизм образования, степень тяжести причиненный Р.Н. телесного повреждения - колото-резаного проникающего ранения передней поверхности грудной клетки справа с повреждением 2-го ребра и верхней доли правого легкого, избранное орудие преступления, обладающее значительной разрушительной силой, наличие между Р.Н. и Поповым ссоры и личной неприязни, чувства злобы у Попова, количество, локализацию, механизм образования других, обнаруженных у Р.Н. телесных повреждений в области головы, и конечностей, причиненных ей подсудимым, в полной мере свидетельствуют о наличии у Попова прямого преступного умысла, направленного на причинение Р.Н. смерти, а первоначальные доводы подсудимого об отсутствии у него умысла на убийство Р.Н. суд считает надуманными с целью защиты от предъявленного обвинения.
Действия Попова М.Г. подлежат квалификации по ст. 105 ч. 1 УК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 377-ФЗ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Оснований для признания в действиях подсудимого необходимой обороны, либо убийства при превышении пределов необходимой обороны у суда не имеется, однако суд усматривает, что причиной совершения преступления стало аморальное поведение потерпевшей Р.Н., оскорблявшей Попова в присутствии других граждан и малолетних детей нецензурной бранью, ударившей его на почве алкогольного опьянения рукой в область головы.
При назначении наказания суд принимает во внимание положительные данные о личности подсудимого, смягчающие обстоятельства: наличие малолетнего ребенка, аморальное и противоправное поведение потерпевшей, явившее поводом для совершения преступления.
Вместе с тем, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного им особо тяжкого преступления, в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, считает необходимым определить Попову наказание в виде лишения свободы без дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
В соответствии со ст. 58 ч. 1 п. «в» УК РФ наказание Поповым подлежит отбытию в исправительной колонии строгого режима.
Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката Мурзина П.Ю., представлявшего интересы подсудимого на стадии предварительного следствия и в судебном заседании в размере 5370,84 руб., подлежат взысканию с осужденного Попова в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 304, 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Попова М.Г. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 377-ФЗ и назначить ему наказание в виде 8-восьми лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислять с 16 июня 2010 г.
Меру пресечения Попову М.Г. изменить, взять его под стражу в зале суда.
Вещественные доказательства по вступлению приговора в законную силу: нож и марлевый тампон, уничтожить; кроссовки, брюки, кофту, возвратить осужденному Попову М.Г.
Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката Мурзина П.Ю. из средств федерального бюджета в сумме 5370,84 руб., взыскать с осужденного Попова М.Г. в доход государства.
Приговор может быть обжалован в течение 10 суток со дня его провозглашения в кассационном порядке в Верховный суд Республики Бурятия, а осужденным Поповым М.Г., находящимся под стражей, в тот же срок со дня вручения копии приговора.
При подаче кассационной жалобы либо представления прокурора осужденный вправе в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Судья: Алексеев Е.С.
Определение Верховного суда Республики Бурятия от 2 сентября 2010 года приговор изменен:
«В вводной части приговора указать об участии в судебном заседании адвоката Мурзина П.Ю., вместо адвоката Шустер Л.И.В остальном приговор суда оставить без изменения, а кассационное представление и кассационную жалобу осужденного без удовлетворения».