РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Заиграево 13 сентября 2010 г.
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тугульдуровой И.Б.,
при секретаре Хабаргиной Е.В.,
с участием представителя заявителя Ананина В.И., представителей избирательной комиссии МО ГП «*» Зайковой Т.В. и Бурлаковой М.А., помощника прокурора Заиграевского района РБ Бобоевой С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ц. о признании незаконным постановления избирательной комиссии МО ГП «*» об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО ГП «*»,
УСТАНОВИЛ:
Ц. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии муниципального образования городского поселения «*» об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО ГП «*». Заявленные требования мотивированы тем, что избирательной комиссией нарушена процедура проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях. 21.08.2010г. кандидат передал в избирательную комиссию 11 подписных листов, содержащих 100 подписей, и был уведомлен о назначении проверки подписей на 25.08.2010г. По результатам проверки был составлен итоговый протокол, согласно которому признаны недостоверными 2 подписи, недействительными - 6. Оставшиеся 92 подписи достаточны для регистрации. 27.08.2010г. ему сообщили, что по результатам повторной проверки все подписи признаны недействительными. 28 августа 2010г. заявитель получил итоговые протоколы проверки от 25.08 и 27.08, незаверенную копию ведомости и акты проверки от 27.08, копию постановления об отказе в регистрации от 27.08.2010г. 30 августа 2010г. по вызову председателя комиссии заявитель вновь явился и получил копию постановления об отказе в регистрации, уже датированную 28.08.2009г. В п.7 ст.38 ФЗ изложены основания проведения повторной проверки подписных листов, которые у комиссии отсутствовали. Копия итогового протокола не позднее чем за двое суток до дня заседания комиссии передается кандидату, комиссией этот срок был нарушен. Незаверенные копии документов заявителем получены 28.08.2010г., после вынесения решения об отказе в регистрации. 25 августа комиссия проверила все подписи, а 27.08. – 99 из 100 подписей. О проведении проверки 27.08.2010г. заявитель не извещался, срок ее проведения был нарушен. Основной причиной для признания подписей недействительными послужило отсутствие в графе «адрес места жительства» наименования субъекта РФ, района. П.8 ст.37 ФЗ говорит о том, что «избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина». В паспортах граждан в штампе сведений о субъекте РФ и о районе нет. Отсутствие этих сведений в подписных листах не препятствует однозначному восприятию сведений о месте жительства избирателей. Другого населенного пункта в РФ под названием * нет. Участвуя в выборах депутатов представительного органа МО «**», заявитель аналогичным образом заполнял подписные листы.
В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя адвокат Ананин В.И. заявление поддержал. Комиссия по итогам проверки составила 2 протокола, значит, вторая проверка была повторной и проведена за пределами 5-дневного срока. Закон не содержит понятия дополнительной проверки. Принятие двух решений об отказе в регистрации кандидата недопустимо; проводя заседание 27.08, комиссия вынесла решение 28.08.2010г. В Интернете сайт «Почта России» не содержит сведений об ином населенном пункте *, кроме как в Республике Бурятия. Поэтому неуказание субъекта РФ не повлекло неоднозначного толкования адреса места жительства избирателей.
Представители избирательной комиссии МО ГП «*» не согласились с доводами заявления. Ц. участвовал при проведении обеих проверок, 25.08. он не стал получать копию итогового протокола, т.к. результат проверки ему был понятен. 27.08. Цынгуев явился, узнав о выявленных недостатках в подписных листах, оскорбил членов комиссии и, не дождавшись окончания заседания, удалился. 28.08.2010г. было вынесено постановление об отказе в регистрации кандидата, ошибочно датированное 27.08.2010г. 28 августа 2010г. Ц. получил копию постановления с неверной датой, а 29.08.2010г. получил исправленное постановление. Копии документов заявителю также вручались. Поскольку вторая проверка подписей была проведена до принятия решения об отказе в регистрации, ее нельзя считать повторной. Комиссия должна провести проверку в течение 5 дней, а принять решение в течение 7 дней. В течение 2 дней до истечения срока принятия решения комиссия может проверять порядок выдвижения кандидата. Причиной исключения всех подписей является отсутствие наименования субъекта РФ в адресах избирателей, что прямо предусмотрено законом. Кроме того, имелись и иные основания (отсутствие населенного пункта, паспортных данных, адреса места жительства лица, заверяющего подписной лист).
Прокурором Бобоевой С.Р. дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы. Основания для отказа в регистрации были выявлены комиссией в результате повторной проверки. Срок проведения проверки был соблюден, законодательство не запрещает проводить дополнительную, а не повторную проверку. Закон не возлагает обязанности проверять, имеется ли в РФ населенный пункт с аналогичным названием, поэтому адрес должен толковаться однозначно. Несоблюдение срока вручения кандидату копий документов не является безусловным основанием отмены решения комиссии. Согласно пп.1 ст.38 ФЗ внесение исправлений и изменений в подписные листы не допускается, поэтому, не выдав своевременно копии документов Ц., комиссия не нарушила его права.
Заслушав мнение участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно ст.7.1 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в РБ» если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в Федеральном законе N 67-ФЗ количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
В свою очередь ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» содержит ссылку на законы субъектов РФ, которые должны определять порядок проведения проверки, в т.ч. и ее срок (п.3 ст.38).
Согласно п.1 ст.25.1 Закона Республики Бурятия избирательная комиссия муниципального образования в течение 5 дней со дня принятия документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах.
Применяя приведенные нормы закона, суд полагает, что последним днем, в течение которого комиссия могла проводить проверку, является 27 августа 2010г.
Как следует из актов проверки подписных листов, ведомостей проверки, итоговых протоколов, избирательная комиссия дважды проводила проверку подписных листов, представленных Ц., - 25 и 27 августа 2010г. Однако, по мнению суда, проверка от 27 августа 2010г. не является повторной в том смысле, который заложен п.7 ст.38 ФЗ и п.10 ст.25.1 Закона РБ, т.к. решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата до этого дня не принималось.
Таким образом, срок проверки подписных листов избирательной комиссией был соблюден.
Составление по окончании проверки 25 августа 2010г. итогового протокола не означает, что избирательная комиссия была не вправе проводить проверку после этой даты, т.к. законодательство связывает окончание проверки только определенным сроком.
Пунктом 44 ст.5 ФЗ недействительной подписью признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. Пунктом 8 ст.25.1 Закона РБ установлено, что недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; все подписи избирателей в подписном листе в случаях, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.
Согласно п.8 ст.37 ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Форма подписного листа установлена приложением № 4 к Закону РБ (п.6 ст.25). Данное приложение предусматривает внесение в подписной лист данных об адресе места жительства избирателей, даты выдачи паспорта, а также адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей.
Адресом места жительства является адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.5 ст.2 ФЗ и п.4 ст.3 Закона РБ).
В нарушение приведенных норм закона в подписных листах №№ 1-11 отсутствуют полные адреса места жительства избирателей (наименование субъекта РФ). Суд полагает, что данное нарушение приведенных норм является существенным, т.к. п.* не обладает идентификационными признаками, позволяющими безусловно отнести его к определенному субъекту РФ.
Кроме того, во всех подписных листах отсутствуют сведения об адресе места жительства лица, заверяющего подписной лист, в листах 1,4,9 в адресах избирателей отсутствует какой-либо населенных пункт (всего 20 подписей), в строках листов 1,8 не указаны даты выдачи паспорта избирателям.
С учетом того, что для регистрации кандидата требовалось не менее 91 подписи, как все выявленные основания, так и каждое в отдельности являлись достаточными для принятия решения об отказе в регистрации.
Довод заявителя о принятии аналогично оформленных подписных листов иной избирательной комиссией несостоятелен, т.к. в данном случае суд рассматривает вопрос о законности действий и решений избирательной комиссии МО ГП «*».
Не нашел подтверждения довод о неполной проверке подписей, т.к. акты и ведомости проверки свидетельствуют об обратном.
При рассмотрении дела установлено, что комиссией Ц. выдано два постановления об отказе в регистрации, датированными разными числами. Как пояснили представители комиссии, решение принималось один раз, датирование постановления 27 августа является ошибочным. Данные пояснения не опровергнуты заявителем и подтверждаются протоколом заседания от 27.08.2010г., на котором члены комиссии отложили принятие постановления на следующий день. Законом не запрещается принятие решение в таком порядке при условии соблюдения срока его принятия. Постановление от 28 августа 2010г. вынесено комиссией в пределах 7-дневного срока, установленного п.17 ст.26 Закона РБ. Суд также принимает во внимание, что постановления идентичны по содержанию и имеют один и тот же смысл.
Утверждение заявителя о том, что он не извещался о дате заседания комиссии, опровергается протоколом заседания от 27.08.2010г., согласно которому Ц. присутствовал.
Пунктом 7 ст.38 ФЗ установлены сроки, в течение которых кандидату должны быть вручены копия итогового протокола и иных документов проверки. Как установлено, проверка подписных листов проведена комиссией 27 августа 2010г., решение об отказе в регистрации кандидата принято 28 августа 2010г. При таких обстоятельствах срок, не позднее которого кандидат должен получить документы, уже был нарушен, но комиссии в любом случае надлежало вручить кандидату заверенные копии 27.08.2010г. Однако заявитель не указывает, какой возможности он лишился в результате вручения ему незаверенных копий с нарушенным сроком, и суд считает, что такие действия комиссии не повлекли значительных последствий и не являются безусловным основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-197,259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ц. о признании незаконным постановления избирательной комиссии МО ГП «*» об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО ГП «*», обязании зарегистрировать в качестве кандидата на должность главы МО ГП «*» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение
5 дней со дня его принятия.
Судья И.Б. Тугульдурова