РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2010 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тугульдуровой И.Б.,
при секретаре Хабаргиной Е.В.,
с участием представителя М. Чижовой А.В., председателя избирательной комиссии МО ГП «*» Зайковой Т.В., специалиста ОВД по Заиграевскому району Неделяева Р.Н., помощника прокурора Заиграевского района РБ Андреевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании незаконными действий и постановления избирательной комиссии МО ГП «*» об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО ГП «*», обязании зарегистрировать в качестве кандидата, вынесении частного определения специалисту ОВД по Заиграевскому району,
УСТАНОВИЛ:
М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий и постановления избирательной комиссии муниципального образования городского поселения «*» № * от 24.08.2010 г. об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО ГП «*». Заявленные требования мотивированы тем, что избирательной комиссией нарушена процедура проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях. Согласно п.1 ст.25.1 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» избирательная комиссия в течение 5 дней со дня принятия документов проводит проверку вышеуказанных сведений. Проверка должна была проводиться с 17.08.2010г. – с момента подачи документов М. Заседание комиссии состоялось на шестой день после принятия документов без приглашения кандидата и его доверенного лица. Эксперт Заиграевского РОВД, приглашенный для проверки достоверности подписей, должен был дать заключение так же в течение 5 дней со дня подачи документов, однако справка об исследовании была представлена в комиссию 24.08.2010г., в день вручения М. постановления об отказе в регистрации. В силу п.3 ст.25.1 Закона проверке подлежали не менее 20% от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи. Подписи для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки. В нарушение данной нормы жребий не проводился, о чем свидетельствует отсутствие протокола. Согласно п.4 ст.25.1 Закона если количество подписей не превышает 1000, а также в случае, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проверке подлежат все представленные подписи. Поскольку заседание комиссии по проверке подписей проводилось 22 августа 2010г. без заключения эксперта о достоверности подписей и комиссией не проводила выборку подписей, оснований для проверки всех подписей не имелось. Извещение о выявленных недостатках, предоставленных для выдвижения и регистрации кандидата, является необоснованным, т.к. на тот момент заключение эксперта отсутствовало. Согласно п.10 ст.25.1 копия итогового протокола, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми, передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В нарушение данного требования копия протокола вручена М. в день вручения постановления об отказе в регистрации – 24.08.2010г. Специалист Неделяев Р.Н. дал не соответствующее действительности заключение о том, что строки 1-10 подписных листов 3,4 заполнены М. Указанными действиями и решением избирательной комиссии и специалиста ОВД нарушено право М. быть кандидатом на пост главы поселения.
М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть заявление с участием ее представителя.
Представитель М. Чижова А.В. доводы жалобы поддержала. Если специалист ОВД Неделяев допустил ошибку в одном выводе, значит, его заключение недостоверно в целом. Подписные листы 3 и 4 были заполнены Чижовой и ею же заверены, соответственно, нарушений закона в этой части не допущено. Вручив М. извещение о недостатках подписных листов в 17.10 22.08.2010г. за 30 минут до окончания приема документов на выдвижение кандидатов, избирательная комиссия лишила М. возможности участвовать в выборах. Нарушение комиссией процедуры проверки, установленной законом, влечет незаконность решения об отказе в регистрации.
Председатель избирательной комиссии МО ГП «*» Зайкова Т.В. и секретарь комиссии Б. возражали против доводов жалобы. Документы М. были сданы 17 августа 2010г. в 17.45. 5-дневный срок принятия решения следует исчислять со следующего дня, т.е. комиссия должна была принять решение 22 августа 2010г. 22 августа М. по телефону была приглашена на заседание комиссии, где ей вручили извещение о выявленных недостатках в подписных листах. Таким недостатком являлось заполнение подписного листа № * посторонним лицом В.. М. согласилась с выявленным недостатком и выразила намерение представить новые документы. Таким образом, по состоянию на 22 августа 2010г. достоверными подписями было признано 89, недействительными – 10. Поскольку для регистрации нужно было представить минимум 91 подпись, данный факт уже мог являться основанием для отказа в регистрации, однако для выяснения того, собственноручно ли избирателями внесены даты подписей, подписные листы были направлены на экспертизу в ОВД. 24 августа 2010г. М. вручили постановление об отказе в регистрации и иные документы. Во всех подписных листах, представленных М., адреса избирателей были внесены без указания субъекта РФ, что является безусловным основанием для признания подписей недействительными, однако данное нарушение не было указано комиссией в ведомости.
Специалист ОВД по Заиграевскому району Неделяев Р.Н. суду пояснил, что при исследовании подписных листов за образец почерка М. были приняты заполненные верхние графы подписных листов, поэтому он сделал вывод, что подписные листы 3-4 строки 1-10 заполнены М., а заверены Чижовой А.В. Листы были представлены на исследование 23 августа 2010г., справка им была составлена 24 августа 2010г.
Прокурор Андреева Н.П. полагала необходимым отказать в удовлетворении жалобы. Нарушение срока вручения кандидату итогового протокола не является основанием для признания решения комиссии незаконным, проверке подлежали все подписи, т.к. число представленных подписей составляло менее 1000. Кандидат извещался о заседании и присутствовал на нем.
Заслушав мнение участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно п.1 ст.25.1 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в РБ» избирательная комиссия муниципального образования в течение 5 дней со дня принятия документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах.
Согласно ст.7.1 если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в Федеральном законе N 67-ФЗ количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Применяя приведенные нормы закона, суд полагает, что последним днем, в течение которого комиссия могла проводить проверку, является 23 августа 2010г.
Как следует из протокола заседания избирательной комиссии, 22 августа 2010г. М. было вручено извещение о недостатках, выявленных в подписном листе № *. По результатам проверки недействительными были признаны 10 подписей из 99. Правомерность выявления данного недостатка (заполнение подписного листа посторонним лицом) М. не оспаривалось, не поступило возражений по этому поводу и от представителя кандидата в судебном заседании.
Если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществляющего сбор подписей, недействительными признаются все подписи в подписном листе (пп.8 п.8 ст.25.1 Закона).
Требования к количеству подписей, необходимых для регистрации кандидата, изложены в п.2 ст.25 Закона. К М. было предъявлено требование о предоставлении не менее 91 подписи. Данное обстоятельство бесспорно, а потому не подвергнуто судом дополнительной проверке.
Таким образом, М. было представлено недостаточное количество подписей и по результатам проверки, проведенной в рамках 5-дневного срока, комиссия уже располагала достаточными основаниями для отказа в регистрации кандидата. Поэтому проведение проверки с привлечением специалиста по истечении указанного срока не повлияло на законность решения комиссии.
Заявляя о безосновательно полной проверке представленных подписей, М. ссылается на п.3 ст.25.1 Закона о том, что проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи; подписи для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
Однако в данном случае избирательная комиссия обоснованно применила положения п.4 этой же статьи: «Если количество подписей не превышает 1000, а также в случае, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проверке подлежат все представленные подписи». Очевидно, что законодателем изложены два самостоятельных основания для полной проверки подписей. Поскольку количество представленных М. подписей не превышало 1000, все из них подлежали проверке.
Как указано в п.1.1 ст.26 Закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
По мнению суда, извещение М. за 2 дня до заседания комиссии не является существенным нарушением процедуры регистрации кандидата, влекущем незаконность принятого решения об отказе в регистрации, т.к. М. тем самым не была лишена возможности предоставления новых документов. Нарушение срока вручения кандидату итогового протокола о результатах проверки подписных листов также не является безусловным основанием для отмены решения при том, что основания отказа в регистрации кандидата (п.«д» п.20 ст.26 Закона) нашли подтверждение.
Рассматривая требование заявителя о направлении частного определения в адрес специалиста ОВД по Заиграевскому району, суд также не находит оснований для этого. Согласно ст.226 Гражданского процессуального кодекса РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах. Как установлено в судебном заседании, причиной ошибочного вывода специалиста послужило его неправильное информирование о принадлежности образца почерка, а не нарушение им требований к проведению исследования. Кроме того, признание подписей недостоверными на основании заключения эксперта - это право, но не обязанность комиссии (п.1 ст.25.1), и суд принял во внимание самостоятельные выводы комиссии.
Руководствуясь ст.ст. 194-197,259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление М. о признании незаконными действий и постановления избирательной комиссии МО ГП «*» об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО ГП «*», обязании зарегистрировать в качестве кандидата на должность главы МО ГП «*», вынесении частного определения специалисту ОВД по Заиграевскому району оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 5 дней со дня его принятия.
Судья И.Б. Тугульдурова