РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2011 г. п. Заиграево Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тютриной С.Н., при секретаре Найдановой Э.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Мункуеву Ц.Ц. о приостановлении деятельности по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины, УСТАНОВИЛ: Обращаясь с иском в суд, прокурор просил приостановить деятельность ИП Мункуева Ц.Ц. по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины на земельном участке, расположенном в с==, до устранений выявленных нарушений законодательства. Иск мотивирован тем, что деятельность ответчика по переработке древесины осуществляется на 3-х лесопильных станках, которые являются источниками воздействия вредных производственных факторов (шума, древесной пыли) на среду обитания и здоровье человека, атмосферный воздух. Земельный участок, на котором расположен указанный Пункт, используется ИП Мункуевым Ц.Ц. без правоустанавливающих документов на землю, что является нарушением земельного законодательства, согласно которому права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу у ИП Мункуева Ц.Ц. не имеется, что является нарушением Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997г. №15, положений ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №14 от 17 мая 2001г.; в нарушение Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» № 1035-IV от 07.10.2009г. пункт приема и отгрузки древесины, принадлежащий ИП Мункуеву Ц.Ц., не поставлен на учет в Республиканском агентстве лесного хозяйства, соответственно, не имеется свидетельства о постановке на учет. Таким образом, деятельность ИП Мункуева Ц.Ц. по приему, хранению, переработке, отгрузке и реализации древесины на указанном земельном участке осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле. В соответствии с ч.2 ст. 24 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно ст. 56 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований, предусмотренных главой 7, деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В судебном заседании помощник прокурора Заиграевского района РБ Красикова О.П. иск и доводы в его обоснование поддержала в полном объеме. Ответчик ИП Мункуев Ц.Ц. иск признал в полном объеме, суду пояснил, что деятельностью по приему, переработке, отгрузке и реализации древесины на указанном производстве он занимается с ---- года. Земельный участок, на котором расположен Пункт, принадлежит муниципальному образованию, в настоящее время правоустанавливающих документов на данный земельный участок у него не имеется, в связи с чем, РАЛХ ему отказало в постановке на учет; санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу отсутствует, так как фактически станки не работают, и деятельность по переработке древесины не осуществляется. В настоящее время заказал проект данного заключения. Представитель Заиграевского отделения филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в Хоринском районе» Г. суду пояснила, что ответчик, как индивидуальный предприниматель, занимающийся деятельностью по приему, переработке, отгрузке и реализации древесины, должен получить от Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу. Проект разрабатывают организации, имеющие лицензии на проведение подобных экспертиз. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к отказу в иске. Индивидуальный предприниматель Мункуев Ц.Ц. осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации серии * № * за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя № * от дд.мм.гг. Объяснением ответчика в судебном заседании установлено, что деятельностью по приему, переработке, отгрузке и реализации древесины на указанном производстве он занимается с ---- года. Земельный участок, на котором расположен Пункт, принадлежит муниципальному образованию, в настоящее время правоустанавливающих документов на данный земельный участок у него не имеется. Из информации Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Хоринском районе №* от дд.мм.гг. следует, что санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу у ИП Мункуева Ц.Ц. не имеется. Пункт приема и отгрузки древесины, принадлежащий ИП Мункуеву Ц.Ц., не поставлен на учет в Республиканском агентстве лесного хозяйства, и свидетельства о постановке на учет не имеется. Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав. Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными. Согласно п. 1.2.1. Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997г. №15 деревообрабатывающие производства характеризуются наличием следующих опасных и вредных производственных факторов: повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума на рабочем месте, повышенный уровень вибрации. В соответствии с п. 8.7.1. вышеуказанных Правил технологические процессы (работы) деревообработки должны быть организованы в соответствии с требованиями стандартов ССБТ, настоящих правил, санитарных правил организации технологических процессов и с гигиеническими требованиями к производственному оборудованию, а также требованиями природоохранительного законодательства. Согласно п. 8.7.8. процессы деревообработки должны быть организованы так, чтобы загрязнение почвы древесными отходами производства, водоемов сточными водами и воздуха выбросами в атмосферу вредных газопаровых смесей и пыли не превышало предельно-допустимых концентраций. Кроме того, на основании ст. 20 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Индивидуальные предприниматели в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. На основании п. 2.1. Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Согласно п. 3.2.4 Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №14 от 17 мая 2001 года по представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиеническим нормативам. В соответствии с п. 4.2.1. вышеуказанных Санитарных правил предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» № 1035-1V от 07.10.2009г. пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным Правительством Республики Бурятия. Порядок постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины утверждается Правительством Республики Бурятия. На основании п. 2 Порядка постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия № 327 от 05.08.2010г. Республиканское агентство лесного хозяйства является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обеспечивающим постановку на учет пунктов (далее - уполномоченный орган). Согласно п. 3 вышеуказанного Порядка постановка на учет пунктов, действующих на момент утверждения настоящего Порядка, осуществляется в течение тридцати календарных дней, следующих после дня вступления в силу постановления Правительства Республики Бурятия об утверждении настоящего Порядка. Вновь созданные пункты начинают свою деятельность после обязательной постановки на учет пунктов уполномоченным органом. Согласно п. 11 Порядка в случае принятия решения о постановке пункта на учет уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю Свидетельство о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины по форме согласно приложению №2. Таким образом, судом установлено, что деятельность ответчика по приему, хранению, переработке, отгрузке и реализации древесины на земельном участке по адресу: ==, осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле. Основными принципами законодательства в области охраны атмосферного воздуха, согласно ст. 3 ФЗ №96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека. Основными принципами охраны окружающей среды, перечень которых приведен в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Деятельностью ИП Мункуева Ц.Ц. нарушается установленное Конституцией РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, индивидуальный предприниматель Мункуев Ц.Ц. при осуществлении деятельности, вытекающей из экологических отношений, нарушает требования законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле, следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушает интересы Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 24 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно ст. 56 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований, предусмотренных главой 7, деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Таким образом, учитывая изложенные требования действующего законодательства и обстоятельства данного дела, суд считает необходимым приостановить деятельность ответчика по приему, переработке, отгрузке и реализации древесины на указанном земельном участке до устранения выявленных нарушений законодательства Ответчик ИП Мункуев Ц.Ц. иск признал полностью, о чем свидетельствует представленное суду заявление. Последствия признания иска судом ему разъяснены. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Заиграевского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Мункуева Ц.Ц. по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины на земельном участке, расположенном в ==, до устранений выявленных нарушений законодательства. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Заиграевский районный суд. Судья С.Н. Тютрина.