решение от 12.07.2011г. по иску прокурора Заиграевского района РБ в защиту интересов неопр.круга лиц к АМО СП `Илькинское` и РАЛХ о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2011г.                                                                                                         п. Заиграево

Заиграевский районный суд Республики Бурятии в составе: председательствующего судьи Тютриной С.Н., с участием помощника прокурора Заиграевского района РБ Красиковой О.П., при секретаре Найдановой Э.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Илькинское» и Республиканскому агентству лесного хозяйства о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд в интересах неопределённого круга лиц, прокурор Заиграевского района РБ просил обязать администрацию МО СП «Илькинское» и Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - РАЛХ) ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале №* *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на общей площади около * га, расположенную около * метров в южном направлении от п.*. Иск мотивирован тем, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления на территории МО СП «Илькинское» установлено, что органом местного самоуправления МО СП «Илькинское» и РАЛХ не приняты меры, направленные на ликвидацию расположенной в границах сельского поселения на территории лесного фонда *-ого лесничества несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов, складированных навалом.

Согласно ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

- организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

Согласно п. 1.1. Положения «О Республиканском агентстве лесного хозяйства», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007 №13, Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по оказанию государственныхуслуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений (далее - установленная сфера).

В соответствии с п. 3.1.5 указанного Положения Агентство в установленной сфере деятельности:

- организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от ЧС природного и техногенного характера.

Согласно п. 9 ст. 28 Устава МО СП «Илькинское» Заиграевского района Республики Бурятия администрация поселения под руководством Главы поселения участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечений благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В ст. 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Статьей 7 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные требования предусмотрены ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства».

Согласно требованиям ст. 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан» (далее - Закон) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья человека и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления

обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений, а также создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения осуществляют органы местного самоуправления.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 17 ст. 2 Устава МО СП «Илькинское», к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора.

В случае возникновения пожара на данной свалке существует реальная угроза его перехода на лесной фонд и близлежащий населенный пункт - п.*, расположенный в * метрах от указанного участка лесного фонда, а также антисанитарное состояние наличие свалки нарушает права граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду, сказывается флоре и фауне. Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера закреплено в ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Заиграевский район».

В судебном заседании помощник прокурора Красикова О.П. иск и доводы в его обоснование поддержала, пояснив также, что прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц в целях защиты их конституционных прав на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, наличие несанкционированных свалок нарушает законные интересы и права неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории муниципального образования и способствует возникновению чрезвычайных ситуаций в сфере экологической и пожарной безопасности, распространения инфекционных заболеваний, иным тяжким последствиям. Несанкционированная свалка возникла недавно, находится недалеко от санкционированной свалки.

Представитель ответчика - администрации МО СП «Илькинское» - Желудкова В.Ф., иск признала частично, суду пояснила, что указанная свалка является несанкционированной, находится на территории поселения, на землях лесного фонда; на несанкционированной свалке находится бытовой мусор, складированный населением п.*. В метрах в 500-х от несанкционированной свалки находится санкционированная свалка, которая заполнена на 1/3. Администрация поселения согласна ликвидировать свалку совместно с РАЛХ.

Представитель ответчика - РАЛХ - Кривобокова иск не признала, суду пояснила, что Республиканское Агентство является ненадлежащим ответчиком. Полномочия по очистке, уборке отходов производства и потребления не предусмотрены Положением о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007г., не наделяет РАЛХ указанными полномочиями и Лесной кодекс РФ. В силу ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления районов относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах не включают в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления. Выделение средств субвенций на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления федеральным бюджетом органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в области лесных отношений, не предусмотрено.

Представитель ответчика - администрации МО «Заиграевский район» РБ - Базарон Ч.В. иск не признал, суду пояснил, администрация МО «Заиграевский район» не является надлежащим ответчиком по делу. Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; РАЛХ осуществляет полномочия по защите лесов; санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления районов относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на территории МО СП «Илькинское» имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Свалка расположена на землях лесного фонда, в защитных лесах, в квартале №* *-ого участкового лесничества *-ого лесничества, в * метров в южном направлении от с.*, на общей площади около * га. При этом, под размещение полигона твердых бытовых отходов администрации МО СП «Илькинское» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью * кв.м., расположенный по адресу: ==, что подтверждается постановлением администрации МО «Заиграевский район» от дд.мм.гг.*, свидетельством о государственной регистрации права серии *.

Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам администрации района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статья 3 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В результате ненадлежащего исполнения полномочий, установленных п.п.18 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией поселения, образовалась данная несанкционированная свалка.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывозы бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом вышеуказанного, суд считает, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на МО СП «Илькинское», так как именно на него вышеизложенными требованиями закона возложена обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и именно в результате его бездействия образовалась несанкционированная свалка. Суд считает необходимым отказать в иске прокурора к РАЛХ в связи с тем, что в соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право осуществлять определенные полномочия в отношении лесного фонда приобретают субъекты РФ. В то же время РАЛХ является уполномоченным органом в сфере использования, охраны, защиты воспроизводства лесов на территории республики, функциями которого, в том числе, является осуществление государственного лесного контроля и надзора в форме проверок в соответствии с планами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В случаях выявления или получения информации о возникновении ситуаций, последствия которых могут непосредственно причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде и т.п., уполномоченный орган обязан провести внеплановые мероприятия по осуществлению государственного контроля. Ст. 55 Лесного кодекса РФ и Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г., предусматривают, что санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах не включают в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления, в том числе бытовые отходы от населения. Также у суда не имеется оснований для возложении обязанности на администрацию МО «Заиграевский район» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории МО СП «Илькинское», так как вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым определить срок для устранения недостатков до дд.мм.гг. Указанный срок является разумным, достаточным для решения вопросов, связанных с ликвидацией свалки.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО СП «Илькинское» в срок до дд.мм.гг. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале №* *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на общей площади около * га.

В удовлетворении исковых требований к администрации МО «Заиграевский район» РБ и Республиканскому агентству лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РБ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья                                                                                                  С.Н. Тютрина.