решение от 27.07.2011г. по иску прокурора Заиграевского района РБ в защиту интересов неопр.круга лиц к АМО ГП `Поселок Заиграево`, РАЛХ, АМО `Заиграевский район` РБ о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2011г.                                                                                                         п. Заиграево

Заиграевский районный суд Республики Бурятии в составе: председательствующего судьи Тютриной С.Н., с участием помощника прокурора Заиграевского района РБ Красиковой О.П., при секретаре Раднаевй В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Заиграево», Республиканскому агентству лесного хозяйства, администрации МО «Заиграевский район» о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд в интересах неопределённого круга лиц, прокурор Заиграевского района РБ просил обязать администрацию МО ГП «Поселок Заиграево» и Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - РАЛХ) ликвидировать две несанкционированные свалки, расположенные в кварталах * *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на общей площади около * га, на расстоянии около * метров в северном направлении от п.* и в квартале № * *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на общей площади около * га, на расстоянии около * м. в северном направлении от п. *. Иск мотивирован тем, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления на территории МО ГП «Поселок Заиграево» установлено, что органом местного самоуправления МО ГП «Поселок Заиграево» и РАЛХ не приняты меры, направленные на ликвидацию расположенных в границах городского поселения на территории лесного фонда *-ого лесничества 2 несанкционированных свалок бытовых отходов, складированных навалом.

Согласно ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

- организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

Согласно п. 1.1. Положения «О Республиканском агентстве лесного хозяйства», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007 №13, Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по оказанию государственныхуслуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений (далее - установленная сфера).

В соответствии с п. 3.1.5 указанного Положения Агентство в установленной сфере деятельности:

- организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от ЧС природного и техногенного характера.

Согласно п. 9 ст. 28 Устава МО ГП «Поселок Заиграево» Заиграевского района Республики Бурятия администрация поселения под руководством Главы поселения участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечений благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В ст. 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Статьей 7 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные требования предусмотрены ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства».

Согласно требованиям ст. 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан» (далее - Закон) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья человека и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений, а также создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения осуществляют органы местного самоуправления.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 17 ст. 2 Устава МО ГП «Поселок Заиграево», к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера закреплено в ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, несанкционированные свалки, образовавшиеся в границах поселения в лесном фонде до настоящего времени не ликвидированы, их антисанитарное состояние отрицательным образом сказывается не только на здоровье человека, но и на окружающую среду, флору и фауну. Более того, наличие указанных свалок создает реальную угрозу возникновения пожаров в лесном массиве с последующим их переходом на населенный пункт.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Заиграевский район».

В судебном заседании помощник прокурора Красикова О.П. иск и доводы в его обоснование поддержала, пояснив также, что прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц в целях защиты их конституционных прав на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, наличие несанкционированных свалок нарушает законные интересы и права неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории муниципального образования и способствует возникновению чрезвычайных ситуаций в сфере экологической и пожарной безопасности, распространения инфекционных заболеваний, иным тяжким последствиям.

дд.мм.гг. специалистами Роспотребнадзора вновь проведена проверка соблюдения законодательства о размещении бытовых отходов на территории МО ГП «Поселок Заиграево», в ходе которой были обследованы указанные свалки. В результате обследования было выявлено, что свалка в кварталах * и * на общей площади около * га на 90% состоит из твердых бытовых отходов в виде битого стекла пластмассовых бутылок, стеклянных, железных банок, целлофановых пакетов, бумаги, строительного мусора, и на 10% - из отходов от лесопиления (обрези и опилки). Свалка в квартале * на общей площади около * га на 90% состоит из отходов от лесопиления в виде опилок, обрези и на 10% - из пластмассовых бутылок, стеклянных, железных банок, целлофановых пакетов, бумаги, строительного мусора, которые находятся по краям свалки. Ориентировочно указанные свалки образованы в конце --------- г.г. Учитывая изложенное, прокурор просил обязать администрацию МО ГП «Поселок Заиграево» и РАЛХ в срок до дд.мм.гг. ликвидировать указанные несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные в кварталах *, * *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на расстоянии около * м. в северном направлении от п. *, на площади около * га и в * квартале *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на расстоянии около * м. в северном направлении от п. * на площади * га.

Представитель ответчика - администрации МО ГП «Поселок Заиграево» - Трубкина Т.Ю. возражала по существу заявленного прокурором иска, суду пояснила, администрация МО ГП «Поселок Заиграево» является ненадлежащим ответчиком по делу. Указанные свалки образовались в результате складировании населением отходов. Свалки расположены на землях лесного фонда *-ого участкового лесничества *-ого лесничества. Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Леса и земли лесного фонда находятся в ведении органов управления лесным хозяйством. Ст. 84 Лесного кодекса РФ не относит к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений земли лесного фонда. Ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит использование, охрана защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. К городским лесам леса зелёной зоны на землях лесного фонда не относятся. Согласно ст. 55 Лесного кодекса, Правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414 в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (СОМ). Пункт 7 Руководства по проведению СОМ, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. № 523 к СОМ относит: уборку захламленности; очистку лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиационного; прочие мероприятия, направленные против негативного воздействия на леса (кроме мероприятий по локализации и ликвидации вредных организмов). СОМ обеспечиваются: в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ; в отношении лесов расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов РФ - Федеральным агентством лесного хозяйства. Несанкционированные свалки образовались по вине третьих лиц, однако, данный факт не может служить основанием для освобождения РАЛХ от проведения СОМ, принятия мер по предотвращению захламления лесного массива на землях лесного фонда, поскольку данные обязанности возложены на уполномоченный орган субъекта РФ. Ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда будет являться нецелевым использованием бюджетных средств поселения. Ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда должна производиться за счет финансовых средств и сил РАЛХ. На территории поселения с ---- г. имеется санкционированная свалка.

Представитель ответчика - РАЛХ - Гылыпкылов, действующий на основании доверенности, иск не признал, суду пояснил, что Республиканское Агентство является ненадлежащим ответчиком. Полномочия по очистке, уборке отходов производства и потребления не предусмотрены Положением о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007г., не наделяет РАЛХ указанными полномочиями и Лесной кодекс РФ. В силу ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления районов относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах не включают в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления. Выделение средств субвенций на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления федеральным бюджетом органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в области лесных отношений, не предусмотрено.

Представитель ответчика - администрации МО «Заиграевский район» РБ - Базарон Ч.В. иск не признал, суду пояснил, администрация МО «Заиграевский район» не является надлежащим ответчиком по делу. Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; РАЛХ осуществляет полномочия по защите лесов; санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления районов относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Представитель филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия в Хоринском районе» Г. суду показала, что количество несанкционированных свалок на территории района из года в год растет, самые большие из них в п. Заиграево. Причиной этому является о, что администрация МО ГП «Поселок Заиграево» не занимается содержанием санкционированной свалки: не проводится гуртование, расчищение мест подъезда, отсутствуют аншлаги, не организован вывоз ТБО из частных домовладений. В ---- г. проводилась плановая проверка соблюдения законодательства о размещении бытовых отходов, по результатам которой главе администрации было выдано предписание о ликвидации несанкционированных свалок, глава администрации был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Настоящие свалки образовались за период с конца ---- г. по ---- г., на момент проведения проверки в ---- г. их не было; содержание свалок - отходы производства и потребления. Проведенным дд.мм.гг. обследованием установлено, что свалка в кварталах * и * на общей площади около * га на 90% состоит из твердых бытовых отходов в виде битого стекла пластмассовых бутылок, стеклянных, железных банок, целлофановых пакетов, бумаги, строительного мусора, и на 10% - из отходов от лесопиления (обрези и опилки); свалка в квартале * на общей площади около * га на 90% состоит из отходов от лесопиления в виде опилок, обрези и на 10% - из пластмассовых бутылок, стеклянных, железных банок, целлофановых пакетов, бумаги, строительного мусора. Свалка в квартале * состоит на 90% от отходов лесопильного производства, отходы потребления и мусор на данной свалке составляют 10% и находятся по краям свалки.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на территории МО ГП «Поселок Заиграево» имеются 2 несанкционированные свалки, расположенные в кварталах *,* *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на общей площади около * га на расстоянии около * метров в северном направлении от п.* и в квартале № * *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на общей площади около * га, на расстоянии около * м. в северном направлении от п. *. Свалки расположены на землях лесного фонда. При этом, с 1981 г. на территории МО ГП «Поселок Заиграево» имеется санкционированная свалка под размещение полигона твердых бытовых отходов, о чем свидетельствует решение исполкома Заиграевского районного совета народных депутатов от дд.мм.гг..; указанная свалка поставлена на учет в региональном реестре объектов размещения отходов. Согласно информации ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Хоринском районе от дд.мм.гг. которая не оспаривается сторонами и другими участниками процесса, свалка в кварталах * и * на общей площади около * га на 90% состоит из твердых бытовых отходов в виде битого стекла пластмассовых бутылок, стеклянных, железных банок, целлофановых пакетов, бумаги, строительного мусора, и на 10% - из отходов от лесопиления (обрези и опилки). Свалка в квартале * на общей площади около * га на 90% состоит из отходов от лесопиления в виде опилок, обрези и на 10% - из пластмассовых бутылок, стеклянных, железных банок, целлофановых пакетов, бумаги, строительного мусора; площадь указанной свалки бытовых отходов и мусора составляет * га. Ориентировочно указанные свалки образовались в конце --------- г.г. в результате складирования населением п. * бытовых отходов и мусора, что также не оспаривается сторонами.

Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам администрации района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статья 3 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В результате ненадлежащего исполнения полномочий, установленных п.п.18 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией поселения, образовались данные несанкционированные свалки.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывозы бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом вышеуказанного, суд считает, что обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на МО ГП «Поселок Заиграево», так как именно на него вышеизложенными требованиями закона возложена обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и именно в результате его бездействия образовалась несанкционированная свалка. Суд считает необходимым отказать в иске прокурора к РАЛХ в связи с тем, что в соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право осуществлять определенные полномочия в отношении лесного фонда приобретают субъекты РФ. В то же время РАЛХ является уполномоченным органом в сфере использования, охраны, защиты воспроизводства лесов на территории республики, функциями которого, в том числе, является осуществление государственного лесного контроля и надзора в форме проверок в соответствии с планами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В случаях выявления или получения информации о возникновении ситуаций, последствия которых могут непосредственно причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде и т.п., уполномоченный орган обязан провести внеплановые мероприятия по осуществлению государственного контроля. Ст. 55 Лесного кодекса РФ и Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г., предусматривают, что санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах не включают в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления, в том числе бытовые отходы от населения. Также у суда не имеется оснований для возложении обязанности на администрацию МО «Заиграевский район» ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории МО ГП «Поселок Заиграево», так как вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым определить срок для устранения недостатков до дд.мм.гг. Указанный срок является разумным, достаточным для решения вопросов, связанных с ликвидацией свалок.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО ГП «Поселок Заиграево» в срок до дд.мм.гг. ликвидировать 2 несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные в кварталах *, * *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на расстоянии около * м. в северном направлении от п. *, на площади около * га и в * квартале *-ого участкового лесничества *-ого лесничества на расстоянии около * м. в северном направлении от п. * на площади * га.

В удовлетворении исковых требований к администрации МО «Заиграевский район» РБ и Республиканскому агентству лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РБ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья                                                                                                  С.Н. Тютрина.