решение от 26.07.2011г. по иску прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопр.круга лиц и РФ к ИП Мачульсткайте О.И. о приостановлении деятельности по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2011 г.                                                                                                            п. Заиграево

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тютриной С.Н., при секретаре Раднаевой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Мачульскайте О.И. о приостановлении деятельности по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь с иском в суд, прокурор просил приостановить деятельность ИП Мачульскайте по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины на земельном участке, расположенном в с. ==, до устранений выявленных нарушений законодательства. Иск мотивирован тем, что деятельность ответчика по переработке древесины осуществляется на одном лесопильном и одном циркулярном станках, которые являются источниками воздействия вредных производственных факторов (шума, древесной пыли) на среду обитания и здоровье человека, атмосферный воздух. Санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу у ИП Волковой не имеется, что является нарушением Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997г. №15, положений ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №14 от 17 мая 2001г.. Размер санитарно-защитной зоны на лесопильном производстве ИП Мачульскайте не соблюдается, что является нарушением ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1.6, 3.2.4 Санитарных правил и «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПин 2.1.6.1032-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 14 от 17 мая 2001 г.; п.2.1, п.7.1.5 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74. В нарушение Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» № 1035-IV от 07.10.2009г. пункт приема и отгрузки древесины, принадлежащий ИП Мачульскайте, не поставлен на учет в Республиканском агентстве лесного хозяйства, соответственно, не имеется свидетельства о постановке на учет.

Таким образом, деятельность ИП Мачульскайте по приему, хранению, переработке, отгрузке и реализации древесины на указанном земельном участке осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с ч.2 ст. 24 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Согласно ст. 56 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований, предусмотренных главой 7, деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Заиграевского района РБ Красикова О.П. иск и доводы в его обоснование поддержала в полном объеме, за исключением довода о том, что пункт приема отгрузки древесины, принадлежащий ИП Мачульскайте, не поставлен на учет в РАЛХ.

Ответчик ИП Мачульскайте иск признала, суду пояснила, что деятельностью по приему, переработке, отгрузке и реализации древесины на указанном производстве она занимается с ---- года. В силу юридической неграмотности допустила указанные нарушения. В настоящее время принадлежащий ей пункт приема, переработки, отгрузки и реализации древесины поставлен на учет в РАЛХ. В настоящее время имеется соглашение об разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для пилорамы.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к отказу в иске.

Судом установлено следующее. Индивидуальный предприниматель Мачульскайте осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации серии ** за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя № * от дд.мм.гг.

Деятельностью по приему, переработке, отгрузке и реализации древесины ИП Мачульскайте занимается на земельном участке, расположенном в с ==.

Согласно п. 1.2.1. Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997г. № 15 деревообрабатывающие производства характеризуются наличием следующих опасных и вредных производственных факторов: повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума на рабочем месте, повышенный уровень вибрации.

В соответствии с п. 8.7.1. вышеуказанных Правил технологические процессы (работы) деревообработки должны быть организованы в соответствии с требованиями стандартов ССБТ, настоящих правил, санитарных правил организации технологических процессов и с гигиеническими требованиями к производственному оборудованию, а также требованиями природоохранительного законодательства.

Согласно п. 8.7.8. процессы деревообработки должны быть организованы так, чтобы загрязнение почвы древесными отходами производства, водоемов сточными водами и воздуха выбросами в атмосферу вредных газопаровых смесей и пыли не превышало предельно-допустимых концентраций.

В соответствии со ст. 20 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Индивидуальные предприниматели в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

На основании п. 2.1. Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы- предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.

Согласно п. 3.2.4 Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года по представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

В соответствии с п. 4.2.1. вышеуказанных Санитарных правил предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

Из информации Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Хоринском районе от дд.мм.гг. следует, что санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу у ИП Мачульскайте не имеется. Данное обстоятельство в судебном заседании ь ответчик не оспаривала, пояснив, что в настоящее время заказала проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для пилорамы.

В соответствии со ст. 52 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно, ч. 3 ст. 16 ФЗ № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливается санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Статьей 20 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Индивидуальные предприниматели в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

В соответствии с п. 3.1.6. Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года, для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

Согласно п. 3.2.4 указанных Санитарных правил по представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиенически нормативам.

В соответствии с п. 4.2.1. вышеуказанных Санитарных правил предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

Согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74, в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главной 7 и приложениями к настоящим правилам.

В соответствии с п. 7.1.5. Санитарных правил лесопильное производство относится к промышленным объектам 4 класса, для которого установлен размер санитарно-защитной зоны - 100 метров.

Из информации Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Хоринском районе от дд.мм.гг. усматривается, что лесопильное предприятие ИП Мачульскайте расположено на территории жилой застройки с. ==, на расстоянии * м от предприятия с северо-западной стороны расположен жилой дом ул. *, *, с западной стороны за ограждением данного предприятия расположен жилой дом ул. *, *, с юго-восточной стороны расположен жилой дом на расстоянии ориентировочно * м, с восточной стороны за ограждением расположена пилорама лесничества «*» лесхоза «*». Таким образом, установленный законом размер санитарно-защитной зоны на лесопильном производстве ИП Мачульскайте О.И. не соблюдается.

Указанное в иске прокурора нарушение требований Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» № 1035-IV от 07.10.2009г., выразившиеся в том, что пункт приема и отгрузки древесины ИП Мачульскайте не был поставлен на учет в РАЛХ в настоящее время ответчиком устранено, суду представлено свидетельство л постановке на учет № * от дд.мм.гг.

Таким образом, судом установлено, что деятельность ответчика по приему, хранению, переработке, отгрузке и реализации древесины на земельном участке по адресу: с. == осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Основными принципами законодательства в области охраны атмосферного воздуха, согласно ст. 3 ФЗ №96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.

Основными принципами охраны окружающей среды, перечень которых приведен в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Деятельностью ИП Мачульскайте нарушается установленное Конституцией РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, индивидуальный предприниматель Мачульскайте при осуществлении деятельности, вытекающей из экологических отношений, нарушает требования законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле, следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушает интересы Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 24 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Согласно ст. 56 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований, предусмотренных главой 7, деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Ответчик ИП Мачульскайте иск признала полностью, о чем свидетельствует представленное суду заявление. Последствия признания иска судом ответчику разъяснены.

Таким образом, учитывая изложенные требования действующего законодательства и обстоятельства данного дела, суд считает необходимым приостановить деятельность ответчика по приему, переработке, отгрузке и реализации древесины на указанном земельном участке до устранения выявленных нарушений законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Заиграевского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Мачульскайте О.И. по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины на земельном участке, расположенном в == до устранений выявленных нарушений законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Заиграевский районный суд.

Судья                                                                                                         С.Н. Тютрина.