Решение от 09.06.2011 г. по иску Голещихиной, Кулипановой, Литвинцевой, Самсоновой к СНТ `---`, администрациии района, ТУ Росимущества



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2011 года                                                                                          п.Заиграево

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Нимаевой Г.Р.,

при секретаре Халзановой Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Голещихиной Г.М., Кулипановой Н.Н., Литвинцевой Ф.В., Самсоновой Г.А. к СНТ «--------», администрации МО «Заиграевский район», Территориальному управлению Росимущества в Республике Бурятия о признании права собственности на земельные участки в силу приобретательной давности,

У С Т А Н О В И Л :

         Голещихина Г.М., Кулипанова Н.Н., Литвинцева Ф.В.,Самсонова Г.А. обратились в суд с исками к СНТ «--------», администрации МО «Заиграевский район» о признании за ними права собственности на земельные участки № ***, № ***, № ***, № *** соответственно, расположенные в СНТ «--------», в силу приобретательной давности. Иски мотивированы тем, что истицы являются членами СНТ - Голещихина Г.М., Кулипанова Н.Н. и Самсонова Г.А. - более 20 лет, Литвинцева Ф.В. с 2003 года, на протяжении этих лет непрерывно пользуются указанными земельными участками. При межевании границ СНТ в 2007 году участки истцов оказались за границами СНТ, в связи с чем нарушены права истцов на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

         В судебном заседании истцы поддержали исковые требования, пояснив, что правоустанавливающих документов на участки у истцов не имеется, имеются членские книжки садоводов. Считают, что участки, которыми пользуются истцы, находятся не в полосе отвода железной дороги.

         В прошедших судебных заседаниях председатель СНТ Иванова Т.П. и ее представитель Сергун С.А. с исками не согласились. Суду пояснили, что СНТ «--------» является ненадлежащим ответчиком, поскольку права истцов товарищество не нарушало. Земельные участки истцов расположены в границах полосы отвода железной дороги, в связи с чем они не были включены в земельный участок СНТ «--------» при межевании. Полоса отвода не носит нормативный характер, она устанавливается индивидуально, в зависимости от рельефа местности и других условий. Спорные земельные участки имеют собственника, им является Российская Федерация, предоставившая их в аренду ОАО «РЖД», поэтому в силу приобретательной давности не могут быть приобретены. В силу ст.2 ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрированное право может быть оспорено только в суде. Истцами право Российской Федерации, ОАО «РЖД» на земельный участок не оспорено, отсутствуют основания признания прав истцов на земельные участки. Истцы избрали неверный способ защиты права. Разрешение возникшей у истцов проблемы (отсутствие права на используемые ими земельные участки), вызванной нахождением используемых ими земельных участков в границах землепользования ОАО «РЖД», должено быть разрешено путем обращения истцов к представителю собственника (РФ) - ТУ Росимущества по РБ с заявлением о предоставлении участков в пользование (аренду) в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ.

        Представитель администрации муниципального образования «Заиграевский район» Базарон Ч.В., действующий по доверенности, с исками не согласился. Суду пояснил, что Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД» устанавливает, что полоса отвода железной дороги является федеральной собственностью и передана в аренду ОАО «РЖД».

        Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика ТУ Росимущества в Республике Бурятия Б.М.А., действующая по доверенности, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя ТУ Росимущества в РБ. В направленном отзыве на иски указала, что в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. На основании подп.7 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, ограничиваются в обороте. В соответствии с п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. В отношении указанных земельных участков не имеется предусмотренных федеральным законом исключений, в соответствии с которыми возможно предоставление их в частную собственность. Как следует из п.1, 2 ст.90 Земельного кодекса РФ земельные участки в полосе отвода железных дорог могут предоставляться гражданам и юридическим лицам, в том числе собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на таких земельных участках, в аренду. Согласно п.4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленных ОАО «РЖД», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 264, ОАО «РЖД» передает часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности расположенные на этом участке здания, строения. Таким образом, истцы вправе обратиться в ОАО «РЖД» для заключения договора субаренды на указанные земельные участки. Просит в удовлетворении исков отказать.

          Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков ОАО «Российские железные дороги» Смелый Е.В., действующий на основании доверенности, с исками не согласился. Суду пояснил, что признать право собственности на имущество в силу приобретательной давности возможно лишь на имущество, не имеющего собственника, либо собственник которого не известен. В данном случае собственник земельного участка известен - Российская Федерация; собственник этим земельным участком пользуется - предоставляет его в аренду. Данный земельный участок передан собственником по договору аренды ОАО «РЖД» сроком на 49 лет. В 2002 году в ходе подготовки реформы железнодорожного транспорта в РФ производилась инвентаризация имущества, в том числе земельных участков предприятий федерального железнодорожного транспорта РФ. В связи с чем были проведены работы по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера *** и регистрацией права федеральной собственности на данный земельный участок. Эти действия были произведены в соответствии со ст.4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 10.01.2003, согласно которой земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью. В соответствии с действующим законодательством произведено межевание земельного участка и его государственный кадастровый учет; границы земельного участка утверждены председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Заиграевского района РБ. После этого был заключен договор аренды земельного участка между ОАО «РЖД» и ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РБ на период 2003-2007 годы и в дальнейшем договор № *** от 28.03.2007 на 49 лет. Согласно п.2 Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 землями транспорта признаются земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию устройств других объектов транспорта. Пунктом 3 названного Положения закреплено, что указанные земельные участки предприятиям, учреждениям и организациям транспорта предоставляются в постоянное пользование. Согласно ст.5 Закона «О железнодорожном транспорте» от 15.04.1991 землями железнодорожного транспорта являются земли, предоставленные в его пользование в соответствии с действующим законодательством. К ним относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог. Полосой отвода являются земли железнодорожного транспорта, примыкающие к железнодорожным путям. Согласно Федеральному закону «О федеральном железнодорожном транспорте» № 153-Ф3 от 25.08.1995 г., землями железнодорожного транспорта являются землифедерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на него специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом их развития. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ. Статья 29 Основ законодательства СССР и союзных республик о земле к землям транспорта относила земли, предоставленные в пользование соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно-технической документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения; порядок использования земель определяется действующим законодательством. Согласно ст.2 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» №17-ФЗ от 10.01.2003 г.: земли железнодорожного транспорта -земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Статья 9 названного закона регламентирует особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта. В соответствии с ней земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и инымзаконодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны. Порядок установления и использования охранных зон определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, а земли предоставленные для нужд организаций транспорта являются изъятыми из оборота. Таким образом, органами местного самоуправления не могут быть предоставлены в частную собственность земли, изъятые из оборота и отнесенные к федеральной собственности. Следовательно, СНТ «--------» мог быть предоставлен земельный участок не входящий в полосу отвода. Кроме этого, согласно ст.607 Гражданского кодекса РФ ст.6 Земельного кодекса РФ и ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок не прошедший государственный кадастровый учет, не может быть предметом земельных отношений. Таким образом, в настоящее время земельные участки, на которые заявлены исковые требования не являются объектами земельных отношений, следовательно исковые требования удовлетворению не подлежат. В соответствии с п.п.«а» п.4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ № 611 от 12 октября 2006 г. в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Возведение членами СНТ «--------» в полосе отвода железной дороги капитальных объектов недвижимости - дачных домов и т.п. является нарушением правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ № 611 от 12.10.2006г. Кроме этого, это также является нарушением п.6.8. Строительных норм и правил СНИП от 02.07.01-89, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.89 г. №78, согласно которому застройка должна отделятся от железной дороги санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 метров от оси крайнего железнодорожного пути. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

         Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

          В соответствии с Нормами отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126, в полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Согласно статье 90 Земельного кодекса РФ свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования.

         Установлено, что решением исполкома Заиграевского районного Совета народных депутатов от 02.08.1991 № *** Улан-Удэнскому отделению ВСЖД в постоянное пользование отведен земельный участок под размещение коллективного сада площадью 39,6 га, в том числе: из земель запаса - 29 га, из Гослесфонда Усть-Брянского лесничества Заиграевского мехлесхоза - 10,6 га лесов I группы.

Как следует из ситуационной схемы части земельного участка полосы отвода, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, ост.п.5687-км., СНТ «--------», данное садоводческое некоммерческое товарищество занимает земли как в границах земельного участка в полосе отвода, так и за ее пределами.

Постановлением администрации МО «Заиграевский район» от 28.08.2007 №*** утвержден проект границ земельного участка СНТ «--------», расположенного за пределами земельного участка полосы отвода железной дороги.

        Допрошенный судом в качестве свидетеля Л.П.И. пояснил, что он произвел кадастровые работы по заказу ОАО «РЖД». В ходе проведения кадастровых работ была определена полоса отвода железной дороги. В данной полосе отвода железной дороги находятся участки истцов.

         Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 августа 2005 года субъектом права собственности земельного участка площадью *** кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, полоса отвода железной дороги «Москва - Владивосток» (от 5659 км. до 5766 км + пк6) в пределах пгт.Заиграево, является Российская Федерация. Данный земельный участок по договору аренды *** от 28 марта 2007 года ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РБ передан в аренду ОАО «Российские железные дороги».

         Суд приходит к выводу, что признание права собственности истцов на земельные участки невозможно ввиду наличия собственника, применение нормы статьи 234 ГК РФ не распространяется на спорные правоотношения. Избрать иной способ защиты права истцы отказались. Данная позиция также отражена в пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Согласно статьям 87, 90 Земельного кодекса РФ земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог признаются землями транспорта и являются федеральной собственностью. В силу статьи 28 Земельного кодекса РФ земли находящиеся в государственной собственности и предоставленные для нужд транспорта ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность.

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

              

                                                 Р Е Ш И Л :

Иск Голещихиной Г.М., Кулипановой Н.Н., Литвинцевой Ф.В., Самсоновой Г.А. к СНТ «--------», администрации МО «Заиграевский район», Территориальному управлению Росимущества в Республике Бурятия о признании права собственности на земельные участки в силу приобретательной давности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

                           Судья                                                     Нимаева Г.Р.             

Решение обжаловано, вступило в силу 03.08.2011 г.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 03.08.2011 г. постановлено: Решение Заиграевского районного суда РБ от 09.06.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Голещихиной Г.М., Кулипановой Н.Н., Литвинцевой Ф.В., Самсоновой Г.А. - без удовлетворения.