Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 августа 2011 года п.Заиграево Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Нимаева Г.Р. при секретаре Халзановой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «Поселок Заиграево» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, У С Т А Н О В И Л А : Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО ГП «Поселок Заиграево», просит обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной возле дома № 68 (в овраге) по улице Советская поселка Заиграево, площадью около 20 квадратных метров. Иск мотивирован тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования (далее - Бурприроднадзор), проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами потребления и производства на территории Заиграевского района Республики Бурятия. В результате проверки выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная возле дома № 68 (в овраге) по улице Советская поселка Заиграево, площадью около 20 квадратных метров. Установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования городского поселения «Поселок Заиграево» не приняты меры, направленные на ликвидацию указанной несанкционированной свалки. В судебном заседании представитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора - старший помощник прокурора Заиграевского района РБ Красикова О.П., действующая на основании доверенности от 08 августа 2011 года, иск поддержала, просит суд установить срок ликвидации несанкционированной свалки до 01 октября 2011 года. Представитель администрации МО ГП «Поселок Заиграево» в судебное заседание не явился, в поступившем в суд заявлении и.о. главы МО ГП «Поселок Заиграево», руководитель администрации Т. просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика. В заявлении также указано, что возражений против иска не имеет, просит установить срок для исполнения до 01 октября 2011 года. Представитель третьего лица - Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования Шадрин А.П., действующий на основании доверенности № -- от **.**.2011, иск прокурора поддержал. Суду пояснил, что 24 июня 2011 года государственным инспектором РБ по охране природы Ц. была проведена совместная с представителем Восточно-Байкальской межрайонной прокуратуры рейдовая проверка территории МО ГП «Поселок Заиграево» на предмет соблюдения природоохранного законодательства РФ в части обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная возле дома 68 (в овраге) по улице Советская поселка Заиграево, площадью около 20 квадратных метров. Выявленные свалки представлены строительными отходами и отходами потребления от жизнедеятельности местного населения сельских поселений и указывают на недостаточную работу сельского поселения по заключению договоров с местным населением на вывоз и размещение отходов, недостаточную организацию сельским поселением сбора, вывоза и размещение отходов производства и потребления от местного населения и сельского поселения в целом. Размещение несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории поселения указывает на неисполнение органами местного самоуправления МО ГП «Поселок Заиграево» или уполномоченными ими организациями требований по сбору, накоплению, транспортированию, обезвреживанию, утилизации отходов производства и потребления. Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Голышева Н.П. иск прокурора поддержала. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух. Статьей 7 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные требования предусмотрены статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Статьей 44 Закона установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования экологических систем. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Согласно требованиям статьи 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон). Статьей 12 Закона запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон. Согласно требованиям статьи 13 Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) дано понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с требованиями статьи 22 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) Пунктом 24 части 1 статьи 16 Закона, пп.18 п.1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», пунктом 17 части 1 статьи 2 Устава муниципального образования городского поселения «Поселок Заиграево», к вопросам местного значения городского поселения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В нарушение вышеперечисленных требований федерального законодательства, несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная возле дома № 68 (в овраге) по улице Советская поселка Заиграево, площадью около 20 квадратных метров, до настоящего времени не ликвидирована. Учитывая необходимость защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие несанкционированной свалки на территории поселка Заиграево способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А : Иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Поселок Заиграево» в срок до 01 октября 2011 года принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной возле дома № 68 (в овраге) по улице Советская поселка Заиграево, площадью около 20 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти дней. Судья Нимаева Г.Р. Решение не обжаловано, вступило в законную силу 23.08.2011 г.
определено, что вопросы местного значения это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.