РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 сентября 2011 г. п. Заиграево Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тютриной С.Н., при секретаре Найдановой Э.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к СПК «Нарынский» о прекращении деятельности по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины, УСТАНОВИЛ: Обращаясь с иском в суд, прокурор просит прекратить деятельность СПК «Нарынский» по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины на земельном участке, расположенном в * до устранений выявленных нарушений законодательства. Иск мотивирован тем, что деятельность ответчика по переработке древесины осуществляется на 2-х лесопильных станках, которые являются источниками воздействия вредных производственных факторов (шума, древесной пыли) на среду обитания и здоровье человека, атмосферный воздух. Земельный участок, на котором расположен пункт приема, переработки, отгрузки и реализации древесины, используется СПК «Нарынский» без правоустанавливающих документов на землю, что является нарушением земельного законодательства; санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны у СПК «Нарынский» не имеется, что является нарушением положений ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарных правил; в нарушение Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» № 1035-IV от 07.10.2009г. пункт приема и отгрузки древесины, принадлежащий СПК «Нарынский» не поставлен на учет в Республиканском агентстве лесного хозяйства. Таким образом, деятельность СПК «Нарынский» по приему, хранению, переработке, отгрузке и реализации древесины на указанном земельном участке осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле. В соответствии с ч.2 ст. 24 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно ст. 56 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований, предусмотренных главой 7, деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Определением суда от 02 августа 2011 г. в качестве соответчика по делу привлечено ООО «Стрелец». В судебном заседании старший помощник прокурора Заиграевского района Красикова О.П. иск и доводы в его обоснование поддержала, уточнив, что деятельностью по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины СПК «Нарынский» занимается на земельном участке, расположенном в *. Представители ответчика Жалсабон Б.Х.- председатель СПК, действующий на основании устава, и Жалсабон В.Ц., действующая по устному заявлению Жалсабон Б.Х и доверенности от 18.07.2011 г., иск признали, суду пояснили, с ---- г. СПК «Нарынский» заключал договоры аренды указанного земельного участка с администрацией МО СП «*». Согласно договору аренды от дд.мм.гг. СПК «Нарынский» предоставил на срок до дд.мм.гг. данный земельный участок ООО «Стрелец» для производственных целей и складирования лесоматериалов. дд.мм.гг. ООО «Стрелец» и СПК «Нарынский» заключили договор оказания услуг по распиловке пиловочника хвойных пород на территории и оборудовании СПК. Санитарно-эпидемиологические заключения на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу и на проект санитарно-защитной зоны у СПК «Нарынский» отсутствуют; пункт приема и отгрузки древесины, принадлежащий СПК «Нарынский», не поставлен на учет в Республиканском агентстве лесного хозяйства. В настоящее время СПК занимается оформлением правоустанавливающих документов на указанный земельный участок. Фактически в настоящее время СПК на данном земельном участке не занимается деятельностью по приему, переработке и отгрузке древесины. Представитель ООО «Стрелец» в судебное заседание не явился. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный прокурором к СПК «Нарынский» иск подлежащим удовлетворению. СПК «Нарынский» осуществляет деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации серии * № * за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации № * от дд.мм.гг., Устава, утвержденного общим собранием членов кооператива дд.мм.гг. Согласно выписке из ЕГРЮЛ разрешенными видами экономической деятельности СПК являются лесозаготовки, распиловка, строгание и пропитка древесины. Объяснениями участников процесса, материалами дела, в т.ч. актом проверки от дд.мм.гг., установлено, что деятельностью по приему, хранению, переработке, отгрузке древесины СПК «Нарынский» занимается на земельном участке по адресу: *; переработка древесины осуществляется на 2 ленточно-пильных пилорамах; на территории пункта складированы древесина, отходы лесопиления. Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Согласно сообщениям МУ «Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям» от дд.мм.гг. и дд.мм.гг. земли МО «Заиграевский район» не разграничены, данными земельными участками распоряжается район. Заявление от СПК «Нарынский» о выделении земельного участка местоположение: * под пункт приема, переработки, отгрузки древесины не поступало, документы на вышеуказанный участок не оформлялись. Суду представлен договор аренды земельного участка по адресу: *, который заключен с СПК «Нарынский» администрацией МО СП «*» дд.мм.гг. на срок * месяцев, указанный договор расторгнут, о чем свидетельствует уведомление от дд.мм.гг. Таким образом, правоустанавливающие документы на данный земельный участок у СПК «Нарынский» отсутствуют. Согласно п. 1.2.1. Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997г. № 15 деревообрабатывающие производства характеризуются наличием следующих опасных и вредных производственных факторов: повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума на рабочем месте, повышенный уровень вибрации. В соответствии с п. 8.7.1. вышеуказанных Правил технологические процессы (работы) деревообработки должны быть организованы в соответствии с требованиями стандартов ССБТ, настоящих правил, санитарных правил организации технологических процессов и с гигиеническими требованиями к производственному оборудованию, а также требованиями природоохранительного законодательства. Согласно п. 8.7.8. процессы деревообработки должны быть организованы так, чтобы загрязнение почвы древесными отходами производства, водоемов сточными водами и воздуха выбросами в атмосферу вредных газопаровых смесей и пыли не превышало предельно-допустимых концентраций. В соответствии со ст. 20 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. На основании п. 2.1. Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы- предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Согласно п. 3.2.4 Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года по представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиеническим нормативам. В соответствии с п. 4.2.1. вышеуказанных Санитарных правил предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. В соответствии со ст. 52 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно ч. 3 ст. 16 ФЗ № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливается санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В соответствии с п. 3.1.6. Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года, для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Согласно п. 3.2.4 указанных Санитарных правил по представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиенически нормативам. В соответствии с п. 4.2.1. вышеуказанных Санитарных правил предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. Согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74, в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главной 7 и приложениями к настоящим правилам. В соответствии с п. 7.1.5. Санитарных правил лесопильное производство относится к промышленным объектам 4 класса, для которого установлен размер санитарно-защитной зоны - 100 метров. Из информации Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Хоринском районе №* от дд.мм.гг. следует, что лесопильное предприятие расположено на территории СПК «Нарынский» по адресу: с*; с юго-восточной стороны в * м. расположена МОУ «*»; размер санитарно-защитной зоны, установленный п. 3.7,7.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (100 м.) нарушен; санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу у СПК «Нарынский» отсутствует. В дополнение к указанной информации представитель Заиграевского отделения филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в Хоринском районе» Г. суду представила сообщение и акт обследования от дд.мм.гг., из которых усматривается, что расстояние между СПК и МОУ «*» составляет * м. Суду Голышева пояснила, что в настоящее время на участке складированы отходы лесопиления. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» № 1035-1V от 07.10.2009г. пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным Правительством Республики Бурятия. Порядок постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины утверждается Правительством Республики Бурятия. На основании п. 2 Порядка постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия № 327 от 05.08.2010г. Республиканское агентство лесного хозяйства является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обеспечивающим постановку на учет пунктов (далее - уполномоченный орган). Согласно п. 3 вышеуказанного Порядка постановка на учет пунктов, действующих на момент утверждения настоящего Порядка, осуществляется в течение тридцати календарных дней, следующих после дня вступления в силу постановления Правительства Республики Бурятия об утверждении настоящего Порядка. Вновь созданные пункты начинают свою деятельность после обязательной постановки на учет пунктов уполномоченным органом. Согласно п. 11 Порядка в случае принятия решения о постановке пункта на учет уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю Свидетельство о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины по форме согласно приложению №2. Согласно сообщению РАЛХ от 27.07.2011 г. пункт приема и отгрузки древесины СПК «Нарынский», расположенный по адресу: с* на учете в Агентстве не состоит. Заявление о постановке на учет поступило в мм. ---- г., в постановке на учет отказано в связи с непредставлением необходимого пакета документов. Таким образом, судом установлено, что деятельность ответчика по приему, хранению, переработке, отгрузке древесины на земельном участке по адресу: *, осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле. Основными принципами законодательства в области охраны атмосферного воздуха, согласно ст. 3 ФЗ №96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека. Основными принципами охраны окружающей среды, перечень которых приведен в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Деятельностью ответчика нарушается установленное Конституцией РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, СПК «Нарынский» при осуществлении деятельности, вытекающей из экологических отношений, нарушает требования законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле, следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушает интересы Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 24 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно ст. 56 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований, предусмотренных главой 7, деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Таким образом, учитывая изложенные требования действующего законодательства и обстоятельства данного дела, суд считает необходимым приостановить деятельность ответчика - СПК «Нарынский» по приему, хранению, переработке, отгрузке древесины на указанном земельном участке до устранения выявленных нарушений законодательства Представители ответчика иск признали полностью, о чем свидетельствует представленное суду заявление. Последствия признания иска судом ему разъяснены. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 103, 173, 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Заиграевского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Приостановить деятельность СПК «Нарынский» по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины на земельном участке, расположенном в *, до устранений выявленных нарушений законодательства. Взыскать с СПК «Нарынский» в доход МО «Заиграевский район» государственную пошлину в размере 4000 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Заиграевский районный суд. Судья С.Н. Тютрина.