решение от 04.10.2011г. по иску Шитина С.В. к Жалсараеву Б.Ж. о взыскании компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2011 г.                                                                                              п. Заиграево

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тютриной С.Н. при секретаре Найдановой Э.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шитина С.В. к Жалсараеву Б.Ж. о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Шитин обратился в суд с иском к Жалсараеву о взыскании компенсации морального вреда в размере * руб. Иск мотивирован тем, что приговором *-ого районного суда Республики Бурятия от дд.мм.гг. истец осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ; защиту истца по назначению следствия и суда осуществлял ответчик - адвокат Жалсараев; профессиональные обязанности ответчиком исполнены недолжным и ненадлежащим образом, а именно, в нарушение ст. 13 ч.4 п.п.3.4 Кодекса профессиональной этики адвоката ответчик не обжаловал незаконный приговор в кассационном порядке, не присутствовал в суде кассационной инстанции, не внес замечаний на протокол судебных заседаний суда первой инстанции. В результате бездействий адвоката Жалсараева и по его вине истец незаконно осужден, ему причинены физические и нравственные страдания, которые заключаются в его переживаниях, ухудшении самочувствия, бессоннице, в постоянном нахождении в подавленном состоянии. В заявлении истец ходатайствовал о рассмотрении дела с его участием, а также с участием его представителя Д.

Истец Шитин отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору *-ого районного суда от дд.мм.гг. в ФКУ ИК-* УФСИН России по РБ. Поскольку ГПК РФ и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, права на личное участие в разбирательстве судами по гражданским делам, по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса, УПК РФ предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для их участиях в судебных разбирательствах по уголовным делам (ст. 77.1 УИК РФ), данное гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие истца. По этим же основаниям отклонено ходатайство истца о рассмотрении дела с участием его представителя Д., который, как указано в исковом заявлении, отбывает наказание в этом же исправительном учреждении.

Ответчик Жалсараев иск не признал, суду пояснил, что защиту истца он осуществлял по назначению органов следствия и суда. После провозглашения судом приговора на его вопрос: «Будем ли мы обжаловать приговор в кассационном порядке?», Шитин ответил отрицательно, намерений знакомиться с протоколом судебных заседаний Шитин не имел. Шитин не обращался к нему с устными и письменными просьбами об ознакомлении с протоколом судебного заседания, принесении замечаний на протокол, об обжаловании приговора в кассационном порядке, участии в суде кассационной инстанции. О поступлении кассационной жалобы Шитина на приговор суда и рассмотрении дела судом кассационной инстанции он не знал.

Выслушав объяснение ответчика, исследовав материалы гражданского и уголовного дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска.

Общие правила компенсации морального вреда определены ст.ст. 151, 1099 ГК РФ

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Статья 1100 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Ст. 53 УПК РФ, определяющей полномочия защитника, предусмотрено, в том числе, его право участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом.

В соответствии со ст. 16 УПК РФ суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными настоящим Кодексом способами и средствами.

В соответствии со ст. 49 УПК РФ адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого.

Согласно ст. 52 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемого.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» государство возложило обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи на адвоката. Согласно данной статьи указанного Федерального закон, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Из того, что адвокат является субъектом конституционно-правовых отношений следует, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своей конституционной обязанности по оказанию квалифицированной помощи он должен нести конституционно-правовую ответственность.

В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что адвокат Жалсараев в нарушение ст. 13 ч.4 п.п.3.4 Кодекса профессиональной этики адвоката не обжаловал незаконный приговор в кассационном порядке, не присутствовал в суде кассационной инстанции, не внес замечаний на протокол судебных заседаний суда первой инстанции; в результате бездействий адвоката Жалсараева и по его вине истец был незаконно осужден.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации адвокат обязан:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции;

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

Статья 1 Кодекса профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии.

В соответствии со ст. 8 Кодекса при осуществлении профессиональной деятельности адвокат честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет свои обязанности, активно защищает права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом;

Адвокат, принявший в порядке назначения или по соглашению поручение на осуществление защиты по уголовному делу, не вправе отказаться от защиты, кроме случаев, указанных в законе, и должен выполнять обязанности защитника, включая, при необходимости, подготовку и подачу кассационной жалобы на приговор суда в отношении своего подзащитного.

В соответствии со ст. 13 Кодекса адвокат, принявший поручение на защиту в стадии предварительного следствия в порядке назначения или по соглашению, не вправе отказаться без уважительных причин от защиты в суде первой инстанции.

Адвокат-защитник обязан обжаловать приговор:

1) по просьбе подзащитного;

2) при наличии оснований к отмене или изменению приговора по благоприятным для подзащитного мотивам;

3) как правило, в отношении несовершеннолетнего, если суд не разделил позицию адвоката-защитника и назначил более тяжкое наказание или наказание за более тяжкое преступление, чем просил адвокат.

Судом установлено следующее. Приговором *-ого районного суда Республики Бурятия от дд.мм.гг. Шитин С.В. осужден по ч. 3 ст. 30-ч. 1 ст. 105, ст. 47 УПК РФ. В соответствии с данной статьей УПК РФ обвиняемый вправе: пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 10 части второй статьи 29 настоящего Кодекса; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений.

При провозглашении приговора судом разъяснены право и порядок обжалования приговора суда осужденным, а также право ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, что также усматривается из протокола судебного заседания.

Заявлением от дд.мм.гг. Шитин отказался от ознакомления с оригиналом протокола судебного заседания и получения копии указанного протокола.

дд.мм.гг. Шитиным была принесена кассационная жалоба на приговор суда, в которой Шитин ходатайствовал о рассмотрении жалобы с его участием, О принесении Шитиным кассационной жалобы адвокат Жалсараев был уведомлен *-им районным судом дд.мм.гг. О времени и месте судебного заседания по кассационной жалобе осужденного Шитина адвокат Жалсараев также был уведомлен. На заседании судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Бурятия дд.мм.гг. явка осужденного Шитина была обеспечена с использованием видеоконференц-связи, адвокат Жалсараев участия в данном судебном разбирательстве не принимал.

В судебном заседании ответчик Жалсараев суду пояснил, что Шитин не обращался к нему с устными и письменными просьбами об ознакомлении с протоколом судебного заседания, принесении замечаний на протокол, об обжаловании приговора в кассационном порядке, участии в суде кассационной инстанции. Истцом не представлено суду доказательств обратного. Из материалов уголовного дела не усматривается, что Шитин при рассмотрении его кассационной жалобы судом кассационной инстанции ходатайствовал о рассмотрении жалобы с участием защитника Жалсараева.

Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Бурятия от дд.мм.гг. приговор *-ого районного суда Республики Бурятия от дд.мм.гг. в отношении Шитина оставлен без изменения, а кассационная жалоба осужденного Шитина - без удовлетворения. Согласно определению суда кассационной инстанции суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Шитина в совершении покушения на убийство М. и совершении убийства А., действия Шитина правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 105 УК РФ в отношении А.; наказание осужденному Шитину назначено с учетом степени общественной опасности и характера совершенных преступлений, конкретных обстоятельств дела и личности виновного, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих вину обстоятельств, соразмерно содеянному. Таким образом, доказательства того, что приговор постановлен с нарушением закона, отсутствуют.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства суд находит несостоятельными доводы истца о том, что ответчик - адвокат Жалсараев в нарушение ст. 13 Кодекса профессиональной этики адвоката не обжаловал по его устной просьбе незаконный приговор суда в кассационном порядке при наличии оснований к отмене приговора, не присутствовал в суде кассационной инстанции, не внес замечаний на протокол судебных заседаний суда первой инстанции, тем самым ненадлежащим образом исполнил свои профессиональные обязанности по оказанию юридической помощи, вследствие чего истец по вине адвоката незаконно осужден судом и ему причинен моральный вред. Доказательства нарушения права истца на защиту отсутстуют.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шитина С.В. к Жалсараеву Б.Ж о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Заиграевский районный суд.

Судья:                                                     С.Н. Тютрина