РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 октября 2011 г. п. Заиграево Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тютриной С.Н., при секретаре Найдановой Э.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Ивановой Н.В. о прекращении деятельности по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины, УСТАНОВИЛ: Обращаясь с иском в суд, прокурор просит прекратить деятельность СПК ИП Ивановой Н.В. по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины на земельном участке, расположенном в * метрах от с. * по направлению на *, до устранений выявленных нарушений законодательства. Иск мотивирован тем, что в период времени с дд.мм.гг. по настоящее время ИП Ивановой Н.В. на вышеуказанном земельном участке осуществляется деятельность по приему, переработке и отгрузке древесины. Указанный земельный участок используется ИП Ивановой Н.В. на основании договора аренды от дд.мм.гг., заключенного между ИП Ивановой Н.В. и ООО «*». ООО «*» используется земельный участок на основании договора аренды от дд.мм.гг., заключенного между ООО «*» и МО «*», согласно которому участок предоставляется для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Таким образом, на вышеуказанном земельном участке, предоставленном для сельскохозяйственного производства, ИП Ивановой Н.В. осуществляется деятельность по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины, что является нарушением требований земельного законодательства, выразившемся в нецелевом использовании данного земельного участка. Кроме того, установлено, что деятельность по переработке древесины осуществляется на лесопильных станках, которые являются источниками воздействия вредных производственных факторов (шума, древесной пыли) на среду обитания и здоровье человека, атмосферный воздух, и санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу у ИП Ивановой Н.В. не имеется. Пункт приема, хранения, переработки и отгрузки древесины ИП Ивановой Н.В. не поставлен на учет в Республиканском агентстве лесного хозяйства, соответственно свидетельства о постановке на учет не имеется. На пункте не ведется Книга учета принятой и отгруженной древесины. Таким образом, деятельность ИП Ивановой Н.В. на земельном участке, расположенном, расположенном в * метрах от с. * по направлению на * осуществляется с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле и Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» № 1035-IV от 07.10.2009 г. ИП Иванова Н.В. при осуществлении деятельности, вытекающей из экологических отношений, нарушает требования законодательства об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле, следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушает интересы Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 24 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно ст. 56 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований, предусмотренных главой 7, деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В судебном заседании старший помощник прокурора Заиграевского района Красикова О.П. иск и доводы в его обоснование поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Аверина Н.М., действующая на основании доверенности от дд.мм.гг.., иск признала, пояснив, что когда заключался договор аренды ее доверителю не было известно, что земельный участок относится к землям сельхозназначения. дд.мм.гг. какие-либо работы на данном участке закончились, фактически в настоящее время деятельность по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины прекращена, пункт не функционирует: древесина вывезена, больше на участке не хранится, станки также вывезены; имеются отходы производства в виде опилок и «горбыля», которые будут убраны в ближайшее время в полном объеме. Санитарно-эпидемиологические заключения на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу и на проект санитарно-защитной зоны отсутствуют; пункт приема и отгрузки древесины, на котором осуществляла деятельность ИП Иванова, не поставлен на учет в Республиканском агентстве лесного хозяйства. Представитель Заиграевского отдела Управления Росреестра по РБ Айдаева И.С. в судебном заседании пояснила, что выездная проверка была проведена дд.мм.гг., в ходе которой было установлено, что земельный участок по указанному адресу используется ответчиком не по назначению. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный прокурором к ИП Ивановой Н.В. иск подлежащим удовлетворению. ИП Иванова Н.В. осуществляет деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации серии * №* за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации №* от дд.мм.гг. Согласно выписке из ЕГРЮЛ разрешенными дополнительными видами экономической деятельности ответчика являются распиловка, строгание и пропитка древесины. Деятельностью по приему, переработке, отгрузке и реализации древесины ИП Иванова Н.В. занимается с дд.мм.гг. на земельном участке, расположенном в * метрах от с. * по направлению на *. дд.мм.гг. между ООО «*» и ИП Ивановой Н.В. был заключен договор аренды последней указанного земельного участка с кадастровым номером * на срок до дд.мм.гг. Указанный земельный участок был передан ООО «*» на основании договора аренды от дд.мм.гг., заключенного между МУ «*» и ООО «*» на срок * лет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от дд.мм.гг. земельный участок с кадастровым номером * учтен в государственном кадастре недвижимости, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадь * кв.м. Из информации Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Хоринском районе от дд.мм.гг. следует, что санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу у ИП Ивановой Н.В. не имеется. Данное обстоятельство в судебном заседании представитель ответчика не оспаривала. Также представителем ответчика не оспаривается, что пункт приема и отгрузки древесины, принадлежащий ИП Ивановой Н.В., не поставлен на учет в Республиканском агентстве лесного хозяйства, и свидетельства о постановке на учет не имеется. Согласно сообщению Заиграевского отдела Управления Росреестра по РБ на вышеуказанном земельном участке, предоставленном для сельскохозяйственного производства, ИП Ивановой Н.В. осуществляется деятельность по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины, что является нарушением требований земельного законодательства, выразившемся в нецелевом использовании данного земельного участка. Согласно акту проверки соблюдения федерального законодательства от дд.мм.гг. на Пункте не ведется Книга учета принятой и отгруженной древесины, что также не оспаривается представителем ответчика. Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: - учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; - приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является: -сохранение целевого использования земельных участков. Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III «О земле» земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно в соответствии с целевым назначением: для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции. Согласно п. 1.2.1. Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997г. №15 деревообрабатывающие производства характеризуются наличием следующих опасных и вредных производственных факторов: повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума на рабочем месте, повышенный уровень вибрации. В соответствии с п. 8.7.1. вышеуказанных Правил технологические процессы (работы) деревообработки должны быть организованы в соответствии с требованиями стандартов ССБТ, настоящих правил, санитарных правил организации технологических процессов и с гигиеническими требованиями к производственному оборудованию, а также требованиями природоохранительного законодательства. Согласно п. 8.7.8. процессы деревообработки должны быть организованы так, чтобы загрязнение почвы древесными отходами производства, водоемов сточными водами и воздуха выбросами в атмосферу вредных газопаровых смесей и пыли не превышало предельно-допустимых концентраций. В соответствии со ст. 20 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Индивидуальные предпринимателя в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. На основании п. 2.1. Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Согласно п. 3.2.4 Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года по представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиеническим нормативам. В соответствии с п. 4.2.1. вышеуказанных Санитарных правил предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» № 1035-1V от 07.10.2009г. пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным Правительством Республики Бурятия. Порядок постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины утверждается Правительством Республики Бурятия. На основании п. 2 Порядка постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия № 327 от 05.08.2010г. Республиканское агентство лесного хозяйства является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обеспечивающим постановку на учет пунктов (далее - уполномоченный орган). Согласно п. 3 вышеуказанного Порядка постановка на учет пунктов, действующих на момент утверждения настоящего Порядка, осуществляется в течение тридцати календарных дней, следующих после дня вступления в силу постановления Правительства Республики Бурятия об утверждении настоящего Порядка. Вновь созданные пункты начинают свою деятельность после обязательной постановки на учет пунктов уполномоченным органом. Согласно п. 11 Порядка в случае принятия решения о постановке пункта на учет уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю Свидетельство о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины по форме согласно приложению №2. Согласно п. 4 ч. 3 ст.3 Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия № 1035-1V от 07.10.2009г. на пункте приема и отгрузки древесины должна находится и по требованию уполномоченных контролирующих и правоохранительных органов предъявляться книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к вышеуказанному Закону и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в ст. 4 Закона. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона учет древесины организуется руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и ведется лицами, ими на то уполномоченными. В соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона учет древесины осуществляется с обязательным занесением данных первичных учетных документов каждой партии древесины в книгу учета принятой и отгруженной древесины. В нарушение требований вышеуказанного законодательства ИП Ивановой Н.В. на Пункте не ведется Книга учета принятой и отгруженной древесины. Таким образом, судом установлено, что деятельность ИП Ивановой Н.В. по приему, хранению, переработке, отгрузке древесины на земельном участке, расположенном в * метрах от с. * по направлению на *, осуществляется с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле. Основными принципами законодательства в области охраны атмосферного воздуха, согласно ст. 3 ФЗ №96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека. Основными принципами охраны окружающей среды, перечень которых приведен в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Деятельностью ответчика нарушается установленное Конституцией РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, ИП Ивановой Н.В. при осуществлении деятельности, вытекающей из экологических отношений, нарушает требования законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о земле, следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушает интересы Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 24 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно ст. 56 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований, предусмотренных главой 7, деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Таким образом, учитывая изложенные требования действующего законодательства и обстоятельства данного дела, суд считает необходимым прекратить деятельность ответчика - ИП Ивановой Н.В. по приему, хранению, переработке, отгрузке древесины на указанном земельном участке до устранения выявленных нарушений законодательства Представитель ответчика иск признала полностью, о чем свидетельствует представленное суду заявление. Последствия признания иска судом ему разъяснены. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 103, 173, 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Заиграевского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Прекратить деятельность индивидуального предпринимателя Ивановой Н.В. по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины на земельном участке, расположенном в * метрах от с. * по направлению на *, до устранения выявленных нарушений законодательства. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Заиграевский районный суд. Судья С.Н. Тютрина.