РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 октября 2011г. п. Заиграево Заиграевский районный суд Республики Бурятии в составе председательствующего судьи Тютриной С.Н., с участием помощника прокурора Заиграевского района РБ Красиковой О.П., при секретаре Найдановой Э.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселение «Ключевское» о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок, УСТАНОВИЛ: Обращаясь в суд в интересах неопределённого круга лиц, прокурор Заиграевского района РБ просил обязать администрацию МО СП «Ключевское» в срок до 01 июня 2012г. ликвидировать две несанкционированные свалки, расположенные в * км. *-нее п.*, по *-ой стороне проселочной дороги общим объемом около * куб.м.; в * метрах *-нее п.* с *-ой стороны дороги, ведущей в лесной массив общим объемом около * куб.м. Иск мотивирован тем, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления на территории МО СП «Ключевское» установлено, что органом местного самоуправления МО СП «Ключевское» не приняты меры, направленные на ликвидацию расположенных в границах поселения 2 несанкционированных свалок складированных навалом следующих видов отходов: твердые бытовые отходы, строительный мусор, стеклянная и пластиковая тара, полиэтилен, бумага. В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечений благоприятных условий жизнедеятельности человека. В ст. 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух. Статьей 7 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные требования предусмотрены ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства». Согласно требованиям ст. 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья человека и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений, а также создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения осуществляют органы местного самоуправления. Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 17 ст. 2 Устава МО СП «Ключевское», к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора. Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера закреплено в ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». В нарушение вышеуказанных требований законодательства, несанкционированные свалки, образовавшиеся в границах поселения до настоящего времени не ликвидированы, их антисанитарное состояние отрицательным образом сказывается не только на здоровье человека, но и на окружающую среду, флору и фауну. Более того, наличие указанных свалок создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере экологической безопасности, распространении инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия. В судебном заседании помощник прокурора Красикова О.П. иск и доводы в его обоснование поддержала в полном объеме, пояснив также, что прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц в целях защиты их конституционных прав на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, наличие несанкционированных свалок нарушает законные интересы и права неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории муниципального образования. Представитель ответчика - глава администрации МО СП «Ключевское» Попова Н.Ф., действующая на основании устава, исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что на территории поселения имеется санкционированная свалка, на которую в срок до 01.06.2012г. будут вывезены несанкционированные свалки. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на территории МО СП «Ключевское» имеются 2 несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенные в * км. *-нее п.*, по *-ой стороне проселочной дороги общим объемом около * куб.м.; в * метрах *-нее п.* с *-ой стороны дороги, ведущей в лесной массив общим объемом около * куб.м., что также подтверждается информацией ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ №12.4.2-12.23.11 от 11.07.2011г. Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам администрации района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу ст.ст. 8 и 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Статья 3 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В результате ненадлежащего исполнения администрацией поселения полномочий, установленных п.п.18 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», образовались данные несанкционированные свалки. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывозы бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым определить срок для устранения недостатков до 01 июня 2012г. Указанный срок является разумным, достаточным для решения вопросов, связанных с ликвидацией свалок. Кроме того, представитель ответчика Попова Н.Ф. иск признала полностью, о чем свидетельствует представленное суду заявление. Последствия признания иска представителю ответчика судом разъяснены. Руководствуясь ст. ст. 39,173,194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить. Обязать администрацию МО СП «Ключевское» в срок до 01 июня 2012 года принять меры к ликвидации 2 несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, расположенных в * км. *-нее п.*, по *-ой стороне проселочной дороги общим объемом около * куб.м.; в * метрах *-нее п.* с *-ой стороны дороги, ведущей в лесной массив общим объемом около * куб.м. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней. Судья С.Н. Тютрина.