решение от 29.11.2011 г. по иску прокурора Заиграевского района РБ к администрациям МО СП `У`, МО ГП `П.З.`, МО СП `Г.`, МО СП `Д,`, МО СП`В.`, МО СП `Н.`, МО СП `С.`, МО СП `СО` о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Заиграево          29 ноября 2011г.

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Тугульдуровой И.Б. единолично,

при секретаре Раднаевой В.М.,

с участием помощника прокурора Заиграевского района РБ Аксеновой Л.Е., представителя МО СП «Н.» Иванова В.Г., главы МО СП «С.» Лазаревой В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района РБ к администрациям МО СП «У», МО ГП «П.З.», МО СП «Г.», МО СП «Д.», МО СП «В.», МО СП «Н.», МО СП «С.», МО СП «СО» о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заиграевского района РБ обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с вышеуказанными исками. Определением суда дела по заявленным искам объединены в одно производство.

Как указано в заявлениях, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства выявлены несанкционированные свалки на территории указанных поселений. Предъявление требования к ответчику основано на положениях Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, т.к. существование несанкционированных свалок способно повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций в сфере экологической безопасности, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия.

В судебном заседании представитель истца Аксенова Л.Е. изменила требование, просила обязать ответчиков устранить допущенные нарушения закона в срок до 01.06.2012г.

Представитель МО СП «Н.» Иванов В.Г. иск признал частично. Свалка в квартале 160 Хандагатайского лесничества расположена на землях лесного фонда, а не поселения. Свалка около дома № ** по ул.Т. загорожена, этот участок передан жителям села под огород, для вывоза мусора со свалки между улицами Ст. и Стр. нет возможности. Кроме того, по последней свалке судом ранее принималось решение, возбуждалось исполнительное производство.

Глава МО СП «С.» Лазарева В.Ф. иск признала. В настоящее время часть свалки убрана, администрацией района составлен акт выбора участка, занятого несанкционированной свалкой, под размещение отходов.

Представитель администрации МО «ЗР», привлеченной третьим лицом на стороне ответчика, Халзанов Л.В. суду пояснил, что исполнение поселениями обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов возможно путем размещения отходов на специальных объектах. В настоящее время такие объекты размещения отходов созданы в МО СП «Г.», МО ГП «З.», МО СП «Д.» (1 участок в реестре размещения отходов, 1 участок в стадии постановки на кадастровый учет), МО СП «У» (3 участка предоставлены поселению в бессрочное пользование для этих целей), в МО СП «СО» земельный участок выбран, осуществляется постановка на кадастровый учет, в МО СП «С.» согласовывается акт выбора земельного участка. Земли МО СП «В.» и МО СП «Н.» проходят экспертизу на выявление объектов культурного наследия, после которой будет осуществлен выбор земельных участков под размещение отходов. Строительство полигона в районе запланировано на 2013 год.

Представители МО СП «В.», МО СП «СО», МО ГП «З.», МО СП «Г.», МО СП «Д.» просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель МО СП «У» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Участвуя в предыдущих судебных заседаниях, представители ответчиков дали следующие пояснения.

Представитель МО СП «У» С.Л.Н.. иск признала частично. Несанкционированная свалка выходит за границы поселения и расположена на землях, принадлежавших пайщикам совхоза, право собственности которых не зарегистрировано. Эти земли сельхозназначения сейчас переданы по соглашению Заиграевскому району, поэтому администрация поселения не обязана собирать и вывозить мусор с этой территории. Несмотря на это, администрация МО СП «У» путем заключения договора аренды техники с Управлением коммунального и дорожного хозяйства ликвидировала свалку, однако не имеет возможности произвести оплату по договору.

Представитель МО ГП «З.» П.А.Г. основания иска признала, однако считает срок, в который истец требует ликвидировать свалки, явно недостаточным. Денежные средства, предусмотрены в бюджете поселения на благоустройство территории, израсходованы на ликвидацию иных свалок. Свалка, по которой заявлен этот иск, является единственной несанкционированной.

Представитель МО СП «Д.» И.И.И. иск признал частично. Администрацией района проведено межевание земельного участка для организации санкционированной свалки. Твердые бытовые отходы на территории свалки собраны и будут вывезены на санкционированную свалку после ее создания.

Глава МО СП «Г.» Т.Т.Г. иск признала частично. В п.К. имеется санкционированная свалка, принадлежащая поселению. В настоящее время свалка на дороге, ведущей к санкционированной свалке в п.Г., частично ликвидирована. Свалка в сторону п.К. расположена на землях сельского лесхоза, по ее ликвидации администрацией поселения достигнута устная договоренность с лесозаготовителями, мусор на этой свалке составляют отходы лесопиления.

Глава МО СП «В.» С.А.А. иск не признал. На территории поселения не существует ни одной санкционированной свалки, в связи с чем вывоз мусора невозможен. На всех выявленных свалках мусор собран в кучи. Земли поселения проходят экспертизу на наличие объектов культурного наследия, поэтому земельный участок под размещение отходов не выбран. На территории соседнего поселения «Н.» санкционированная свалка также отсутствует, полигон в районе не организован.

И.о. главы МО СП «СО» Т.А.Н. иск признала частично. Обе свалки на территории поселения несанкционированные, однако мест для вывоза мусора нет. В настоящее время администрацией района принимаются меры к санкционированию одной из свалок, в таком случае мусор с другой свалки будет вывезен.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. На основании пункта 2 данной статьи Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. При этом ст.8 ФЗ организацию сбора и вывоза бытовых отхода и мусора относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Разграничивая обязанности органов местного самоуправления, п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения поселения. Уставами муниципальных образований-ответчиков также предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" к бытовым относятся отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

Как следует из справок государственного инспектора по охране природы Министерства природных ресурсов РБ Н.А.П., заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Хоринском районе, в ходе проверок соблюдения природоохранного законодательства в период с 31 мая по 11 июля 2011 года выявлены следующие несанкционированные свалки:

  1. По правой стороне в 50 метрах от автомобильной дороги У-Х в 1-2 км на северо-восток от МО СП «СО» - территория 3 га, объем 500м3.
  2. В 50 метрах по левой стороне в 50 метрах от автомобильной дороги У-Х в 1-2 км на северо-восток от МО СП «СО» - территория 7 га, объем 1 500м3.
  3. Около дома № ** по ул.Т. с.Н. - площадь 0,1 га.
  4. В овраге между улицами Ст. и Стр. с.Н. - протяженность около 2 км.
  5. На территории лесного фонда в 600-800 метрах от с.Н. - квартал 160 выделы 3-10, 13 Хандагатайского участкового лесничества Хандагатайского лесничества.
  6. В 200 метрах с западной стороны от с.СБ - объемом 200 м3.
  7. В овраге по ул.Т. п.З. - протяженность 60 метров.
  8. В карьере в 500 метрах от с.Э, - объем 50 м3.
  9. Вдоль дороги, ведущей к свалке с.Г., на протяжении 300 метров - объем 100м3.
  10. На окраине с.Г., в сторону ст.К. - площадь около 1, 5 га объемом около 50 м3.
  11. В 500 метрах с восточной стороны от с.У - площадь около 3га.
  12. В 500-700 метрах от с.Т. с левой стороны автомобильной дороги Т. - М-Т - площадь около 1 га.
  13. В 800 метрах южнее с.М-Т - площадь около 500 м2.

Все свалки, за исключением свалки в сторону ст.К. (№ 10), образованы из бутылок, банок, стекла, целлофановых пакетов, бумаги, т.е. состоят из бытовых отходов.

Факт нахождения несанкционированных свалок в границах поселений никем не оспаривается.

Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению указанного права неопределенного круга лиц.

Изложенное свидетельствует о необходимости возложения на ответчиков обязанности ликвидировать свалки, при этом исполнение решения суда возможно как путем вывоза мусора с места несанкционированных свалок, так и путем преобразования данных мест в санкционированные объекты размещения отходов.

Требуемый истцом срок устранения нарушения - 01.06.2012г. - соответствует возможности поселений ликвидировать свалки при соответствующих погодных условиях и финансовой готовности.

Кроме того, администрацией МО «ЗР», ответственной за утилизацию отходов, созданы надлежащие условия для вывоза мусора с территории поселений. Так, согласно информации ведущего специалиста по вопросам природопользования и охраны окружающей среды администрации МО «ЗР», уведомлению о постановке объектов размещения отходов на учет от 13.09.2011г., перечню объектов размещения отходов от 28.03.2011г., актам о выборе земельного участка, постановлениям главы МО «ЗР» об утверждении акта выбора земельных участков, об утверждении схемы расположения участка на территории МО СП «Д.», МО СП «СО», МО СП «Г.», МО ГП «З.», МО СП «С.», МО СП «У» предусмотрены места для санкционированного размещения отходов. Учитывая пояснения представителя третьего лица о принятии мер по выбору участка на территории МО СП «Н.», МО СП «В.», аналогичную информацию МУ «Комитет по управлению имуществом и земельных отношений» и наличие достаточного срока для этого, суд не усматривает исключительных обстоятельств, препятствующих органам местного самоуправления этих поселений в исполнении законной обязанности.

Нахождение земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, в собственности физических лиц не освобождает администрацию МО СП «Унэгэтэйское» от обязанности ликвидировать свалку. Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Ответчиком не оспаривается, что свалка в 500 метрах восточнее с.У образована в результате жизнедеятельности населения, а не действий собственников земли. Не исполнив обязанность по сбору мусора у населения, орган местного самоуправления несет ответственность за его вывоз с территории поселения. Более того, вывоз большей части свалки является актом признания администрацией МО СП «У» своей обязанности перед другими лицами.

По тем же основаниям суд не принимает во внимание факт нахождения несанкционированной свалки на землях лесного фонда (квартал 160 выделы 3-10, 13 Хандагатайского участкового лесничества). Органы субъектов РФ имеют определенные полномочия в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, однако не обязаны вывозить бытовые отходы населения, интересы которого представляет орган местного самоуправления.

Довод представителя МО СП «Н.» о наличии решения суда по аналогичному вопросу несостоятелен, т.к. решением Заиграевского районного суда от 02.07.2007г. на поселение совместно с МО «ЗР» возложена обязанность по утилизации промышленных отходов с ул.Ст. с.Н.. В настоящем случае судом на ответчика возлагается обязанность по вывозу бытовых отходов и мусора.

Вместе с тем суд не находит оснований для обязания администрации МО СП «Г.» ликвидировать свалку на окраине с.Г. в сторону ст.К.. Согласно информации Роспотребнадзора свалку составляют отходы лесопиления, не относящиеся к бытовым отходам, а образовавшиеся в результате лесозаготовительных работ. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих ответственность администрации МО СП «Г.» за сбор и вывоз данного вида отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «У» в срок до 01.06.2012г. ликвидировать несанкционированную свалку в 500 метрах восточнее с.У.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Н.» в срок до 01.06.2012г. ликвидировать несанкционированные свалки около дома № ** по ул.Т. с.Н. Заиграевского района РБ, в овраге между улицами Ст. и Стр. с.Н. Заиграевского района РБ протяженностью около 2 км и в 600-800 метрах от с.Н. Заиграевского района РБ в квартале № ** выделах 3-10, 13 Хандагатайского участкового лесничества Хандагатайского лесничества общей площадью около 35,5 га.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «СО» в срок до 01.06.2012г. ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в 1 км северо-восточнее от с.СО по правой стороне автомобильной дороги У-Х общей площадью 3 га объемом 500 куб.м. и по левой стороне автомобильной дороги У-Х общей площадью 7 га объемом 1 500 куб.м.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «С.» в срок до 01.06.2012г. ликвидировать несанкционированную свалку в 200 метрах западнее от с.СБ Заиграевского района РБ.

Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «З.» в срок до 01.06.2012г. ликвидировать несанкционированную свалку в овраге ул.Т. п.З. Заиграевского района РБ протяженностью 60 метров.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Д.» в срок до 01.06.2010г. ликвидировать несанкционированную свалку в карьере в 500 метрах от с.Э, Заиграевского района РБ около 2 га.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Г.» в срок до 01.06.2010г. ликвидировать несанкционированную свалку вдоль дороги, ведущей к санкционированной свалке с.Г. Заиграевского района РБ, протяженностью 300 метров общим объемом около 100 куб.м.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «В.» в срок до 01.06.2012г. ликвидировать несанкционированные свалки с левой стороны автомобильной дороги Т-М-Т в 500-700 метрах от с.Т. Заиграевского района РБ площадью около 1 га и в 800 метрах южнее с.М-Т Заиграевского района ОБ общей площадью около 500 кв.м.

Иск об обязании администрации МО СП «Г.» ликвидировать несанкционированную свалку на окраине с.Г. в сторону ст.К. оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья       Тугульдурова И.Б.