РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тютриной С.Н., с участием помощника прокурора Бобоевой С.Р., при секретаре Бадмаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Ключевское», МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» о признании бездействия незаконным и понуждении создания на котельной предприятия общего нормативного запаса топлива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заиграевского района РБ в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО СП ««Ключевское», МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» о понуждении создания на котельной предприятия общего нормативного запаса топлива (угля). Иск мотивирован тем, что проведенной проверкой исполнения законодательства по обеспечению предприятий жилищно-коммунального хозяйства Заиграевского района нормативным запасом топлива установлено, что МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» и администрацией МО СП «Ключевское» обязанности по организации теплоснабжения населения надлежащим образом не исполняются.
Коммунальные услуги в поселении оказывает МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ».
Установлено, что в соответствии с Распоряжением администрации МО «---» РБ №* от дд.мм.гг. всем предприятиям ЖКХ рекомендовано начать отопительный сезон с 15 сентября 2010 года.
Приказом Министерства энергетики РФ от 04.09.2008г. №66 утверждена «Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», которая устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии.
Согласно Инструкции норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.
ННЗТ рассчитывается и обосновывается один раз в три года, результаты расчетов оформляются по форме согласно приложению 1 к Инструкции.
ННЗТ для котельных, сжигающих уголь, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме «выживания» в течение семи суток.
Согласно п. 15 Инструкции НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо. Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Для расчета размера НЭЗТ принимаются плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток по твердому топливу - 45.
В соответствии с расчетом норматива создания запасов топлива, согласованного дд.мм.гг. с администрацией МО СП «Ключевское», общий нормативный запас топлива котельной МУ МОП ЖКХ «Татарский ключ» составляет * тонн.
В соответствии с п. 5 Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 05.04.2010 №204-р к 01.09.2010г. главам муниципальных образований рекомендовано сформировать на котельных в муниципальных образованиях - нормативный неснижаемый запас топлива не менее 80% от запланированного объема.
дд.мм.гг. в связи с отсутствием общего нормативного запаса топлива на котельной МУ МОП ЖКХ «Татарский ключ» прокурором района внесены представления об устранении нарушений законности и.о. главы МО СП «Татарский ключ» П., директору МУ МОП ЖКХ «Татарский ключ» А.
Несмотря на указанные представления, нормативный запас угля на котельной предприятия с начала отопительного сезона 2010-2011 г.г. не создан.
Согласно информации, предоставленной предприятием и администрацией поселения, запас топлива (угля) на котельной МУ МОП ЖКХ «Татарский ключ» на дд.мм.гг. составляет * тонн, что с учетом ежедневного расхода топлива по состоянию на дд.мм.гг. в размере * тонн составляет запас топлива на 5 суток.
Согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Обязанность Администрации поселения организовать теплоснабжение населения поселения закреплена пунктом четвертым части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., а также Уставом МО СП «Ключевское».
Согласно п.п. 3, 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, выполнение обязанности по формированию нормативного запаса топлива возложена в равной степени как на администрацию МО СП «Ключевское», так и на МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ», как организацию, имеющую источники теплоты, непосредственно обслуживающую котельную.
В результате невыполнения администрацией МО СП «Ключевское», МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» требований действующего федерального и регионального законодательства создана реальная угроза срыва отопительного сезона, и как следствие, нарушения прав населения п. Татарский ключ Заиграевского района РБ на получение теплоснабжения и горячего водоснабжения. Данное обстоятельство создает угрозу нарушения прав граждан на достойную жизнь, условия для осуществления права на жилище и здоровую среду обитания, предусмотренные ст.ст. 7, 40, 42 Конституции РФ.
Права потребителей жилищно-коммунальных услуг охраняются Конституцией РФ, Жилищным Кодексом РФ (ч. 4 ст. 3), в соответствии с которыми никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Пунктами 2, 3 ч. 2 ст. 1 указанного закона регламентировано, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве способов защиты права предусмотрены присуждение к исполнению обязанности в натуре и восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Отсутствие у общества общего нормативного запаса топлива (угля) может привести к срыву прохождение отопительного сезона 2010-2011 гг., а также к возникновению угрозы жизни и здоровью населения поселка.
Заявление подано прокурором района в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления и общества.
В судебном заседании представитель истца Бобоева С.Р. иск к МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» и администрации МО СП «Ключевское» поддержала заявленный иск в части требований о понуждении создания на котельной предприятия общего нормативного запаса топлива.
Представитель ответчика МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» Заиграев А.Н., являющийся директором предприятия, и представитель администрации МО СП «Ключевское» Попова Н.Ф., являющаяся и.о. главы повеления, исковые требования прокурора признали в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1.9 Устава МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Одним из видом деятельности предприятия является выработка тепловой энергии и доставка ее потребителям (п.2.2.4 Устава).
Приказом Министерства энергетики РФ от 04.09.2008г. №66 утверждена «Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», которая устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии.
Согласно п.2 Инструкции норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива ( п.4 Инструкции).
ННЗТ рассчитывается и обосновывается один раз в три года, результаты расчетов оформляются по форме согласно приложению 1 к Инструкции (п.7 Инструкции).
ННЗТ для котельных, сжигающих уголь, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме «выживания» в течение семи суток (п.12 Инструкции).
Согласно п. 15 Инструкции НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо. Расчеты производятся на 1 октября планируемого года (п.16 Инструкции).
Для расчета размера НЭЗТ принимаются плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток по твердому топливу – 45 (п.39 Инструкции).
дд.мм.гг. в адрес МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» прокурором района внесено представление №* об устранении нарушений законодательства, из данного представления усматривается, что обязанность по формированию нормативного запаса топлива коммунальным предприятием не исполнена.
В соответствии с представленным суду расчетом норматива создания запасов топлива, согласованным с органом местного самоуправления, общий нормативный запас топлива котельной МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» составляет * тонн.
Как следует из имеющегося в материалах дела сообщения администрации МО СП «Ключевское» №* от дд.мм.гг. на представление прокурора от дд.мм.гг., дд.мм.гг. получено распоряжение администрации МО «---» №* от дд.мм.гг. о выделении денежных средств в сумме * руб. для финансирования предприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации в МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ».
В соответствии с частью 4 ст. З Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве способов защиты права предусмотрены присуждение к исполнению обязанности в натуре и восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Отсутствие у предприятия общего нормативного запаса топлива (угля) может привести к срыву прохождение отопительного сезона 2010-2011 гг., а также к возникновению угрозы жизни и здоровью населения поселка.
Учитывая вышеизложенные требования закона и выявленные нарушения, суд считает возможным обязать администрации МО СП «Ключевское» и МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» создать на котельной предприятия общий нормативный запас топлива (угля).
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание представителями ответчиков иска принято судом и адресованные суду заявления о признании иска приобщены к материалам дела. Признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы других лиц.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-197 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Заиграевского района РБ удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «Ключевское» и МУ МОП ЖКХ «Татарский Ключ» создать на котельной предприятия общий нормативный запас топлива (угля).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Заиграевский районный суд.
Судья: С.Н. Тютрина.