РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Заиграево 16 ноября 2010 года
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тугульдуровой И.Б.,
при секретаре Хабаргиной Е.В.,
с участием представителя заявителя Днепровской Т.А., представителя администрации МО ГП «Поселок Заиграево» Трубкиной Т.Ю.,
рассмотрев жалобу Д. на решение администрации МО ГП «Поселок Заиграево»,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь с заявлением в суд, Д. просит признать незаконным отказ администрации МО ГП «Поселок Заиграево» в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны. Решение органа местного самоуправления от Д.. основано на ст.ст.51, 54 ЖК РФ, однако заявитель не является собственником жилья и должна быть признана нуждающейся в жилом помещении. ФЗ «О ветеранах» обязывает местные власти обеспечить ветеранов ВОВ и членов их семей жильем площадью 22 кв.м., поэтому ссылка администрации на превышении занимаемой жилой площади учетной нормы в ** кв.м. необоснованна. Кроме того, Федеральный закон прямо указывает, что указанная категория граждан обеспечивается жильем независимо от имущественного положения и времени постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Днепровская Т.А. заявление и доводы в его обоснование поддержала, суду также пояснила, что ее мать Д. не имеет в собственности жилых помещений, с 20** года проживает с ней, ее супругом Д. и их ребенком в квартире, принадлежащей им на праве долевой собственности (по ? на каждого из супругов и двоих детей). Дом имеет площадь *** кв.м., оснащен автономным отоплением и холодным водоснабжением. Применение к Д. положений ст.51 ЖК РФ недопустимо, т.к. она относится к той категории граждан, которым государство должно предоставить жилое помещение вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Жилая площадь квартиры, в которой сейчас проживает Д., не должна делиться на количество проживающих лиц, т.к. жилое помещение находится в долевой собственности и Д. в число собственников не входит. До 20**. Д. проживала в Ч. области, в собственном доме, по причине его ветхости она (Днепровская Т.А.) привезла мать к себе в п. З. После этого сын Д., оставшийся проживать в доме, продал его по доверенности от матери. Доход семьи составляют зарплата Днепровской Т.А., ее мужа и пенсия Д., все члены семьи пользуются общим имуществом.
Представитель администрации МО ГП «Поселок Заиграево» Трубкина Т.Ю. возражала относительно удовлетворения заявления Д.. Жилищная комиссия администрации поселения обследовала жилищные условия Д. и установила, что Д. проживает с дочерью Днепровской Т.А. в принадлежащей ей квартире, т.е. является членом семьи собственника жилого помещения. Решением Совета депутатов МО ГП «Поселок Заиграево» от **.**.20**г. утверждена учетная норма жилой площади в размере ** кв.м., обеспеченность Д. жилой площадью превышает данную норму. Положение ст.23.2 ФЗ об общей площади жилья 36 кв.м. не означает, что учетная норма должна равняться этому показателю, а является критерием определения объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Заслушав мнение участвующих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в соответствии с действующим законодательством.
Статья 21 ФЗ «О ветеранах» в качестве одной из мер социальной поддержки членов семьи умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01 января 2005 года, предусматривает обеспечение жильем один раз и в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Пунктом 11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам (в т.ч. членам семьи умерших участников ВОВ), нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Статьей 2 Закона РБ «Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются категориям граждан, установленным статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.2 Закона РБ от 07.07.2006г. «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
На учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия принимаются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий.
Статья 3 данного закона предусматривает, что основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, устанавливаются в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании, Д. является членом семьи собственника занимаемого ей жилого помещения - дочери Днепровской Т.А. Согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Общая площадь квартиры, в которой проживает Д., составляет *** кв.м., в жилом помещении проживают 4 человека. Соответственно обеспеченность каждого члена семьи общей площадью жилого помещения составляет полных ** кв.м., что значительно превышает установленную в населенном пункте учетную норму. Таким образом, Д. не может быть признана лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому оснований для ее принятия на учет не имеется.
Положение ФЗ «О ветеранах» о том, что член семьи умершего участника ВОВ должен быть обеспечен жилым помещением независимо от имущественного положения, не отменяет необходимость постановки гражданина на учет в соответствии со ст.51 ЖК РФ, а означает, что для этого не требуется признания гражданина рассматриваемой категории малоимущим, как указано в вышеприведенном Законе РБ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В п.3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» указано, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации. Данная норма регламентирует сам порядок предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, но не может применяться при решении вопроса о нуждаемости лица в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.258, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Д. на отказ администрации МО ГП «Поселок Заиграево» в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.
Судья Тугульдурова И.Б.