РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Заиграево 14 января 2011 года
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Тугульдуровой И.Б. единолично,
при секретаре Хабаргиной Е.В.,
с участием ответчика Каширихиной Г.М., представителя ответчика Аляпкина О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.Е.Б. к Каширихиной Г.М. и к МУ «Комитет по управлению имуществом и земельных отношений администрации МО «З. р-он» о признании недействительным договора приватизации жилого помещения в части, исключении из договора приватизации,
УСТАНОВИЛ:
З.Е.Б. обратился в суд с вышеуказанным иском. Как указано в заявлении, 28 января 1999 года истцу, его матери Каширихиной Г.М., отцу З.Б.А., брату З.А.Б. по договору о безвозмездной передаче предоставлена в собственность квартира по адресу п.З., ул. К. Истец своего согласия на заключение данного договора не давал, не подписывал его, узнал о его существовании в 2010 году при оформлении документов на получение жилищного сертификата в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих». В квартире истец никогда не проживал, на момент заключения договора проходил военную службу в другом субъекте РФ.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Каширихина Г.М. иск признала, ее сын действительно на момент заключения договора приватизации не проживал в квартире. Ордер на квартиру выдавался их семье З-ой нефтебазой. Ей при подаче заявления о приватизации жилья разъяснили, что в договор необходимо вписать всех членов семьи по ордеру, значения договора она не понимала.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельных отношений администрации МО «З. р-он» Аляпкин О.Г. не возражал против удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными.
В соответствии с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.
В материалах приватизационного дела имеется заявление Каширихиной Г.М. о передаче ей и членам ее семьи в собственность занимаемого жилого помещения по адресу п.З., ул. К.. В качестве члена семьи указан З.Е.Б.. Сам договор от **.**.19**г., подтверждающий переход к истцу права собственности на квартиру в порядке приватизации и зарегистрированный З-м БТИ, содержит в графе «покупатель» подпись одного лица, принадлежность которой З.Е.Б. отрицают обе стороны.
Обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование незаконности заключения договора в части, подтверждаются выпиской из послужного списка, согласно которой с **.**.19**г. по **.**.19**г. З.Е.Б. проходил военную службу в Дальневосточном Военном Округе, а также паспортными данными истца, согласно которым он приобрел регистрацию в п.З **.**.19**г. т.е. после заключения договора.
Согласно ст.9 ГК РФ граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению.
Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли сторон (ч.3 ст.154 ГК РФ).
По смыслу приведенных положений закона воля сторон должна быть выражена при непосредственном вступлении в договорные отношения. Исходя из содержания представленных доказательств, суд приходит к выводу, что согласие истца, на тот момент достигшего совершеннолетнего возраста, на участие в сделке не было получено.
Как следует из ст.180 ГК РФ, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Поскольку договор на передачу квартиры мог быть заключен без участия З.Е.Б. и в настоящее время не нарушает права других лиц, суд считает возможным признать его недействительным в заявленной части.
Суд не находит законных дополнительных оснований для исключения З.Е.Б. из договора, который не обосновал данное требование, тогда как признание договора недействительным в части лишает истца права собственности на имущество, т.е. влечет наступления всех желаемых для истца последствий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск З.Е.Б. удовлетворить частично.
Признать недействительным договор на передачу квартиры по адресу РБ., З.р-он, п. З., ул. К. в собственность З.Б.А., Каширихиной Г.М., З.Е.Б., З.А.Б., заключенный **.**.19**г. и зарегистрированный в З-ом БТИ **.**.19**г.., в части передачи 1/4 доли квартиры в собственность З.Е.Б.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья Тугульдурова И.Б.