решение от 30.01.2012 г. по иску прокурора Заиграевского района РБ к администрации МО ГП `П.З.`, администрации МО ГП `П.О.`, администрации МО СП `У` о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по разработке схемы дислокации дорожных знаков



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Заиграево          30 января 2012г.

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тугульдуровой И.Б.,

при секретаре Раднаевой В.М.,

с участием помощника прокурора Заиграевского района РБ Звездиной И.М., представителей ответчиков Понушковой А.Г., Грешиловой Г.В., Спиридоновой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района РБ к администрации МО ГП «П.З.», администрации МО ГП «П.О.», администрации МО СП «У» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по разработке схемы дислокации дорожных знаков и об обязании разработать схему дислокации дорожных знаков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заиграевского района РБ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что согласно ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. Данные полномочия органов местного самоуправления являются расходными обязательствами муниципальных образований. Разработка схем дорожных знаков и разметки входят в работы по содержанию и ремонту дорог. Установление дорожных знаков является частью мер по обеспечению безопасности дорожного движения и содержания дорог, отсутствие знаков создает угрозу безопасности дорожного движения на территории поселений-ответчиков.

В судебном заседании прокурор Звездина И.М. отказалась от исковых требований в отношении администрации МО ГП «П.З.» в связи с принятием ответчиком надлежащих мер по разработке схемы дислокации дорожных знаков в п.З. В отношении администрации МО ГП «П.З.» истец уточнила требования путем установления срока выполнения требования - до 01.11.2012г. - в связи с наличием в границах поселения нескольких населенных пунктов. В отношении администрации МО СП «У» иск поддержала в полном объеме.

Представитель администрации МО ГП «П.О.» Грешилова Г.В. иск признала. В настоящее время заказ разработки схемы дислокации дорожных знаков планируется, в связи с наличием нескольких населенных пунктов в границах поселения (п.О, О-2, О-3, Т) потребуется разработка нескольких схем, что влечет дополнительные расходы. Администрация поселения принимает иные меры по обеспечению безопасности дорожного движения - установлены дорожные знаки, выполняются предписания ОГИБДД района.

Представитель администрации МО СП «У» Спиридонова Л.Н. иск признала частично. 19 января 2012г. администрацией заключен договор с ООО «Б» на разработку проекта схемы дислокации дорожных знаков в с.У, после выполнения работ данная схема будет утверждена. В с.КЯ и А улиц не существуют, стоят по несколько домов, поэтому там возможно самостоятельно разработать схему.

Суд находит иск обоснованным.

В соответствии с п.4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные положения также отражены в Уставах поселений-ответчиков.

Согласно ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

2) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

3) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

4) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

5) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления и др.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ № 160 от 12.11.2007г. и распространяющейся на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации, определено, что в работы по содержанию входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.

Таким образом, анализ содержания приведенных норм позволяет сделать вывод о наличии у органов местного самоуправления обязанности по разработке схем дислокации дорожных знаков в границах поселений.

Как следует из информации МБУ «Управление коммунального и дорожного хозяйства», глав поселений и пояснений сторон, до настоящего времени администрациями МО ГП «П.О.» и МО СП «У» схемы дислокации дорожных знаков не разработаны.

Статьей 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как гласит ст.3 этого же ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Бездействие органов местного самоуправления приводит к нарушению данных принципов и создает реальную угрозу для граждан, интересы которых представляет прокурор в силу ст.45 ГПК РФ, поэтому возложение на ответчиков рассматриваемой обязанности является законным и целесообразным.

Вместе с тем суд не находит оснований для признания администрации МО СП «У» бездействующей, т.к. на момент рассмотрения иска обязанное лицо уже приняло зависящие от нее меры в этой части.

Возражения администрации МО ГП «П.О.» суд отвергает, т.к. до настоящего времени данный орган не приступил к разработке схемы, а значит, бездействует. Выполнение иных обязанностей в области обеспечения безопасности дорожного движения не относится к существу иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Заиграевского района РБ удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МО ГП «П.О.» в части непринятия мер по разработке схемы дислокации дорожных знаков.

Обязать администрацию МО ГП «П.О.» в срок до 01 ноября 2012 года разработать схему дислокации дорожных знаков в населенных пунктах поселения.

Обязать администрацию МО СП «У» разработать схему дислокации дорожных знаков в населенных пунктах поселения.

Иск о признании незаконным бездействия администрации МО СП «У» в части непринятия мер по разработке схемы дислокации дорожных знаков оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья       Тугульдурова И.Б.