РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2010 г. п. Заиграево
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Тютрина С.Н., при секретаре Бадмаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кулакова В.В. на постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
дд.мм.гг. в отношении главы МО СП «---» Кулакова В.В. составлены протоколы об административных правонарушения, предусмотренных ст. 8.5 и ст. 8.41 КоАП РФ.
Постановлениями государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Бурятия Ц. от дд.мм.гг. № * и * Кулаков В.В. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа по ст. 8.5 КоАП РФ - в размере 1000 руб., по ст. 8.41 – в размере 3000 руб. Согласно постановлению * должностным лицом - главой МО СП «---» Кулаковым не предоставлен статистический отчет формы № 2-ТП (отходы) – сведения об образовании, использовании, обезвреживании, передаче другим лицам или получении от других лиц, а также о размещении отходов производства и потребления за -- г., что является нарушением статей 11 и 19 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений и сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами, отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок по заполнению и предоставлению формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» утверждены Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17 января 2005 г. № 1. Согласно постановлению № * должностным лицом - главой МО СП «---» Кулаковым нарушены требования федерального законодательства о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за * и * кварталы -- г., * и * кварталы -- г.
В жалобе на указанные постановления, поданной в Заиграевский районный суд, Кулаков просит прекратить производство по делам, поскольку в действиях главы МО отсутствует состав административного правонарушения. При этом заявитель ссылается на следующие обстоятельства: ни глава МО СП «---», ни само МО не воздействует на окружающую среду, в связи с чем, не обязаны вносить плату за размещение отходов и предоставлять отчетность установленной формы.
В судебном заседании Кулаков жалобу поддержал.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Бурятия Ц. суду показал, что основной вид деятельности МО – административная, основной вид отходов – канцелярские, а также другие отходы, связанные с уборкой административного здания, придомовой территории. Указанные отходы относятся к 5 классу опасности, это наименее опасные отходы, но несмотря на это, закон (ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды») не освобождает МО от платы за негативное воздействие указанных отходов на окружающую среду. Размер платы рассчитывается отдельно для каждого учреждения, расчет платы производит сам хозяйствующий субъект. Статьей 19 указанного ФЗ предусмотрено, что организации обязанные представлять отчетность установленной формы - № 2-ТП, сроки представления отчетности – не позднее 20 числа месяца квартала, следующего за отчетным периодом –кварталом. Факт непредставления отчетности и невнесения платы выявлен в ходе проведенной дд.мм.гг. проверки.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что постановления по делам подлежат отмене, а производства по делам об административных правонарушениях – прекращению за отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям.
Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ст. 19 данного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ст. 1 данного Закона обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Согласно протоколов об административных правонарушениях и оспариваемых постановлений в процессе административно-хозяйственной деятельности МО СП «---» по адресу: ---- образуются такие виды отходов, как: отходы (мусор) от уборки помещения и территории объектов, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, в связи с чем, МО СП «---» оказывает негативное воздействие на окружающую среду в процессе своей деятельности в виде образования отходов производства и потребления. Однако, доказательства, свидетельствующие о том, что МО СП «---» занималось деятельностью, связанной с обращением и размещением отходов, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах в материалах дел отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях главы МО СП «---» составов административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.5 и 8.41 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст.30.6.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Бурятия Ц. от дд.мм.гг. № * и * в отношении главы МО СП «---» Кулакова В.В. отменить, производства по делам прекратить за отсутствием составов административных правонарушений.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: С.Н. Тютрина