РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации село Захарово ДД.ММ.ГГГГ Захаровский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Лукашевича В.Е., при секретаре Сигаевой Н.Г., с участием помощника прокурора Захаровского района Шутеевой Т.В., представителя заинтересованного лица - главы администрации муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение Захаровского муниципального района ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению прокурора Захаровского района Рязанской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области по обеспечению принятия на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Захаровского района Рязанской области Смирнов А.В. обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение Захаровского муниципального района по обеспечению принятия на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, мотивируя его следующими основаниями. Прокуратурой Захаровского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в сельских поселениях муниципального образования - Захаровский муниципальный район, в результате которой выявлен факт нарушения администрацией муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение требований Конституции РФ, Федеральных законов РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», выразившийся в бездействии по постановке бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на территории поселения, на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В результате обследования действующего гидроузла, расположенного на реке <данные изъяты> в 0,5 километрах на северо-запад от МТФ в селе "насел. пункт" Пчелы, установлено, что данное гидротехническое сооружение не соответствует нормам и правилам в области безопасности гидротехнических сооружений, что создает реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и наступления негативных последствий. К вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Администрация сельского поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Бездействие администрации Добро-Пчельского сельского поселения, не позволяющее принять бесхозяйное гидротехническое сооружение на учет в установленном порядке, исключает возможность обращения данного объекта, представляющего повышенную опасность для населения и окружающей природной среды, в муниципальную собственность и последующее распоряжение им, определение лица, обязанного в силу закона соблюдать нормы, правила эксплуатации и охрану недвижимого имущества. Несоблюдение администрацией требований законодательства создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью людей и нарушает права граждан - неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия. Прокурор района, основывая свои требования на ст. ст. 15, 42 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2, 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. ст. 3, 9 ФЗ РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. ст. 2, 50 ФЗ РФ «О противодействии терроризму», ст. ст. 1, 28 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 11, 76 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение по обеспечению принятия на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения и обязать администрацию муниципального образования - Добро-Пчельского сельское поселение обратиться в Захаровский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - гидроузла, расположенного на реке <данные изъяты> в 0,5 километрах на северо-запад от МТФ в селе "насел. пункт" Пчелы. В судебном заседании помощник прокурора Захаровского района Шутеева Т.В. заявление прокурора района поддержала по основаниям указанным в описательной части решения. Представитель заинтересованного лица - глава администрации муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение ФИО1 в судебном заседании пояснил, что с заявлением прокурора района он согласен. Суд, выслушав помощника прокурора района, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 года) «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод. В статьях 3, 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» указано, что под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Согласно пунктам 3, 4 и 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 27 июля 2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Судом установлено и главой администрации сельского поселения не оспаривается, что в границах Добро-Пчельского сельского поселения Захаровского муниципального района Рязанской области на реке <данные изъяты> в 0,5 километрах на северо-запад от МТФ в селе "насел. пункт" Пчелы расположено гидротехническое сооружение (л.д. 14), не имеющее собственника. В ходе проверки указанного выше гидротехнического сооружения, проведенной 30 августа 2010 года Приокским управлением Ростехнадзора совместно с прокуратурой Захаровского района, были выявлены следующие нарушения норм и правил в области безопасности ГТС: просадки грунта гребня плотины; промоина в месте сопряжения водосбросного сооружения с верховым откосом плотины в начальной стадии; не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация эксплуатационного персонала ГТС; не осуществляется страхование гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; эксплуатация осуществляется без согласованных с органом надзора Правил эксплуатации ГТС; не разработаны критерии безопасности ГТС (л.д. 9-12). По сведениям Захаровского отделения Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № Ф-62/13-252 от 26 августа 2010 года регистрация прав собственности на объект недвижимости - гидроузел на реке <данные изъяты> село "насел. пункт" Пчелы (Добро-Пчельское с/п) организацией технической инвентаризации Захаровского района Рязанской области до 1 января 1999 года не проводилась (л.д. 8). Согласно уведомлениюгосударственного регистратораУправления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области ФИО2 № от 27 августа 2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимого имущества - гидроузел на реке <данные изъяты>, адрес: Рязанская область, Захаровский район, село "насел. пункт" Пчелы, отсутствуют (л.д. 7). Из ответа на запрос заместителя главы администрации муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области ФИО3 № 999 от 26 июля 2010 года следует, что право собственности на гидротехническое сооружение - гидроузелна реке <данные изъяты> село "насел. пункт" Пчелы (пользователь Добро-Пчельское сельское поселение)не зарегистрировано (л.д. 13). Согласно ответу на запрос главы администрации муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение Захаровского муниципального района ФИО1 № 80 от 21 сентября 2010 годагидротехнических сооружений, находящихся на территории и стоящих на балансе администрации поселения, не имеется (л.д. 17). Таким образом, меры, установленные федеральным законом по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение. В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Частью 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Поскольку указанное гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области, то не обращение администрации муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение в Захаровский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ. При таких обстоятельствах имеются законные основания для удовлетворения заявления прокурора Захаровского района. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Захаровского района Рязанской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области по обеспечению принятия на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения. Обязать администрацию муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области обратиться в Захаровский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнического сооружения, расположенного на реке Сретенка в 0,5 километрах на северо-запад от МТФ в селе Добрые Пчелы Захаровского района Рязанской области. Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Захаровский районный суд в течение 10 дней со дня принятия. Судья В.Е. Лукашевич