решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Захарово                                                                                                         ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                       

              

Захаровский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Лукашевича В.Е.,

при секретаре Багайдиной Е.О.,

с участием истца Марининой Т.В.,

представителя ответчика - ГУ - отдела Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району Рязанской области по доверенности Сафроновой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Марининой Тамары Викторовны к ГУ - отделу Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Маринина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ - отделу Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя его следующими основаниями.

ДД.ММ.ГГГГ истец Маринина Т.В. обратилась в отдел Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, длительное время - более 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ отдел Пенсионного фонда по Захаровскому району отказал истцу Марининой в досрочном установлении трудовой пенсии по старости, посчитав, что ее педагогический стаж составляет 21 год 7 месяцев 1 день.

Отказывая Марининой в досрочном назначении пенсии по старости, ответчик исключил из ее специального стажа периоды учебы в педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Маринина с данным решением не согласна, так как считает, что в соответствии с абз. 5 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, а также ст. 167 КЗоТ РСФСР и ч. 4 п. 7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года №23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» периоды ее обучения в педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть засчитаны ей в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости.

Маринина Т.В. просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика зачесть ей в специальный стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение в педагогическом институте; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до трех лет.

В судебном заседании истец Маринина Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в описательной части решения.

Представитель ответчика - ГУ - отдела Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району по доверенности Сафронова Л.Н. в судебном заседании иск Марининой Т.В. не признала. В обоснование возражений пояснила, что решением отдела Пенсионного фонда по Захаровскому району от ДД.ММ.ГГГГ Марининой отказано в досрочном установлении трудовой пенсии по старости, так как стаж ее работы на день обращения составил 21 год 7 месяцев 1 день. Отказ мотивирован тем, что согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Представитель третьего лица - управляющий ГУ - отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Пашин Г.В. в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв (л.д. 21-24), в котором просит в иске Марининой Т.В. отказать, так как периоды обучения истца в педагогическом ВУЗе и нахождения в отпуске по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. В связи с чем суммарный стаж работы Марининой на день обращения - ДД.ММ.ГГГГ составил 21 год 7 месяцев 1 день. Кроме того, управляющий представил письменное ходатайство с просьбой рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Отделения.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В пп. 19 п. 1 ст. 27 вышеназванного ФЗ (в редакции № 319-ФЗ от 30 декабря 2008 года) закреплено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из ст. 19 указанного Закона (в редакции № 213-ФЗ от 24 июля 2009 года) следует, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.     

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Маринина Т.В. обратилась в государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с достижением 25-летнего педагогического стажа на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.

Пенсионным органом засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы истца:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 месяцев 19 дней - старшая пионервожатая Плахинской средней школы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 19 дней - учитель математики Остроуховской восьмилетней школы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 года 1 месяц 21 день - учитель математики Безлыченской восьмилетней школы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 16 лет 10 месяцев 2 дня - учитель математики и физики Безлыченской неполной средней школы.

Итого в стаж работы Марининой пенсионным органом засчитано 21 год 7 месяцев 1 день.

Комиссия по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав не зачла истцу в специальный стаж периоды учебы в педагогическом ВУЗе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 11 месяцев 12 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -

3 месяца 23 дня и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 8 месяцев 8 дней - отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ отдел Пенсионного фонда по Захаровскому району решением отказал истцу Марининой в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ввиду недостаточности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д. 15-16).

Суд считает отказ пенсионного органа в назначении пенсии необоснованным, полагает, что на момент обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ у истца возникло право на досрочную пенсию по старости.

Суд полагает, что при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж для назначения Марининой пенсии периоды ее обучения в институте, а также нахождения в отпуске по уходу за ребенком, необходимо руководствоваться законодательством, действовавшим непосредственно в указанный период времени.

Данное положение подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде постановлений и определений в связи с обращением граждан о соответствии Конституции РФ ряда положений ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в частности, Определением № 320-О от 5 ноября 2002 года и Постановлением № 2 от 29 января 2004 года. Из приведенных правовых норм следует, что законодатель вправе вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, при этом он должен обеспечить соблюдение конституционных требований, в том числе, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и одновременно влекущим отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит требованиям Конституции РФ и не допускается.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие до 31 декабря 2001 года. Вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). При этом гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2001 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действующего законодательства.

Согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованных лиц, претендующих на установление досрочной пенсии по старости по нормам ФЗ № 173, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов.

Как следует из ранее действовавшего Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», действовавшим до 22 сентября 1993 года, учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В судебном заседании установлено, что истец Маринина в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала старшей пионервожатой Плахинской средней школы, впоследствии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Маринина продолжила обучение в педагогическом институте, а после его окончания с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность учителя математики в Безлыченскую восьмилетнюю школу (л.д. 12-14).

Принимая во внимание, что Маринина непосредственно перед обучением, а также непосредственно после обучения осуществляла трудовую деятельность в должности учителя в образовательных учреждениях, то время ее обучения в педагогическом ВУЗе подлежит включению в трудовой стаж, связанный с осуществлением педагогической деятельности.

Таким образом, суд не принимает возражения ответчика о невозможности включения в трудовой стаж педагогической деятельности указанных периодов обучения истца в педагогическом институте, так как полагает, что возражения ответчика основаны на неправильном толковании закона.

На основании изложенного, суд считает, что спорные периоды обучения истца в педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 11 месяцев 12 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 месяца 23 дня (л.д. 12-14) подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, что и было сделано ГУ - отделом Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району Рязанской области.

Однако, учитывая, что отпуск по уходу за ребенком начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то и период после ДД.ММ.ГГГГ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 8 месяцев 8 дней (л.д. 43-45), подлежит включению в специальный стаж работы истца.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что в специальный стаж истца Марининой, дающий право на досрочную пенсию по старости, подлежат включению:

21 год 7 месяцев 1 день - признанные ответчиком по решению ГУ - отдела Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району от ДД.ММ.ГГГГ и неоспариваемые истцом;

2 года 3 месяца 5 дней - учеба в педагогическом институте;

1 год 8 месяцев 8 дней - отпуск по уходу за ребенком до трех лет.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец Маринина приобрела право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку ее трудовой стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности на момент обращения к ответчику - ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии составил свыше 25 лет. РФ» - ооооов

Исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия истцу должна быть назначена со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о досрочном назначении пенсии и все необходимые документы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Марининой Тамары Викторовны к ГУ - отделу Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району Рязанской области включить в стаж Марининой Тамары Викторовны, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в педагогическом институте;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до трех лет.

Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Захаровскому району Рязанской области назначить Марининой Тамаре Викторовне досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Захаровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                                                              В.Е. Лукашевич