Дело xxx Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф ЕД Е Р А Ц И И xx.xx.xxxx г. Новосибирск Заельцовский районный суд г. Новосибирска Новосибирской области в составе: Федерального судьи Власкиной Е.С., При секретаре Барышниковой Ж.Ю., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова Николая Андреевича к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству социального развития Новосибирской области, Отделу пособий и социальных выплат Заельцовского района г. Новосибирска о возмещении материального и морального вреда, понуждении к совершению действий, У С ТА Н О В И Л : Захаров Н.А. обратился в суд с иском к Правительству РФ, Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО о солидарном взыскании в его пользу имущественного вреда, состоящего из неполученных ежемесячных денежных выплат за период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx в размере 76815 руб., неполученной ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за тот же период в размере 17973 руб., компенсации за неполученные путевки в оздоровительные учреждения в размере средней стоимости путевок за период действия постановлений Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx и от xx.xx.xxxx xxx, обязании Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО произвести индексацию выплачиваемой ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб., взыскании в его пользу морального вреда с Правительства РФ в размере 3000000 руб., с Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО -100000 руб. В ходе судебного разбирательства судом произведена замена ответчика Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО на правопреемника Министерство социального развития НСО. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Отдел пособий и социальных выплат Заельцовского района г. Новосибирска и УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска; в качестве соответчиков в порядке ст. 40 ГПК РФ привлечены Министерство финансов РФ, Отдел пособий и социальных выплат Заельцовского района г. Новосибирска. После неоднократного изменения исковых требований Захаров Н.А. просит суд о солидарном взыскании в его пользу с Правительства РФ и Министерства социального развития НСО имущественного вреда, состоящего из неполученных ежемесячных денежных выплат за период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx в размере 76815 руб., неполученной ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за тот же период в размере 17973 руб., компенсации за неполученные путевки в оздоровительные учреждения за период с 2002 г. по 2004 г. в сумме 21000 руб., обязании Министерства социального развития НСО произвести индексацию невыплаченной ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб. за период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx, взыскании в его пользу морального вреда с Правительства РФ в размере 3500000 руб., с Министерства социального развития НСО - 500000 руб. В судебном заседании Захаров Н.А., поддержав исковые требования, пояснил, что с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx он проживал, работал и учился в ..., где подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр). Решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от xx.xx.xxxx он признан пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, за ним признано право на льготы, компенсации и предоставление мер социальной поддержки, как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившему суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр. На основании решения суда МЧС России ему было выдано удостоверение единого образца. Однако, для получения удостоверения он потратил около 11 лет, претерпел физические и нравственные страдания, ему причинен имущественный вред. С мая 2000 г. по ноябрь 2007 г. он обращался в соответствующие государственные органы РФ и Новосибирской области по вопросу выдачи ему удостоверения, ожидал ответы, претерпел физические и нравственные страдания из-за неправомерных действий Правительства РФ и Министерства социального развития НСО (его правопредшественников). Правительством РФ ему причинен имущественный и моральный вред. Так, его письмо от xx.xx.xxxx Правительство РФ не сочло нужным рассмотреть и направило в Управление социальной защиты НСО, которое, в свою очередь, на его обращение о выдаче удостоверения ответило незаконным отказом, ссылаясь на отсутствие ... в перечне утвержденных Правительством РФ населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что противоречит Определениям Конституционного Суда РФ от xx.xx.xxxx xxx-О и от xx.xx.xxxx xxx-О-П. Правительство РФ в лице МЧС России не признавало его исковые требования о признании пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения. На его письмо в адрес Президента РФ от xx.xx.xxxx Правительство РФ в лице Минтруда РФ ответило, что вопросы выдачи удостоверений находятся в компетенции МЧС России, вернуло ему заявление, а не направило в МЧС России, нарушив п. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от xx.xx.xxxx xxx-УП и ст. 15 Конституции РФ. На его повторное письмо в адрес Президента РФ от xx.xx.xxxx Правительство РФ в лице МЧС России ответило, что на него действие закона не распространяется вследствие не включения ... в перечень населенных пунктов, жители которых получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр), что противоречит определению Конституционного Суда РФ от xx.xx.xxxx xxx-О-П. Удостоверение ему было выдано МЧС России с нарушением установленного законом срока, по истечении 4,5 месяцев со дня подачи им всех предусмотренных документов, а не в течение 3 месяцев. Удостоверение было выдано xx.xx.xxxx, в то время как все необходимые документы он сдал xx.xx.xxxx и удостоверение должно было быть ему выдано не позднее xx.xx.xxxx С 2000 г. по xx.xx.xxxx Правительство РФ незаконно отказывало ему в выдаче удостоверения, нарушая тем самым действующее законодательство и его права, умышленно затягивая рассмотрение его вопроса, причиняя ему физическую боль и нравственные страдания. Министерством социального развития НСО (его правопредшественниками) ему причинен имущественный и моральный вред в результате того, что на его заявления о предоставлении льгот и компенсаций последние отвечали незаконным отказом, ссылаясь на отсутствие ... в перечне утвержденных Правительством РФ населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При рассмотрении его иска в суде Департаментом социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО был предоставлен незаконный отзыв, где указано, что ему необходимо предоставить доказательства получения им суммарной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Из-за неправомерных действий Правительства РФ и Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО в период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx он не получил ежемесячные денежные выплаты в сумме 76815 руб., ежемесячные денежные компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 17973 руб., а также бесплатные ежегодные путевки в санаторно-курортные или другие оздоровительные учреждения, либо их денежную компенсацию в размере 21000 руб. После получения им удостоверения единого образца, он обратился в Департамент с жалобой от xx.xx.xxxx об индексации получаемой им ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 200 руб. на основании п. 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от xx.xx.xxxx xxx, в чем ему письмом от xx.xx.xxxx было незаконно отказано. С февраля 2007 г. по xx.xx.xxxx он многократно обращался за защитой своих прав в судебные органы, участвовал в заседаниях различных судебных инстанций, обращался в органы исполнения решения суда в г. Москве, ожидал результаты, перенес в этой связи физические и нравственные страдания, виной тому явилось противоправное поведение ответчиков, причинивших ему вред. С 2000 г. по 2009 г. он неоднократно проходил лечение по поводу имеющихся у него заболеваний, в том числе, ишемической болезни сердца, стенокардии, артериальной гипертензии, язвенной болезни 12-типерстной кишки, церебрального атеросклероза и других. Он является инвалидом 2 группы пожизненно. Из–за незаконных действий ответчиков он был лишен возможности воспользоваться своим правом на ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение, либо получение денежной компенсации. По вине ответчиков он был лишен в указанный период мер социальной поддержки. В связи с защитой своих прав он испытывал стресс, что ему по состоянию здоровья противопоказано. Он был вынужден тратить личное время на обращение в различные государственные органы, на изучение правовой литературы, испытывал стресс, недосыпал, переживал. Из-за такой нагрузки на его организм у него ухудшалось состояние здоровья, он был вынужден прибегать к медицинской помощи. Истец указывает, что у него изначально имелись все основания для получения мер социальной поддержки, так как он проживал в 1949 г. - 1963 г. в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, где получил дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр). Ответчикам не было необходимости своими действиями искусственно доводить дело до судебного разбирательства. Кроме того, истец указал, что основанием его иска является возмещение вреда, причиненного ему в результате незаконных действий ответчиков, в размере неполученных им денежных выплат, а не взыскание мер социальной поддержки. Истец возражал против взыскания указанных денежных сумм с иных органов и привлечения их в качестве соответчиков, поскольку причинителями вреда считает Правительство РФ и Министерство социального развития НСО. Привлечение судом к участию в деле в качестве ответчика Отдела пособий и социальных выплат Заельцовского района г. Новосибирска считает незаконным, требований к данному органу не имеет. Требований к УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска и МЧС России не предъявляет, не согласен на привлечение указанных органов к участию в деле в качестве соответчиков. Представитель ответчика Правительства РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее, представил письменный отзыв на иск, в котором просит суд об отказе в иске в полном объеме (т. 1 л.д. 138-161, 164-167), ссылаясь на отсутствие законных оснований для возложения на ответчиков солидарной ответственности перед истцом и взыскания в его пользу морального вреда. В обоснование своих возражений указал, что Федеральным законом от xx.xx.xxxx № 2-ФЗ не предусмотрена выдача удостоверений гражданам, проживавшим в населенных пунктах, не включенных в утвержденный Правительством РФ перечень. Конституционный суд в определениях от xx.xx.xxxx xxx и от xx.xx.xxxx xxx указал, что суды общей юрисдикции вправе разрешать вопрос о возможности предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от xx.xx.xxxx № 2-ФЗ, в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих или опровергающих получение конкретным лицом суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Данный вопрос должен разрешаться судом с учетом положений отраслевого законодательства. Поэтому законные основания для выдачи Захарову Н.А. удостоверения единого образца до принятия судом решения от xx.xx.xxxx отсутствовали. Правительство РФ не осуществляет выдачу удостоверений. Выдача удостоверений осуществляется МЧС России на основании представлений уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в течение 3 месяцев со дня обращения гражданина. На момент поступления документов Захарова Н.А. был израсходован резерв бланков удостоверений, размещен заказ по форме открытого аукциона на изготовление бланков. После проведения открытого аукциона, изготовления и получения бланков удостоверение Захарову Н.А. было оформлено, направлено для вручения истцу и выдано ему xx.xx.xxxx Считает, что задержка в выдаче удостоверения истцу на 1,5 месяца была вызвана непреодолимыми обстоятельствами, просит суд признать данную причину уважительной. Выплату и индексацию названных истцом компенсаций осуществляют уполномоченные органы социальной защиты субъектов РФ, а не Правительство РФ. Считает Правительство РФ ненадлежащим ответчиком. Просит в иске отказать. Представитель ответчика Министерства социального развития НСО Суховеева Е.М. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (т. 1 л.д. 150-151, т. 2 л.д. 20-21), ссылаясь на то, что до вступления в законную силу решения суда от xx.xx.xxxx, то есть до xx.xx.xxxx, Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО (правопредшественник Министерства), будучи уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения в НСО и, действуя в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx, не имел законных оснований для внесения фамилии истца в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, для оформления удостоверения, дающего право на предоставление установленных Федеральным законом от xx.xx.xxxx № 2-ФЗ мер социальной поддержки, поскольку ... не включен в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне xx.xx.xxxx, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, утв. распоряжением Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx. Конституционный суд РФ в Определении от xx.xx.xxxx xxx разъяснил, что вопрос о предоставлении мер социальной поддержки в случае, если гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в указанный перечень, вправе разрешить суд в зависимости от фактических обстоятельств дела. На основании исполнительных документов Захаров Н.А. был включен Департаментом в реестр пострадавших граждан, реестр был направлен в МЧС России. xx.xx.xxxx удостоверение поступило в Департамент, xx.xx.xxxx выдано истцу. С xx.xx.xxxx в отношении истца осуществляются меры социальной поддержки. В период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx Захаров Н.А. правом на социальную поддержку не обладал, поскольку в соответствии с п. 5 Федерального закона от xx.xx.xxxx № 2-ФЗ, меры социальной поддержки предоставляются с момента предъявления удостоверения единого образца. В соответствии с п. 9 Типового положения о территориальном органе Министерства социального развития НСО – Отделе пособий и социальных выплат, утв. Постановлением администрации НСО от xx.xx.xxxx xxx, уполномоченным органом и надлежащим ответчиком по требованию об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров является Отдел пособий и социальных выплат Заельцовского района г. Новосибирска. Захаров Н.А. получает данную компенсацию, которая индексируется в установленном законом порядке. Требование о компенсации морального вреда не признает, на том основании, что виновных действий в отношении истца ответчик не допускал. Иным способом, кроме как в судебном порядке, истец не мог доказать свое право на получение мер социальной поддержки. Захаров Н.А. не представил доказательств причинно-следственной связи его заболеваний с действиями (бездействием) ответчиков. Просит суд в иске Захарову Н.А. отказать в полном объеме. Представитель ответчика Отдела пособий и социальных выплат Заельцовского района г. Новосибирска Кучина И.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (т. 1 л.д. 148-149, т. 2 л.д. 34-35), ссылаясь на то, что право на получение мер социальной поддержки возникло у Захарова Н.А. с момента выдачи удостоверения, то есть с xx.xx.xxxx Истец обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров xx.xx.xxxx Выплата компенсации была ему назначена в размере 200 руб. с xx.xx.xxxx, то есть с месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Данная компенсация выплачивается истцу и индексируется в установленном законом порядке. С xx.xx.xxxx размер компенсации составлял 394 руб. 83 коп., с xx.xx.xxxx составляет 420 руб. 49 коп. Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, представил письменные пояснения по иску (т. 2 л.д. 26-27), в которых указал, что исковые требования Захарова Н.А. считает не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на основания, изложенные ответчиками. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу о том, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат в полном объеме по следующим основаниям. Судом установлено: Захаров Н.А. проживал, работал и учился в период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx в поселке Белоусовка Глубоковского ... (т. 1 л.д. 14-16). Решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от xx.xx.xxxx Захаров Н.А. признан пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, за ним признано право на льготы и компенсации, предоставление мер социальной поддержки, как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившему в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр. Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области обязан включить Захарова Н.А. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить в МЧС России представление о выдаче Захарову Н.А. удостоверения единого образца. МЧС России обязано выдать Захарову Н.А. удостоверение единого образца, как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившему в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр. Решение вступило в законную силу xx.xx.xxxx (л.д.14-16). Из пояснений сторон, материалов дела следует, что удостоверение единого образца выдано Захарову Н.А. xx.xx.xxxx С xx.xx.xxxx истец получает меры социальной поддержки (т. 1 л.д. 82, 31). Как видно из материалов дела, Захаров Н.А. обращался по вопросу предоставления ему соответствующих мер социальной поддержки xx.xx.xxxx к председателю Правительства РФ, xx.xx.xxxx и xx.xx.xxxx к Президенту РФ, xx.xx.xxxx к руководителю Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО. В предоставлении указанных мер ему было отказано, на том основании, что ... не включен в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне xx.xx.xxxx, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, утв. распоряжением Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx., а предоставление мер социальной поддержки гражданам, не проживавшим в указанных населенных пунктах, законом не предусмотрено (т. 1 л.д. 12-13, 24-31, 33-34). На основании п. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В силу п. 2 указанной статьи, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение мер социальной поддержки гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. По своей правовой природе предусмотренные указанным Федеральным законом выплаты являются мерами социальной поддержки граждан, носят компенсационный характер, убытками и вредом не являются. Истец просит суд о взыскании с Правительства РФ и Министерства социального развития НСО в его пользу имущественного вреда в виде неполученных им по вине последних компенсационных выплат. Судом разъяснялись истцу его права на изменение исковых требований, замену ответчиков, привлечение к участию в деле соответчиков, против чего Захаров Н.А. категорически возражал. В силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Предусмотренных законом оснований, при которых суд может выйти за пределы заявленных требований, при рассмотрении настоящего дела не имеется. Предусмотренных ст. 40 ГПК РФ оснований для привлечения судом по своей инициативе к участию в деле соответчиков нет. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ, гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx был утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, проживание в которых дает право гражданину на получение льгот как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. ... района ..., в котором проживал истец, в указанный Перечень не включен. Исходя из этого, Захарову Н.А. на его обращения было отказано в предоставлении мер социальной поддержки. Согласно определению Конституционного суда РФ от xx.xx.xxxx xxx вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от xx.xx.xxxx, вступившим в законную силу xx.xx.xxxx, Захаров Н.А. признан пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, за ним признано право на льготы и компенсации, предоставление мер социальной поддержки. Таким образом, с момента вступления решения суда от xx.xx.xxxx в законную силу, у Захарова Н.А. возникло право требовать предоставления ему установленных законом мер социальной поддержки. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от xx.xx.xxxx № 2-ФЗ, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx утверждены Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с которыми удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) (п. 2 Правил). В соответствии с п. 3 Правил, для получения удостоверения гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ соответствующее заявление с приложением, в том числе, документов, подтверждающих факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством РФ. При предоставлении необходимых документов, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, в силу п. 4 Правил, вносят сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направляют в МЧС России в месячный срок со дня подачи документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, представления о выдаче удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестра, а также копии представленных документов. Аналогичный порядок устанавливался ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx. Согласно Постановлению Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx для получения удостоверения требовались те же документы. На основании Постановления Губернатора Новосибирской области от xx.xx.xxxx xxx, исполнительным органом государственной власти, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социальной защиты населения на территории НСО, являлся Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту НСО. Поскольку поселок ..., в котором проживал истец, не был включен в соответствующий Перечень, Департамент, руководствуясь вышеназванными Правилами отказывал истцу в предоставлении мер социальной поддержки до вступления в законную силу решения суда от xx.xx.xxxx Удостоверение было выдано Захарову Н.А. xx.xx.xxxx, следовательно, с указанного времени истец имеет право на получение мер социальной поддержки. Вместе с тем, судом установлено нарушение МЧС России срока выдачи истцу удостоверения, предусмотренного п. 5 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. Постановлением Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx - не позднее 3 месяцев со дня подачи документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Как следует из пояснений сторон, Захаров Н.А. подал необходимые документы xx.xx.xxxx, удостоверение должно было быть выдано не позднее xx.xx.xxxx, а фактически было выдано xx.xx.xxxx Названные МЧС России причины пропуска указанного срока являются неуважительными. В период выдачи удостоверения Захарову Н.А. действовали вышеназванные Правила, согласно п. 5 которых, выдача удостоверений осуществлялась МЧС России. В соответствии с ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx, выдача удостоверений также осуществлялась МЧС России. Согласно действовавшему до этого Постановлению Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx, удостоверения оформляла администрация Алтайского края. Таким образом, в период с 2000 г. по 2009 г. Правительство РФ не было уполномочено выдавать удостоверения единого образца гражданам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также осуществлять указанным лицам предусмотренные законом выплаты. Указом Президента РФ от xx.xx.xxxx xxx утверждено Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1), управление, координацию, контроль и реагирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 2). МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы (п. 3). МЧС России является юридическим лицом (п. 18). В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (ч. 1). Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач (ч. 2). Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти (ч. 3). Поскольку, МЧС России является юридическим лицом, оно, в силу п. 1 ст. 48 ГК РФ, может от своего имени нести обязанности, быть ответчиком в суде. В судебном заседании Захаров Н.А. против привлечения МЧС России к участию в деле в качестве ответчика возражал, требований к данному органу не заявлял. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от xx.xx.xxxx № 2-ФЗ, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату, размер которой для граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), устанавливается в сумме 1236 руб. Согласно ч. 3 ст. 4.1 указанного Федерального закона, Приказу Минздравсоцразвития РФ от xx.xx.xxxx xxx, ежемесячная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Захаров Н.А. в судебном заседании против привлечения УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска к участию в деле в качестве ответчика возражал, требований к данному органу не заявлял. На основании п. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗВ (бэр), гарантируются меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. В соответствии с Правилами выплаты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от xx.xx.xxxx xxx, данная выплата производится уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в сфере социальной защиты населения. Таким органом, согласно Типовому положению о территориальном органе Министерства социального развития НСО – Отделе пособий и социальных выплат, утв. Постановлением администрации НСО от xx.xx.xxxx xxx, является Отдел пособий и социальных выплат Заельцовского района г. Новосибирска. В судебном заседании Захаров Н.А. возражал против привлечения указанного органа к участию в деле в качестве ответчика, требований к Отделу не имел. Вместе с тем, судом установлено, что данная выплата производится истцу с xx.xx.xxxx и индексируется в установленном порядке. Требование Захарова Н.А. об индексации данной выплаты за период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx является незаконным, поскольку в указанный период истец не имел удостоверения и права на получение данной выплаты, индексация указанной выплаты производится в установленном законом порядке. Кроме того, данное требование заявлено к ненадлежащему ответчику – Министерству социального развития НСО. В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ, утратившим силу, в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантировалось первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение (при наличии заболеваний, перечень которых определяется Правительством РФ), а в случае невозможности предоставления путевки - выплата денежной компенсации в размере ее средней стоимости. Данная мера социальной поддержки не могла быть предоставлена истцу, поскольку ее получение было обусловлено предоставлением удостоверения на право получения льгот и компенсаций, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.06.2002 № 478 «О предоставлении гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, путевок на санаторно - курортное лечение либо выплаты им денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок». Исследовав имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе Захарову Н.А. в удовлетворении его требований о взыскании с Правительства РФ и Министерства социального развития НСО имущественного вреда по заявленным истцом основаниям, в виду отсутствия доказательств причинения истцу вреда в результате виновных действий (бездействий) указанных органов, поскольку Министерство социального развития НСО (его правопредшественники) отказывали истцу в предоставлении мер социальной поддержки, руководствуясь требованиями действующего законодательства; Правительство РФ не уполномочено на предоставление гражданам указанных мер социальной поддержки; истец не был лишен возможности защищать свои права в судебном порядке; правом на компенсационные выплаты до получения удостоверения единого образца не обладал. Требований о взыскании компенсационных выплат к иным органам истец не заявлял. На основании ст. ст. 151, 1099, 1100 ГК РФ, суд отказывает Захарову Н.А. в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, поскольку истцом данное требование заявлено, в связи с нарушением его имущественных прав, что противоречит закону, доказательств причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) ответчиков, связанными с отказом в предоставлении истцу мер социальной поддержки и причинением вреда здоровью истца, последний суду не представил. Судом предлагалось истцу представить такие доказательства, в том числе, ходатайствовать о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы, от чего истец отказался. Представленные истцом медицинские документы не подтверждают факта повреждения здоровья истца в результате совершения ответчиками незаконных действий по отказу истцу в предоставлении мер социальной поддержки. Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Захарову Николаю Андреевичу в иске к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству социального развития Новосибирской области, Отделу пособий и социальных выплат Заельцовского района г. Новосибирска о возмещении материального и морального вреда, понуждении к совершению действий отказать в полном объеме. На решение может быть подана частная жалоба в Новосибирский областной суд в течение 10 дней. Судья - п.п. Копия верна, подлинное решение находится в гражданском деле xxx г. в Заельцовском районном суде г. Новосибирска. Судья - Е.С. Власкина Секретарь - Барышникова Ж.Ю.