Вынесено 03.03.2011



Дело xxx

Поступило в суд xx.xx.xxxx

                                               Р Е Ш Е Н И Е

                                  Именем Российской Федерации

xx.xx.xxxx                                                         ...

Федеральный суд общей юрисдикции ...

                                       В с о с т а в е:

Председательствующего                                      Н. Е. Кузнецовой

При секретаре                                                         Хмелевой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ярошевского Ивана Сергеевича о признании незаконным решения об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости,

                                               У с т а н о в и л:

     Ярошевский И.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, мотивируя свое заявление следующим:

xx.xx.xxxx Отдел кадастрового учета Управления Росреестра по ... принял решение xxx об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470.

Указанное решение нарушает права и законные интересы заявителя, является не законным, по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Ярошевскому И.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500000кв.м., расположенный по адресу: ..., МО Толмачевский сельсовет, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права ... (запись в ЕГРП xxx).

xx.xx.xxxx Внеочередной 49-ой сессией третьего созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета, было принято решение о проведении публичных слушаний по обсуждения вопроса о смене разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500000кв.м., расположенный по адресу: ..., МО Толмачевский сельсовет, о чем в ... «Приобская правда» xxx (372) от xx.xx.xxxx было опубликовано соответствующее сообщение.

xx.xx.xxxx Советом депутатов Толмачевского сельсовета были проведены открытые публичные слушания по обсуждению вопроса о смене разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500000кв.м., расположенный по адресу: ..., МО Толмачевский сельсовет, по резильтатам которых было принято решение «одобрить вопрос о смене разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 54:19:034001:470. Категория сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для Дачного строительства и внести его на рассмотрение сессии Совета депутатов».

xx.xx.xxxx Главой Администрации Толмачевского сельсовета Постановление xxx «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», которым принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500000кв.м., расположенный по а ..., МО Толмачевский сельсовет, с «для ведения сельского хозяйства» на «Для дачного строительства». Данное Постановление никем не отменено, не признано недействительным.

В связи с принятием Главой Администрации Толмачевского сельсовета указанного решения, xx.xx.xxxx Заявитель обратился в Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по НСО с заявлением (xxx) о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 500000кв.м., расположенный по адресу: ..., МО Толмачевский сельсовет, изменить разрешенное использование с «Для сельского хозяйства» на «Для дачного строительства». Совместно с указанным заявлением Заявителем были предоставлены все необходимые документы, в соответствии с требованием ст.ст. 21-22 ФЗ РФ от xx.xx.xxxx №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

xx.xx.xxxx Заявителем был получен отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 54:19:034001:470 от xx.xx.xxxx(xxx). В обоснование принятого решения Территориальный (межрайонный) отдел xxx Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по НСО указал, что в соответствии с ч.3 ст.37Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются, решение об изменении oдного вида разрешенного использования на другой вид такого использования принимаются соответствии с федеральными законами. Нормы Земельного кодекса РФ, ФЗ РФ xxx xx.xx.xxxx «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объедини граждан» (какие именно - заинтересованным лицом не указанно), допускают использование для дачного строительства только предоставленных для этих целей в установленном порядков земельных участков, и, в соответствии с п.2 ч.2 ст. 27 ФЗ РФ №221-ФЗ от xx.xx.xxxx «О государственном кадастре недвижимости», т.е. в связи с тем, что «заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержат соответствуют требованиям ФЗ №221-ФЗ», следует отказать внести изменена) государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470.

В соответствии с ч.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ «Любой вид разрешеного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования». В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса РФ «В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженер и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон». В соответствии с ч.6, 7 ст.36 того же Кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправленияв соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 ФЗ РФ от xx.xx.xxxx №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» (в ред. Федеральных законов от xx.xx.xxxx N 206-ФЗ, от xx.xx.xxxx N 232-ФЗ) - действовавшей до принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от xx.xx.xxxx N343-ФЗ):решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона от xx.xx.xxxx №191-ФЗ, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В соответствии со ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Кроме того, в соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от xx.xx.xxxx... «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» «До принятия правил землепользования и застройки, но не позднее xx.xx.xxxx, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид может быть принято главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.      Следовательно, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее xx.xx.xxxx, допустимо принятие решения об установлении такого вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, как "для дачного строительства". Также при наличии вышеназванных условий допустимо определить разрешенное использование земельного участка на основании утвержденного проекта планировки территории (пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного Koдекса Российской Федерации ").

Что касается соотношения названных правовых норм с нормами Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то требования, предъявляемые названным Законом зонированию территории для размещения садоводческих, огороднических и дат некоммерческих объединений (статьи 12, 14 и 15 названного Закона распространяются исключительно на случаи предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства некоммерческими объединениями граждан. Таким образом, особые условия для зонирования территории для размещения вышеназванных организаций не являются препятствием для изменения разрешенного использования земельного участка, принадлежащего гражданину, на такой вид разрешенного использования, как Для дачного строительства". Право гражданина вести дачное хозяйство индивидуальном порядке закреплено статьей 8 названного Закона.

Оформление состоявшегося изменения разрешенного использования отношении земельных участков, являющихся сельскохозяйственными угодьям может осуществляться двумя способами. Во-первых, орган местного самоуправления, принявший решение об изменении разрешенного использования земельного участка или утвердивший правила землепользования и застройки направляет документы, подтверждающие изменение разрешенного использования земельного участка, в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (часть 8 статьи 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости Постановление Правительства Российской Федерации от xx.xx.xxxx xxx "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости"). Во-вторых, сведения о разрешенном использовании земельного участка заинтересованный собственник земельного участка может просить включить в сведения государственного кадастра недвижимости в порядке учета изменений сведений об этом земельном участке (часть 3 статьи 16, част статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"

В соответствии со ст. 16 ФЗ РФ от xx.xx.xxxx №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи Федерального закона от xx.xx.xxxx №221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый; связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 Федерального закона №221-ФЗ сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Федерального за №221-ФЗ, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Федерального закона xxx ФЗ, осуществляются, если иное не установлено законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

В силу статьи 254 - 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

На основании изложенного, просит суд признать решение xxx от xx.xx.xxxxОтдела кадастрового учета Управления Росреестра по ... об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470 незаконным.

ОбязатьОтдел кадастрового учета Управления Росреестра по ... осуществить кадастровый учет измененийв государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500000кв.м., расположенный по адресу: ..., МО Толмачевский сельсовет, изменить разрешенное использование с «Для ведения сельского хозяйства» на «Для дачного строительства».

Кроме того, заявитель просит суд восстановить пропущенный срок подачи жалобы, мотивируя свое заявление следующим: xx.xx.xxxx Ярошевский И.С. обратился в Заельцовский районный суд ... с заявлением о признании незаконным решения об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости. Определением от xx.xx.xxxx дело оставлено без рассмотрения в связи с повторной неявкой заявителя в судебное заседание.

В силу ст. ст. 254-256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии со ст.202 ГК РФ) после вынесения определения.

Заявитель в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин своей неявки суду не представил.

Представитель заявителя в судебном заседании от исковых требований к Отделу кадастрового учета Управления Росреестра по НСО отказался, данный отказ в этой части судом принят, производство по делу в части требований к Отделу кадастрового учета Управления Росреестра по НСО производством прекращено. Просил суд признать решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» xxx от xx.xx.xxxxоб отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470 незаконным, обязатьФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществить кадастровый учет измененийв государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500000кв.м., расположенный по адресу: ..., МО Толмачевский сельсовет, изменить разрешенное использование с «Для ведения сельского хозяйства» на «Для дачного строительства».

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях к ФГУ «Земельная кадастровая палата» настаивала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в заявлении, кроме того, поддержала заявление о восстановлении срока на подачу заявления.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» в судебном заседании требования Ярошевского не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на заявление в котором указала следующее:

Ярошевский И.С. обратился в Межрайонный отдел xxx ФГУ «ЗКП» по ... с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от xx.xx.xxxx xxx.

К указанному заявлению были приложены следующие документы: копия решения внеочередной 49-й сессии Совета депутатов Толмачевского сельсовета ... от xx.xx.xxxx xxx «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопроса о смене разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470; копия публикации в газете «Приобская правда» Решения внеочередной 49-й сессии Совета депутатов Толмачевского сельсовета ... от xx.xx.xxxx xxx «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопроса о смене разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470; копия протокола проведения публичных слушаний от xx.xx.xxxx; копия письма Минэкономразвития России от xx.xx.xxxx № Д-23-2687.
xx.xx.xxxx с соблюдением норм законодательства, а также Федерального закона от xx.xx.xxxx № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -Закон о кадастре) было вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета xxx на основании п.2 ч.2 ст. 27 Закона о кадастре.

В соответствии с пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от xx.xx.xxxx xxx, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).

    В данной ситуации Постановление Администрации Толмачевского сельсовета не соответствовало требованию пункта 9 части 1 статьи 22 Закона о кадастре.

Позиция ФГУ «ЗКП» по ... по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470 основывается на следующем.

Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах (статья 1):

приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Частью 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Пунктом 1 ч.3 ст.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, устанавливаемые в рамках градостроительного зонирования, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому нормы Градостроительного кодекса РФ и Федерального Закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» в данном случае применены быть не могут.

В п.3 ч.1 ст.4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» говорится о том, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний. То есть имеется ввиду ситуация, когда правила еще не приняли по каким либо причинам. Но в отношении земель сельскохозяйственных угодий они вообще не устанавливаются исходя из ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ. Поэтому данная норма не подлежит применению в рассматриваемой ситуации.

В соответствии с ч.7 ст.36 и ч. 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В настоящее время отсутствует федеральный закон, который бы определял уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, полномочный определять использование таких земельных участков, а также порядок принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Также и в действующем федеральном законодательстве (Земельный Кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от xx.xx.xxxx xxx-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», Федеральный закон от xx.xx.xxxx xxxГФЗ «О введении Градостроительного Кодекса РФ», Федеральный закон от xx.xx.xxxx xxx-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.) нет нормы, уполномочивающей глав сельсоветов муниципальных образований, глав муниципальных районов определять вид разрешенного использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, нет нормы, уполномочивающей изменять вид разрешенного использования земельных участков, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья, на такой вид как «дачное строительство», «дачное хозяйство».

Учитывая изложенное, ФГУ «ЗКП» по ... считает, что Постановление Администрации Толмачевского сельсовета ... от xx.xx.xxxx xxx «Об изменении разрешенного использования» не подтверждает в соответствии с федеральным законодательством, установленное разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470 как этого требует пункт 9 части 2 ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации обозначен состав земель в Российской Федерации. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, одной из которых является - земли сельскохозяйственного назначения. Земли, указанные в данной статье, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного Кодекса РФ разрешенное использование земельных участков выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Федеральными законами предусмотрены две формы зонирования территории: градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (Глава 4 Градостроительного кодекса РФ) и зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (статья 12 Федерального закона от xx.xx.xxxx №66-ФЗ «О садоводческих, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», далее - Федеральный закон 66-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона 66-ФЗ определен специальный порядок зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Частями 2 и 3 указанной статьи предусматривается, что органы местного самоуправления выступают заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и определяют порядок финансирования разработки указанных схем. Нормами указанных статей определен состав сведений на схемах зонирования, в том числе сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.

Никаких документов и сведений, свидетельствующих о подготовке схемы зонирования территории сельсовета для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в соответствии с вышеуказанными нормативными правыми актами, Администрацией Толмачевского сельсовета в адрес ФГУ «ЗКП» по ... не предоставлялось.

Постановление Администрации Толмачевского сельсовета ... xxx от xx.xx.xxxx9г. «Об изменении разрешенного использования земельного участка» не является документом зонирования территории, в соответствии с которыми выбирается разрешенное использование земельных участков.

Толкование статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. В том случае, если зонирование отсутствует, то и применение статьи в части самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков невозможно.

Ссылку на письмо Минэкономразвития от xx.xx.xxxx №Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» считают несостоятельной по причине следующего.

В соответствии с Указом Президента РФ от xx.xx.xxxx N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» в Министерстве юстиции Российской Федерации производится регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также предусмотрена обязательность официального опубликования таких актов.

Согласно п.9 указанного Указа Президента РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Согласно п. 10 приведенного Указа Президента РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в „силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме того, согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от xx.xx.xxxx N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Письмо Минэкономразвития от xx.xx.xxxx №Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» не только не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, но и официально не опубликовано в «Российской газете», в связи с чем это Письмо не может быть отнесено к акту Минэкономразвития России.

Считают, что указанное Письмо по своему содержанию является разъяснением по конкретному обращению и имеет лишь информационно-разъяснительный характер.

На основании изложенного, считают, что решение ФГУ «ЗКП» по ... от xx.xx.xxxx xxx «Об отказе в осуществлении кадастрового учета» соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы И.С.Ярошевского.

Просят суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителя ФГУ «ЗКП», исследовав письменные материалов дела, суд находит требования Ярошевского И.С. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 п.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п.13 ст.27 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Судом установлено:

Ярошевский И.С. является собственником земельного участка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения- для ведения сельского хозяйства, площадью 500 000кв.м., адрес местоположения : НСО, ..., МО Толмачевский сельсовет, кадастровый номер 54:19:034001:470 (л.д. 11).

Из кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что спорный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование – для ведения сельского хозяйства, фактическое использование- для организации крестьянско- фермерского хозяйства ( л.д.10).

xx.xx.xxxx Внеочередной 49-ой сессией третьего созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета, было принято решение о проведении публичных слушаний по обсуждения вопроса о смене разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500000кв.м., расположенный по адресу: ..., МО Толмачевский сельсовет (л.д.13, л.д.14), о чем в ... «Приобская правда» xxx (372) от xx.xx.xxxx было опубликовано соответствующее сообщение (л.д.16).

xx.xx.xxxx Советом депутатов Толмачевского сельсовета были проведены открытые публичные слушания по обсуждению вопроса о смене разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500000кв.м., расположенный по адресу: ..., МО Толмачевский сельсовет, по резильтатам которых было принято решение «одобрить вопрос о смене разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 54:19:034001:470. Категория сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для Дачного строительства и внести его на рассмотрение сессии Совета депутатов» (л.д.15).

xx.xx.xxxx Главой Администрации Толмачевского сельсовета Постановление xxx «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», которым принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500000кв.м., расположенный по а ..., МО Толмачевский сельсовет, с «для ведения сельского хозяйства» на «Для дачного строительства» (л.д.12).

xx.xx.xxxx Ярошевским И.С. в ФГУ «ЗКП» было подано заявление для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470 (л.д. ).

xx.xx.xxxx ФГУ «ЗКП» принято решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета на основании п.2 ч.2 ст.27 ФЗ РФ « О государственном кадастре недвижимости», которое ФГУ «ЗПК» было мотивировано следующим:

В соответствии с частью 2 ст.7ЗК РФ разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с зонированием территорий, порядок проведения которого регулируется ГрК РФ.

В соответствии с ч.3 ст.37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. При этом в соответствии с ч.6 ст.36ГрК РФ градостроительные регламенты, которыми определяются виды разрешенного использования земельных участков, для сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются. Таким образом, согласно ч.5 ст. 37 ГрК РФ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, на другой вид такого использования принимается в соответствии с федеральными законами.

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками земель сельскохозяйственного назначения, регулируются ФЗ от xx.xx.xxxx № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пунктом 1 п.3 ст.1 указанного закона установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Нормы ЗК РФ, ФЗ РФ от xx.xx.xxxx № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения (земельных участков и долей в праве общей долевой собственности), на другой вид разрешенного использования, не связанный с сельскохозяйственным производством, в том числе на разрешенное использование « для дачного строительства» не предусмотрено (л.д.       ).

Таким образом, судом установлено, что земельный участок, принадлежащий Ярошевскому относится к категории земель - сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования- сельскохозяйственный.

В соответствии со ст.7 ЗК РФ Земли РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно ч.1, ч.6 и ч.7 Статьи 36 Градостроительного кодекса РФ Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.

В силу ст.77ЗК РФ Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ст. 78 ЗК РФ. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 названной нормы).

Статья 2 Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Статья 12 Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Следующим этапом в силу статей 12,14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.

Таким образом, нормы ЗК РФ, Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков "для размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Статья 8 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает возможность ведения в индивидуальном порядке садоводства, огородничества и дачного хозяйства только на территориях садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что законодательством не предусмотрен упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности граждан.

В соответствии с порядком, установленным статьей 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Ярошевскому, с установленным разрешенным использованием земельного участка, в материалы дела не представлено, таким образом, ФГУ «ЗКП» правомерно отказало Ярошевскому во внесении изменений в государственный земельный кадастр об изменении вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности заявителю земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:19:034001:470, расположенного по адресу: НСО, ..., МО Толмачевский сельсовет.

В силу ст.7 ч.2 п.13 и п.14 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок и разрешенное использование земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии с пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от xx.xx.xxxx xxx, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).

    В соответствии с частью 4 статью 258 ГПК РФ Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены..

На основании изложенного, принимая во внимание, что земельный участок, принадлежащий Ярошевскому И.С. относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - сельского хозяйства, данный земельный участок не предоставлялся садоводческому, огородническому и дачному товариществу суд приходит к выводу, что решение ФГУ «ЗКП» от xx.xx.xxxx об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка является законным, обоснованным, не нарушающим права заявителя.

При этом суд не принимает во внимание ссылку представителя заявителя на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от xx.xx.xxxx... «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», т.к. указанное письмо не является нормативно- правовым актом, в силу отсутствия его регистрации в Министерстве Юстиции РФ в установленном порядке. По этим же основаниям суд не принимает во внимание ссылку представителя заявителя и на письмо заместителя Губернатора НСО.

Кроме того, в силу ст.256 ГПК Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Принимая во внимание, что решение ФГУ «ЗКП» вынесено xx.xx.xxxx (л.д.     ), заявление в суд поступило xx.xx.xxxx, что подтверждается штампом суда на заявлении ( л.д.5), Ярошевским пропущен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения ФГУ «ЗКП», что также является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Тот факт, что Ярошевский И.С. xx.xx.xxxx обращался в суд с аналогичным заявлением, однако, определением Заельцовского районного суда ... от xx.xx.xxxx оставлено без рассмотрения по ст. 222 ГПК РФ в связи с неявкой сторон по вторичному вызову, не может расцениваться как уважительная причина пропуска срока обращения в суд, иных доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока обращения в суд об оспаривании решения ФГУ «ЗКП» суду не представлено.

Суд не принимает во внимание доводы представителя заявителя о приостановлении срока исковой давности в связи с подачей заявления в ноябре 2010 года и ссылку на ст.256 ГПК РФ не является сроком исковой давности, а является процессуальным сроком, указанная статья предусматривает только возможность восстановления данного срока и не предусматривает оснований для его приостановления.

В связи с установленными в судебном заседании обстоятельствами в соответствии с вышеуказанными нормами закона суд отказывает Ярошевскому И.С. в удовлетворении заявления об оспаривании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 -197 ГПК РФ, суд

                                            Р е ш и л :

В заявлении Ярошевского Ивана Сергеевича о признании незаконным решения xxx от xx.xx.xxxx ФГУ «Земельная кадастровая палата» об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470 незаконным, возложении обязанности на ФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществить кадастровый учет изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:034001:470, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 500 000 кв.м., расположенный по адресу : НСО, ..., МО Толмачевский сельсовет, изменить разрешенное использование с «Для ведения сельского хозяйства» на « Для дачного строительства» ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней с момента подготовки решения в окончательной форме.

Дата подготовки решения в окончательной форме xx.xx.xxxx.

Председательствующий                                                     Н. Е. Кузнецова

19