Дело xxx РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ xx.xx.xxxx г. Новосибирск Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе: Председательствующего судьи Чалковой С.Н. При секретаре Кузьминых Е.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смагиной Лидии Константиновны о признании незаконным решение от xx.xx.xxxx Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Новосибирской области, понуждении к действиям, взыскании судебных расходов. УСТАНОВИЛ: В Заельцовский районный суд г. Новосибирска поступило на рассмотрения заявление Смагиной Лидии Константиновны о признании незаконным решение от xx.xx.xxxx Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Новосибирской области, понуждении к действиям, взыскании судебных расходов. В последствии Смагиной Л.К. были уточнены лица привлеченные по заявлению, а также требования xxx - она просила: обязать Администрацию Заельцовского района г. Новосибирска принять в установленном порядке меры по постановке Смагину Лидию Константиновну на учёт для обеспечения жильём в рамках Указа xxx от xx.xx.xxxx «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с xx.xx.xxxx. В судебное заседание Смагина Л.К. не явилась, просила дело рассмотреть без её участия, с участием её представителей. В судебном заседании представители Смагиной Л.К. пояснили, что, Смагина Лидия Константиновна, xx.xx.xxxx рождения, проживающая по указанному выше адресу в бревенчатом ... года постройки, является :а) пенсионером по старости; б) ветераном труда; в) тружеником тыла; г) вдовой инвалида III гр. - участника ВОВ, умершего xx.xx.xxxx; д) пострадавшей от политических репрессий. xx.xx.xxxx она, руководствуясь Указом xxx от xx.xx.xxxx Президента РФ « Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с последующими изменениями), сдала в Отдел по жилищным вопросам все необходимые документы для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Письмом xxx от xx.xx.xxxx и.о. главы администрации Кочев Ю.В. отказал ей в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Впоследствии она неоднократно, в порядке подчинённости обжаловала отказные решения тех или иных должностных лиц, но последние принимали решения идентичные предыдущим. Наконец она обращение от xx.xx.xxxx к Президенту РФ, её обращение было для рассмотрения направлено в Правительство Новосибирской области. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области письмом xxx от xx.xx.xxxx за подписью заместителя министра ЕА Бондаренко принято решение об отказе в принятии на учёт и обеспечения жильём в рамках Указа xxx от xx.xx.xxxx В принятии на учёт было отказано по двум основаниям: превышение учётной нормы 12 кв.м. на зарегистрированного на данной жилой площади 48,9м.кв., и отсутствие факта признания дома непригодным для проживания. Данное решение от xx.xx.xxxx считает незаконным и нарушающим права и свободы Смагиной Л.К.. В соответствии с п/п 1 п.1 ст.10 Закона РФ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» «государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:1) обеспечивает объективное, всестороннее. .. рассмотрение обращения...» При рассмотрении обращения Смагиной Л.К.её не приглашали, ничего дополнительно не уточняли, какие-либо документы и сведения не запрашивались, следствием чего оспариваемое письмо было принято по ранее аналогичным решениям, идентичным по своему содержанию. В частности, в решении от xx.xx.xxxx за подписью заместителя министра ЕА Бондаренко сказано, что в доме зарегистрировано 4 человека., а на момент рассмотрения обращения на её жилой площади, а также на сегодняшний день зарегистрировано 6 человек и все они фактически проживают. Но т.к. зарегистрировано и проживает 6 человек, то вывод о превышении учётной нормы (12м.кв),установленной п.4.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска, принятое решением xxx от xx.xx.xxxx Городского совета г.Новосибирска, является незаконным. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение которого оспаривается Смагиной Л.К., неверно применяет институт жилищного права под названием «регистрация». Дело в том, что ни жилищное законодательство Российской Федерации, ни региональное вообще, ни ЖК РФ в частности, в особенности его Раздел Ш(гл.7), а также Закон Новосибирской области xxx от xx.xx.xxxx« Об учёте органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма», а также упомянутое выше Положение от xx.xx.xxxx Городского совета Новосибирска не упоминают само слово «регистрация» применительно к её случаю. Везде идёт речь о проживающих гражданах. Ведь не всякий зарегистрированный на данной жилой площади на ней же и проживает. Говоря о превышении учётной нормы на каждого зарегистрированного человека, заместитель министра ЕА Бондаренко неверно увязывает данный вывод с общей площадью дома - 48,9кв.м. В момента получения xx.xx.xxxx свидетельства о праве на наследство по закону в связи со смертью мужа Смагина П.Ф. - инвалида ВОВ и принятия наследства (ст.ст.1152 и 1153 ГК РФ) она стала собственником всего жилого дома площадью 48,9кв.м. Но xx.xx.xxxx она подарила 1/2долю в праве общей долевой собственности на данный жилой дом своему внуку - Петренко К.В., что подтверждаю прилагаемым к настоящему заявлению свидетельством серии ... от xx.xx.xxxx о государственной регистрации права. Указанная сделка по отчуждению была совершена в соответствии со ст. ст. 209, 246, 288, 558 ГК РФ, ст.ст.16 и 30 ЖК РФ. Т.к., будучи собственником всего дома на момент дарения его половины в 2007г., все члены семьи собственника проживали и были зарегистрированы именно на принадлежащей ей (Смагиной Л.К.) на праве собственности жилой площади, Когда Смагина Л.К. совершала сделку по дарению половины дома, она уже более двух десятков лет состояла на учёте в Администрации Заельцовского района г.Новосибирска на улучшение жилищных условий на общих основаниях. Смагина проживает в аварийном жилом доме, который угрожает жизни и здоровью проживающих в нем лиц. При отказе в постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий администрация Заельцовского района г. Новосибирска, а затем и, при проверки законности отказа, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйство Новосибирской области должно было проверить данное обстоятельство не является ли дом в аварийном состоянии. Для этого должна быть создана комиссия, что сделано не было. Принимая во внимание вышеизложенное Заявитель считает, что незаконным решением от xx.xx.xxxx государственный орган исполнительной власти Новосибирской области в лице заместителя министра ЕА Бондаренко нарушены его права, предусмотренными следующими законодательными актами: п.3 ст.40 Конституции РФ. В данной конституционной норме предусмотрено право малоимущих, иных указанным в законе граждан, нуждающимся в жилище, на бесплатное получение жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов; ч.1 ст.16 Закона РФ « О реабилитации жертв политических репрессий». Указанная норма гарантирует реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, право на меры социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; ст.2 Закона xxx от xx.xx.xxxx « Об учёте органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма». В названной статье предусмотрено право состоять на учёте. в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и законами субъекта РФ. Указом Президента РФ от xx.xx.xxxx xxx «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Согласно ст.ст. 246(п.1), 100 ГПК РФ с органа исполнительной власти, решение которого оспаривается, подлежат взысканию представительские расходы в сумме 6.000 руб. госпошлина в размере 200 руб. и расходы по проведению экспертизы 7500 рублей. Представитель Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Новосибирской области исковые требования не признала и пояснила, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области не входит в Правительство Новосибирской области, имеет отдельный расчетный счет и является самостоятельным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области. По существу требований заявителя на основании информации, имеющейся в Министерстве, поясняю следующее. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от xx.xx.xxxx xxx «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» (далее - Закон xxx) органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 33 ст. 2 Закона xxx отдельными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления городского округа Новосибирской области города Новосибирска. Постановка на учет граждан, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны относится к полномочиям органов местного самоуправления, т.е. мэрии города Новосибирска в лице администрации Заельцовского района.Таким образом, Министерство является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В связи с направленным по поручению Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А. Министерством ответом от xx.xx.xxxx xxx на обращение Смагиной Л.К. к Президенту РФ Медведеву Д.А., поступившее по территориальной принадлежности в Правительство Новосибирской области, сообщаю, что для подготовки ответа от администрации Заельцовского района г.Новосибирска были запрошены документы Смагиной Л.К., подтверждающие ее жилищные условия. Письмо от xx.xx.xxxx xxx, на которое ссылается заявитель в обосновании искового заявления, носит разъяснительный характер. На основании выписки из домовой книги, в которой указаны зарегистрированными в ... человека на общей площади 48,9 кв.м., и Свидетельства о государственной регистрации права Смагиной Л.К. на жилой ... в г.Новосибирске направлен ответ со ссылкой на требования Федерального закона от xx.xx.xxxx № 5-ФЗ «О ветеранах» - обязательства Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены для нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветеранов войны. При постановке ветеранов войны на учет органами местного самоуправления рассматриваются документы на соответствие требованиям статей 51 и 53 Жилищного кодекса РФ - наличие в собственности, проживание в качестве члена семьи или проживание по договору найма в жилом помещении, где на 1 человека приходится общая площадь, равная или менее учетной нормы по муниципальному образованию либо проживание в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания. Смагина Лидия Константиновна составом семьи из 4 человек зарегистрирована в доме общей площадью 48,9 кв.м., что превышает учетную норму по г.Новосибирску, принятую равной 12 кв.м. Кроме того, при проживании в доме, не признанном в установленном порядке непригодным для проживания, заявительница не имеет правовых оснований для принятия на учет и обеспечения жильем в рамках Указа Президента РФ xx.xx.xxxx. В ходе собеседования xx.xx.xxxx заявителем предоставлена копия выписки из домовой книги от xx.xx.xxxx, из которой следует, что в жилом ... зарегистрированы 6 человек, в том числе 2 человека зарегистрированы xx.xx.xxxx. Данная информация в администрации Заельцовского района в октябре 2010 года отсутствовала. Кроме того, в феврале т.г. из администрации Заельцовского района получена копия Свидетельства о государственной регистрации права Петренко К.В. на 1/2доли по договору дарения от xx.xx.xxxx. В соответствии с вышеперечисленными фактами, дополнительным фактом в отсутствии правовых оснований для принятия на учет Смагиной Л.К. является требование статьи 53 Жилищного кодекса РФ - гражданин имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по истечении 5 лет после намеренного ухудшения жилищных условий. Смагиной Л.К. в 2007 году подарена 1/2своей квартиры Петренко К.В. На основании вышеизложенного, просили суд в удовлетворении требований Смагиной Лидии Константиновны в отношении Правительства Новосибирской области в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области отказать. Представитель администрация Заельцовского района г. Новосибирска в суд не явился, извещен, просили дело рассмотреть без их участия. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление Смагиной Л.К. обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. Судом установлено, что Смагина Лидия Константиновна является вдовой инвалида 3 группы участника Великой Отечественной войны, умершего xx.xx.xxxx, что подтверждается удостоверением и представленными справками от xx.xx.xxxx и xx.xx.xxxx. Согласно Федерального Закона РФ «О Ветеранах» №5-ФЗ от xx.xx.xxxx вдова инвалида ВОВ приравнивается по правам и льготам к ветераном Великой отечественной войны 1941-1945 годов. В соответствии с Указом Президента РФ от xx.xx.xxxx xxx «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Смагина Лидия Константиновна обратилась xx.xx.xxxx в Администрацию Заельцовского района г. Новосибирска с заявлением и всеми необходимыми документами для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья. Письмом xxx от xx.xx.xxxx и.о. главы администрации Кочев Ю.В. отказал ей в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Впоследствии она неоднократно, в порядке подчинённости обжаловала отказные решения тех или иных должностных лиц, но последние принимали решения идентичные предыдущим. xx.xx.xxxx Смагина Л.К. обратилась с заявлением к Президенту РФ Медведеву Д.А.. Обращение Смагиной Л.К. по поводу незаконности отказа в постановки на учет нуждающейся в получении жилья было направлено для проверки в Правительство Новосибирской области. Губернатор Новосибирской области Юрченко В.А. поручил провести проверку по данному вопросу Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области. В соответствии с п/п 1 п.1 ст.10 Закона РФ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» «государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:1) обеспечивает объективное, всестороннее. .. рассмотрение обращения...» Без проведения надлежащей проверки, письмом xxx от xx.xx.xxxx за подписью заместителя министра ЕА Бондаренко принято решение об отказе в принятии на учёт и обеспечения жильём в рамках Указа xxx от xx.xx.xxxx Данное решение является незаконным и подлежащим отмене. В силу п. 3 ч.1 статей 51 Жилищного кодекса РФ основания признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Вопрос о соответствии жилого дома, в котором проживает Смагина Л.К. требованиям установленным для жилых помещений при проведении проверки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области законности отказа Смагиной Л.К. в постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, представляемых по договору социального, не выяснялся и не проверялся. Согласно Для исключений от xx.xx.xxxx «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Взыскать с Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Новосибирской области в пользу Смагиной Лидии Константиновны судебные расходы, а именно по уплате государственной пошлины 200 рублей, уплату услуг представителя 6000 рублей, расходы по проведению экспертизы 7500 рублей, а всего 13700 рублей Решение может быть обжаловано в срок 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд. Кассационная жалоба подается через Заельцовский районный суд г. Новосибирска. Судья Чалкова С.Н. Решение в окончательной форме изготовлено xx.xx.xxxx.