Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации xx.xx.xxxx г. Новосибирск Заельцовский районный суд г. Новосибирска Новосибирской области в составе: судьи Борисовой Т.Н. при секретаре Трофимовой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левченко Надежды Дмитриевны к отделу пособий и социальных выплат Заельцовского района г.Новосибирска о возложении обязанности предоставить субсидию в ином размере у с т а н о в и л: Левченко Н.Д. обратилась в суд с иском, просила обязать отдел пособий с социальных выплат Заельцовского района г.Новосибирска назначить ей ежемесячную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 740,42 рублей. Свои требования мотивировала тем, что является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу г.Новосибирск, ..., занимает одну из трех комнат. До xx.xx.xxxx она получала субсидию на оплату жилья в размере 740,42 рублей, но ответчик произвел перерасчет субсидии, используя региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на семью из 2-х человек. Этот расчет считает неверным, т.к. ее семья состоит не их 2-х человек, а из 1-го. В квартире зарегистрированы ее двое детей – Лысенко И.В. и Лысенко Д.В., которые также являются собственниками оставшихся долей, лицевые счета на оплату коммунальных услуг у них разные. Кроме того, ответчик в расчете использует совокупный доход семьи только ее, а региональный стандарт применил на 2-х человек – 1297,80 рублей. По мнению отдела пособия ее субсидия составляет 305,03 рублей, она же считает, что следует применить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный на 1-го человека, который составляет 1733,19 рублей, тогда размер субсидии составит 740,42 рублей. В судебном заседании истец заявленное требования и доводы искового заявления поддержала и пояснила, что с 2010г. при обращении за субсидией она предоставляет выписку из домовой книги, выписку на свою долю – 14,3 кв.метров она предоставляет. Также предоставляет свидетельство о праве собственности на квартиру, где на обороте указаны другие долевые собственники данной квартиры. Лицевые счета на всех собственников были разделены в соответствии с законом. Представитель отдела пособий и социальных выплат Заельцовского района г.Новосибирска иск не признала и пояснила, что при расчете субсидии учитывается доход только того собственника, который обратился, учитывается только его прожиточный минимум (пенсионер или трудоспособный) и всех зарегистрированных в квартире лиц, независимо от того являются ли они членами семьи этого лица. Если бы лицевые счета разделены не были, то брался бы совокупный доход всех членов семьи. В письменном отзыве и.о. начальника отдела пособий указал, что в апреле 2011г. появилась информация о втором зарегистрированном в квартире гражданине, поэтому Левченко Н.Д. была рассчитана субсидия с использованием регионального стандарта стоимости ЖКУ для семьи из 2-х человек. При расчете субсидии на июль-декабрь 2011г. из разговора с Левченко Н.Д. стало известно о третьем гражданине, зарегистрированном по данному адресу, что позднее подтвердилось документально, в связи с чем применен стандарт ЖКУ для семьи из 3-х человек. Полномочность использования данного принципа применения стандартов определена в п.74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от xx.xx.xxxx xxx. Таким образом, наличие долевой собственности у заявителя и ее детей не является основанием считать истца одиноко проживающей и использовать региональный стандарт стоимости ЖКУ для одного человека (л.д.17-18). Представитель привлеченного в качестве третьего лица Министерства социального развития Новосибирской области просила в удовлетворении исковых требований отказать. В письменном отзыве представитель указала, что в квартире по адресу г.Новосибирск, ... проживают 3 человека – Левченко Н.Д. и ее дети. Из действующего законодательства ведение общего хозяйства не является обязательным условием признания лица членом семьи собственника. Наличие отдельных лицевых счетов также не является основанием для признания Левченко Н.Д. одиноко проживающей. Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В соответствии со ст. 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Следовательно, расчет субсидии необходимо производить с учетом всех проживающих в жилом помещении (квартире) граждан – членов семьи, а также принимая во внимание доходы всех членов семьи Левченко Н.Д. Выслушав стороны, исследовав письменных доказательства, суд пришел к выводу, что заявленное требование обосновано и подлежит удовлетворению. Согласно ст. 159 ЖК РФ право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) имеют граждане в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Левченко Н.Д., Лысенко Д.В. и Лысенко И.В. в равных долях являются собственниками квартиры, общей площадью 62,2 кв.метров, расположенной по адресу г.Новосибирск, ... ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 25-27). Лицевые счета по оплате ЖКУ в данной квартире между ними разделены (л.д.22-24), все собственник зарегистрированы в квартире по месту постоянного жительства (л.д.36). Отдел пособий не предоставил документы, послужившие основанием для начисления субсидии на период с января по июнь 2011г (л.д.9), но не отрицал, что было предоставлено заявление, аналогичное тому, что подано истцом xx.xx.xxxx (л.д.28-29), ею были приложены документы с таким же содержанием (л.д.30-35). В заявлении на предоставлении субсидии истец указала, что проживает одна. Размер ее совокупного дохода за период с января по июнь 2011г. составил 37229,04 рублей, ежемесячный доход составил 6204,84 рублей, сторонами не оспаривался (л.д.37). На основании Постановление Губернатора Новосибирской области от 11.01.2011 №2 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Новосибирской области за IV квартал 2010 года" прожиточный минимум в Новосибирской области за IV квартал 2010г. для пенсионеров составил 4742 рубля. Доля собственных средств на оплату ЖКУ в Новосибирской области должна быть не более 16% от совокупного дохода семьи (2) Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в Новосибирской области дифференцированно, в зависимости от размера совокупного семейного дохода. Так, при уровне доходов на одного члена семьи до 2-х прожиточных минимумов – региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет на 2011 год 16% (Постановление Губернатора Новосибирской области от 28.12.2010 N 413 «Об установлении региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Новосибирской области на 2011 год»). Спор между истцом, ответчиком и третьим лицом заключается в том, относятся ли Лысенко И.В. и Лысенко Д.В. к членам семьи Левченко Н.Д. и какой региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) следует применять в данном случае. В соответствии с п. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение п.7 ст. 159 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005г. утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила). Согласно п.3 Правил правом на предоставление субсидии обладает собственник жилого помещения. В п.4 Правил указано, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Пунктом 18 Правил предусмотрено, что в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 ЖК РФ. Пункт 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В судебном заседании было установлено, что Лысенко И.В. и Лысенко Д.В. проживают в жилом помещении по самостоятельным основаниям, квартира находится в общей долевой собственности, лицевые счета собственников разделены. Таким образом, каждый из собственников несет самостоятельное бремя содержания своего имущества и родственные связи между истцом и Лысенко И.В., Лысенко Д.В. не являются основанием для определения их членами семьи Левченко Н.Д. (с целью определения права на субсидию и размера этой субсидии). При среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле, указанной в п.23 Правил как разница между произведением Регионального стандарта стоимости ЖКУ (РС) на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил, и произведением доли максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ и совокупного дохода семьи. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.12.2010г. №413 на 2011 год установлены Региональные стандарты стоимости ЖКУ в многоквартирных домах. Так для одиноко проживающего гражданина стандарт равен 1733,19 рублей, для семьи из 2-х человек – 1297,80 рублей, для семьи из 3-х человек – 1165,64 рублей. Из постановления видно, что стандарт подлежит применению с учетом количества членов семьи заявителя, а не с учетом количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении. Отдел пособий считает правильным следующий расчет ежемесячной субсидии исходя из состава семьи истца 3 человека: РС равный 1165,64 рубля х 1 человек – 16% от ежемесячного дохода семьи равного 6204,81 = 1165,64-992,77 = 172,87 рублей. Представители ответчика и третьего лица не смогли убедительно пояснить почему в данном расчете региональный стандарт умножается на 1 человека, а не на 3-х, если считать Лысенко И.В. и Лысенко Д.В. членами семьи собственника, претендующего на субсидию. В п.8 «в» Правил указано, что если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении. Таким образом, для определения Регионального стандарта стоимости ЖКУ имеет значение основание, на котором проживают лица зарегистрированные в том же жилом помещении, что и лицо, подавшее заявление о предоставлении субсидии, являются ли они членами одной семьи. Данный вывод подтверждается п.18 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий, утв.Приказом Минрегиона РФ №58, Минздавсоцразвития РФ №403 от 26.05.2006г., где указано, что определение прав на субсидии граждан, проживающих в коммунальной квартире по самостоятельным основаниям и являющихся членами различных семей, а также расчет размера их субсидий производятся раздельно. № HTML">Левченко Н.Д. предоставила в отдел пособий свидетельство о государственного регистрации своего права собственности, на обороте которого имелись сведения о том, что Лысенко И.В. и Лысенко Д.В. имеют в собственности на 1/3 доле. № HTML">Ссылка представителей ответчика на п.74 Методических рекомендаций необоснованна, поскольку в данном пункте указано на то, как применять региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, а не региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. В п.71 Методических рекомендаций указано, что региональный стандарт нормативной площади жилого помещения используется для определения общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, исходя из которого осуществляется предоставление субсидий. В формуле определения размера субсидии данный региональный стандарт не учитывается. № HTML">Таким образом, суд считает правильным применение для расчета размера субсидии Левченко Н.Д. региональный стандарт по оплате ЖКУ в размере 1733,19 рублей как для одиноко проживающего гражданина. Размер субсидии должен быть равен 740,42 рублей: № HTML">17733,19 рублей х 1 чел – 922,77 рублей. В ответе от 17.06.2011г. №275на заявление истца отдел пособий и социальных выплат Заельцовского района г.Новосибирска указал, что перерасчет в сторону уменьшения размера предоставленной субсидии был произведен с 01.04.2011г. (л.д.8). Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Исковые требования Левченко Надежды Дмитриевны удовлетворить. Обязать отдел пособий и социальных выплат Заельцовского района г.Новосибирска назначить Левченко Надежде Дмитриевне ежемесячную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.04.2011г. в размере 740,42 рублей. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Федеральный судья: Т.Н. Борисова Решение изготовлено в окончательной форме 06.10.2011г. Подлинное решение находится в гражданском деле №2-3210/2011